Анархия на улицах – что, если отменить правила дорожного движения…

Хаос часто порождает жизнь, в то время как порядок порождает привычку.

Генри Адамс (Henry Adams)

Как часто дискуссии о перспективах общества, лишенного государственности, порождают ответ, что без правительства возникнет «анархия на улицах»? Для многих людей улицы символизируют общество, и не без причины: это самые очевидные сети, с помощью которых мы взаимодействуем друг с другом. Они похожи на крупные артерии (мы даже используем это слово для описания улиц), вены и капилляры, перемещающие кровь по нашим телам. Каждую из них можно представить как переносчика еды и мусора в отдельные клетки и из них.

Идея о том, что на городских улицах – от которых зависит наше ежедневное функционирование – могут когда-нибудь начаться беспорядки, вынуждает многих людей принимать, особо не задаваясь вопросами, государственную функцию надзора на них. Нам представляется, что без скоростных ограничений, сигналов светофора на оживленных перекрестках и разнообразных предупреждений, нанесенных на десятки тысяч знаков, загромождающих улицы в наших городах, вождение превратится в беспокойное и разрушительное мероприятие.

На протяжении нескольких лет на сегодняшний день несколько городов в Европе экспериментируют, убирая дорожные знаки – включая светофоры, знаки остановки, предписания скоростного режима – и с удовлетворительными результатами. Города в Нидерландах, Германии, Швеции, Новой Зеландии – даже в Великобритании! – присоединились к этому эксперименту. В противоположность ожиданиям тех, кто мог предвидеть многочисленные автокатастрофы во всех городах, количество аварий существенно сократилось (в одном городе снизилось с 8 до менее 2 в год). Частично увеличение безопасности связывают с тем фактом, что, вместо того, чтобы беспокоиться о нарушениях требований дорожных знаков, или опасаться полицейских радаров для контроля скорости, или смотреть в зеркало заднего вида в ожидании полицейских мотоциклов, у водителей больше времени на то, чтобы обращать внимание на другие автомобили и пешеходов.

Автор эксперимента, покойный Ханс Мондерман (Hans Monderman), приписывал его успех тому факту, что «это опасно, а это именно то, что нам нужно». «Небезопасное – безопасно»: так называлась конференция, проведенная для обсуждения этой практики. Мондерман добавил, что эта попытка «смещает акцент с рискующего правительства, на водителя, берущего на себя ответственность на свой страх и риск». Что не менее важно, отныне водители больше концентрируют внимание на других водителях – обмениваясь визуальными знаками друг с другом, неформально договариваясь о пространстве, выезжая на перекресток, и так далее – вместо того, чтобы механически отвечать на знаки и электронные приборы.

Мондерман утверждал: «Когда ты не знаешь точно, у кого право проезда, ты склонен искать визуального контакта с другими пользователями дороги. Ты автоматически снижаешь скорость, ты общаешься с другими людьми, и ты более осторожен». Он добавил: «Большое количество правил лишает нас самого важного: способности быть внимательным к другим. Мы теряем нашу способность к социально ответственному поведению». Словами столь применимыми к остальной части наших политически структурированных жизней он заявлял: «Чем больше предписаний, тем больше колеблется чувство личной ответственности людей». Мондерман выразил суть проблемы еще более кратко, сказав: «Когда относишься к людям, как к идиотам, они и будут вести себя как идиоты».

Нами управляют слишком много законов. Формальные правила отделяют нас друг от друга, и чем больше правил ограничивает наше поведение, тем большее расстояние между нами. Конечно, именно этой логикой всегда руководствуется государство: проникать в наши отношения с другими, замещая своими принудительно навязанными указами наши межличностные сделки. Мы привыкаем смотреть на незнакомцев как на угрозу и относиться к политическому вмешательству как к нашему единственному средству соблюдения наших собственных интересов. Навязанные правила не только создают беспорядок, но и лишают нас автономии и спонтанности, помогающей придавать жизни смысл. Они лишают нас человечности.

Менталитет социальной импотенции постоянно отражается в нашей жизни. Я люблю спрашивать своих студентов, почему они не торгуются с продавцами овощей, одежды и других потребительских товаров. Они смотрят на меня так, будто я предложил им сходить в кино голышом. «Это невозможно», - инстинктивно отвечают они. Тогда я предлагаю примеры известных мне людей, у которых вошли в привычку подобный торг, и которым удавалось ежегодно экономить сотни или более долларов. Но недоверие всё еще преобладает. Однажды студент поднял руку, чтобы сообщить всему классу, что он работал помощником управляющего в крупном розничном магазине в Лос-Анжелесе, добавив: «Мы всё время так делали».

Как просто мы отказываемся от наших собственных социальных навыков, и какой ценой. Эти эксперименты с отказом от дорожных знаков напоминают нам, насколько мы зависим от неформальных способов переговоров с другими водителями и социально гармонизирующих    и благоприятных последствиях этого. Мои собственные эксперименты по свободному вождению научили меня: «Если другой водитель включает сигнал поворота, чтобы перестроиться в мой ряд, или я сообщаю о своем намерении сделать это, происходит нечто большее, чем обычное перестроение.

С этого момента другой водитель не может сделать ничего, - разве что намеренно въехать в меня – что заставит меня чувствовать гнев по отношению к нему. Он «свой парень», и я буду испытывать соседское чувство по отношению к нему, которое вызовет ощущение защищенности. Слово «добрососедство» подходит к данной ситуации: сколько из нас могли бы жать на клаксон или показывать гневные жесты другому водителю, в котором мы признали знакомого?

Это одно из непреднамеренных последствий вывода государства из управления нашим движением: мы вновь обретаем чувство общности с другими; незнакомцы теряют свою абстрактность и становятся для нас больше соседями. Если вы сомневаетесь в практичности и социальных преимуществах этих экспериментов, попробуйте вспомнить ситуации, когда на крупном перекрестке выходит из строя светофор. Водители немедленно – и без всякого внешнего указания – начинают пересекать перекресток по системе «карусели». Одна из моих студенток рассказала о собственном опыте в этой связи. Она припарковалась на обочине, ожидая свою мать. Она обратила внимание, что движение было довольно плавным и без значительных задержек. Затем в дело включился регулировщик, и быстро возникла пробка.


Несколько лет назад в статье в лос-анджелесской газете рассказывали о крупном перекрестке в Беверли-Хиллз, где сходились около шести полос. Ситуация не управлялась никакими светофорами, а водители использовали неформальные способы общения друг с другом. Автор, который живет в этом районе, прокомментировал органически появившийся порядок. Он пошел так далеко, что проверил полицейские отчеты, чтобы подтвердить, что на этом перекрестке не было аварий.

Насколько парадоксально большая часть написанного звучит для тех, кто привык считать государство создателем порядка в нашей жизни. Примерно так же, как люди осознают как широко распространенное владение оружием снижает число жестоких преступлений в обществе, возвращение власти в руки людей является самым эффективным способом установления одновременно ответственных и гармоничных отношений, которые как мы по детски ожидали, должны были возникнуть из нашей зависимости и покорности внешним властям.

Что если идея жизни ненасильственно навязанных правил распространится с улиц во все сферы нашей жизни? Что если мы откажемся от наших привычек ожидания того, что другие сделают нас цивилизованными и приведут нас к порядку, и поняли, что повиновение другим ведет к нашей безответственности? В то время как правительственные манипуляторы не ослабляют попытки потихоньку управлять деталями нашей жизни – какие продукты, лекарства мы можем потреблять; как нам воспитывать и учить наших детей; какие машины мы можем водить и какие лампочки мы использовать; какую медицинскую помощь мы можем получать; наши оптимальные уровни веса; как нам обеспечивать свою пенсию, и так до бесконечности – можем ли мы призвать всё свое мужество, чтобы покончить с нашей невротической фиксации на «безопасности»?

Может ли качество нашей жизни быть существенно улучшено за счет трансформации мышления, вызванной этими дорожными экспериментами? Могут ли они зародить проблески понимания того, как индивидуальная свобода оценивать наши собственные риски и выбирать способ действия обеспечивают необходимую базу для жизни материально и духовно значимой? В то время как наше институционное раболепие и зависимость продолжаю разрушать нас, можем ли мы понять, что нас и наших соседей объединяет именно необходимость вступать в переговоры и поддерживать друг друга, как автономных и меняющихся людей в переменчивом и неопределенном мире?

аватар

Блок, Волтер

Ведущий экономист австрийской школы, автор многочисленных книг и блога Austrian Economics and Liberty.

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 19

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

TimeMachine 07.08.2013 в 11:35
Автор несёт ЧУШ!!! Если делать по его рекомендации, убрать государственность- то есть убрать законы, правила то тогда вы будите жить как в АФГАНИСТАНЕ. Там свободы МОРЕ. Нет вам ни правил дорожного движения ни светофоров. Тогда как государственность с её законами и правилами создаёт вещи неподвластные для общества без законов. А именно запускает в космос человека к примеру. Если б в России убрать законы и правила, независимо хороши они или плохи. То России не станет как государства. Её территорию раздербанят другие государства, которые благодаря своим законам организовывают свою армию, чтобы подченить себе территории где нет законов и правил.
oleg 08.08.2013 в 12:25
я тоже замечал, что когда на перекрестке появляется регулировщик или просто стоит патрульная машина,- возникает пробка.
Putin 08.08.2013 в 12:28
Полностью согласен с Тайм Машин, всем бы такое тунельное узкое мышление, пилили бы мы бюджет еще силнее для Вашего блага
yury-270 08.08.2013 в 09:55
У TimeMachine слишком узкое рабское мышление и отсутствие элементарной грамотности :)
ДИК 08.08.2013 в 10:29
Уважаемый TimeMachine, в Афганистане нет полной свободы, они живут по понятиям, как диктует Аллах.
Игорь С. 08.08.2013 в 12:41
Дорога - это тот достаточно низкий уровень иерархии управления, на котором можно допустить частичное самоуправление, потому что на дороге все являются равноправными участниками и у всех примерно одинаковые интересы - поскорее добраться из пункта А в пункт Б. На более высоком уровне (армия, налоги и бюджет, граница и таможня, внешняя политика, образование, медицина, пенсионное обеспечение и т.п.) при самоустранении государства наступит бардак или же управлять всем будет мафия. Хорошее у нас государство или плохое - это другой вопрос. Но клумбы во дворах, разборки соседей и домашние животные - это вопросы местного самоуправления, а во внешнюю политику и в бюджет идиотов-соседей пускать не стоит. Думаю, что идиоты-соседи то же самое думают и обо мне ))
Time Machine 08.08.2013 в 01:58
Для ДИК и ушу-270 Вот Игорь С. Вам также популярно объяснил к чему приведёт беззаконие. А вы ушу-270 будите тогда пресмыкаться перед талибом с автоматом, чтобы не получить пулю в лоб. Который живёт не по закону а по понятиям и вера здесь не причём. В России же в лучшем случае вы получите резиновую пулю в лоб из травматика. Если кому нибудь на внедорожнике не понравится ваша езда по дороге. Желаю удачи, в мире беззакония. Только когда вам в под воротне будут проламывать череп или насиловать вашу жену, дочь а может и мать, то не зовите на помощь полицию. Представителей, какой быто нибыло, но всё же законности власти.
Time Machine 08.08.2013 в 02:06
P.S Для ДИК и ушу-270 В Сирии бандиты которых называют в СМИ повстанцами живут без законов. Что в результате получает население куда пришли эти горе повстанцы, а получают 100% насилие женщин и убийство мужчин, которые не хотят вступать в их бандитские ряды. Вы что предпочтёте? Cтать бандитом как они или умереть как не раб своих заблуждений. Был бы телепорт, я бы вас отправил в Сирию на свободу от законов, для промывания мышления.
Гулаг 08.08.2013 в 05:56
Тайммашину Ну да. Зато в России, где есть сильное государство и законы, государственные небандиты не умертвили, предварительно не запытав самыми изощренными способами, всего каких-то 100 миллионов сограждан. Страна была полна врагами народа и всякой контрой. Были враги народа и среди детей. Женщин в советских лагерях смерти не насиловали на 100%, нет. Их всего лишь не заталкивали в бараки с уголовниками. Их там еще пулей в затылок не расстреливали тоже, а потом трупы не прятали в проруби.
Time Machine 08.08.2013 в 11:21
для Гулаг У меня дед сидел в лагерях как бывший кулак. И что, жив здоров остался и продолжил работать на благо Родины после лагерей. Нет идеального государства. И вам так же место в Сирии. Там вам псевдо павстанцы, не чтящие законы, устроят чистилище похлеще совдэповскова гулага. Или вы превратитесь в нелюдя как и они. И вместе с ними будите устраивать Сирийский гулаг для других. Или станете их жертвой. Другого в беззаконных государствах не дано. Тоже самое Самоли, Ливия. Вы наверно перепутали Родину. Кстати, не нравится, никто вас в России насильно не держит. Чемодан в руки и в перёд в Самоли, Сирию или Афган. Там для таких как вы нет законов. И по поводу гулага, а вдруг ваши предки были стукачами и сами способствовали чтобы соседи загремели в гулаг. А вам про это и не рассказывали так как таким прошлым не хвастаются перед потомками.
yury-270 09.08.2013 в 09:40
ДЛЯ Time Machine: Я живу (и всегда жил) по своим понятиям. Никогда ни перед кем не пресмыкался (и противно было, когда по роду моей деятельности пресмыкались перед мной другие). А во времена даже небольшой анархии себя и своих близких защитить гораздо проще - всё предельно понятно:) Всегда нужно рассчитывать только на себя, а не на ПОЛНОСТЬЮ БЕСПОЛЕЗНУЮ милицию и т.п..
NKVD 09.08.2013 в 06:41
Гулаг вранье, не 100 млн, а 100 тыс. млн. - надо правильно запоминать, что написано в методичке :))))
LPG Creator 10.08.2013 в 07:02
Ну, вы раздухарились, ребята! И Гулаг вспомнили и Сирию! На мой взгляд, в первом случае Берия продемонстрировал что происходит с людьми, которые не хотят делиться своим имуществом (в т.ч. интеллектуальным) и работать бесплатно. Во втором случае - менталитет и Аллах не оставляет надежды на демократию. Мне лично импонирует Американское устройство образца 90-х годов с Конституцией США и свободной продажей оружия. Не знаю что происходит в Америке сейчас, но 20 лет назад было "можно все что не запрещено законом". Бизнес процветал!
snake 12.08.2013 в 07:33
Правила дорожного движения относятся к самой разумной системе правил для людей, из тех что существуют. И даже без неё можно обойтись. Конкретно я живу там где их нет. Три года езжу без правил, знаков, документов и прочего уродства для ограбления людей. Движение перенасыщено(индия). всё отлично! смешно читать, как ссыкуны говорят, что может наступить бардак без правил и мафия прийти к власти. ВСЁ ЭТО УЖЕ ТАК! А вот там где власти не видно - люди почему-то относятся друг другу получше и всё как-то погармоничней. Давно уехал жить-путешествовать по таким местам. Люди отлично самоорганизовываются, это факт моей жизни и тысяч поселений на планете. p.s.вижу позицию Time Machine, как позицию трусливой неадекватной истерички. или пиарщика от властей =)
Юрий 13.08.2013 в 02:21
Как показывает опыт Индии, а также многих арабских и африканских стран, дорожное движение без правил и полицейского контроля возможно, и даже уровень аварийности получается довольно невысок (из-за низких скоростей), но передвижение получается жутко медленное и хаотичное, в разы медленнее, чем с нормальной системой светофоров. А когда у нас в России ломается светофор, то движение впадает в ступор, все лезут на перекрёсток со всех сторон, никто ни на кого на смотрит, в итоге перекрёсток оказывается тотально заблокированным. Если на Западе народ более-менее организованный и пропускает друг друга, а на Востоке сама организация движения заставляет постоянно смотреть друг на друга и договариваться, то у нас всё очень-очень плохо в этом плане, договариваться люди в принципе не приучены, каждый прёт, не глядя на других.
Юрий 13.08.2013 в 02:26
Впрочем, и в Америке поломка светофора пропускной способности перекрёстка, мягко говоря, не увеличивает. Автор изрядно лукавит, упоминая только о снижении аварийности, но не упоминая, что эта низкая аварийность - следствие падения скорости движения до черепашьего уровня.
cat 01.08.2016 в 09:03
Чего уж там законы государства. Можно автору предолжить еще избавиться от законов природы. Договориться, например, между собой, что зимой в Сибири +20 градусов и ходить по улице в шортах.
хрясЪ 02.08.2016 в 07:11
Что бы вы не говорили, но по факту, у нас государство из слуги граждан превратилось в владельца граждан. Слишком много ресурсов тратится на регулирование жизни граждан. Поэтому плюсы государственного управления перевешиваются расходной частью на это самое государство. Что касается дорожного движения. Множество проблем с нарушением дорожного движения можно решить не кучей сотрудников ГИБДД, а встроенными чипами в каждом автомобиле и маяками передатчиками на дорогах. Въехал в город и маяк передал на чип автомобиля максимальную скорость 60 км час. Жми не жми тапку своего феррари а больше 60 км час он не поедет. Это как проблема здравоохранения. Система лечения граждан превратилась в бизнес на болезни граждан. Выгодно не вылечить а лечить и зарабатывать на этом деньги. Если, не дай Бог, вылечил - потерял клиента.
хрясЪ 02.08.2016 в 07:17
Еще подумалось насчет дорожного движения. Неправильно когда 18 летний юнец может купить себе тачку с 6 литрами под капотом или литровую якибусу на 2х колесах. Водители новички должны колесить на микролитражках которые физически не могут что называется ехать. Так же почему не ввести ограничение для злостных нарушителей скоростного режима в вопросе выбора тачки? Пусть стрит сракеры гоняют на матизах.