Антиутопическая «четвертая промышленная революция» будет сильно отличаться от первой

Автор: Антони П. Мюллер (Antony P. Mueller)

великая перезагрузка

Если принять публикации Всемирного экономического форума (ВЭФ) за указание на то, как «четвертая промышленная революция» изменит общество, то мир ждет масштабное наступление на личную свободу и частную собственность. Возникнет новый вид коллективизма. Подобно коммунизму прошлого, новый проект обещает всем технический прогресс и социальное равенство. Кроме того, публику соблазняют экологической устойчивостью и обещанием долголетия или даже бессмертия. Однако на самом деле эти обещания – глубокая антиутопия.

Четвертая промышленная революция

Согласно Клаусу Швабу (Klaus Schwab), основателю и председателю ВЭФ, четвертая промышленная революция представляет новую стадию технического прогресса, начавшегося в конце XVIII века с текстильной промышленности и использования паровой энергии. Вторая промышленная революция состоялась в конце XIX – начале XX века. Тогда было создано множество новых потребительских товаров и промышленных технологий, сделавших возможным массовое производство. Третья промышленная революция началась примерно в 1950 г. с прорывов в цифровых технологиях. Четвертая промышленная революция, согласно Клаусу Швабу, означает, что мир движется к «подлинной глобальной цивилизации».

Четвертая промышленная революция обладает потенциалом «роботизировать человечество, дискредитировав наши традиционные источники смысла: работу, общество, семью, идентичность». Шваб прогнозирует, что четвертая промышленная революция «приведет человечество к новому коллективному и нравственному сознанию».

Частью преобразований, сопровождающих четвертую промышленную революцию, будет трансгуманизм, так как искусственный интеллект (ИИ) в определенных задачах превзойдет даже лучших из людей. Новые технологии «не остановятся на том, чтобы стать частью окружающего нас физического мира, – они станут частью нас самих», – заявляет Шваб.

В предисловии к последней книге Шваба «Технологии четвертой промышленной революции» (Shaping the Future of the Fourth Industrial Revolution) (2018) генеральный директор Microsoft Сатья Наделла (Satya Nadella) утверждает, что эволюция новых технологий «полностью в нашей власти». Microsoft и другие высокотехнологические компании «делают ставку на взаимодействие ряда важных технологических достижений – смешанной реальности, ИИ и квантовых вычислений».

Сатья Наделла сообщает читателям, что Microsoft, Amazon, Google, Facebook и IBM будут сотрудничать над разработкой и тестированием технологий в таких областях, как «автомобили и здравоохранение, взаимодействие человека и ИИ, нарушения стабильного экономического положения и использование ИИ во благо общества».

Всеобъемлющие преобразования

Во введении в свою последнюю книгу Клаус Шваб прогнозирует, что четвертая промышленная революция «в корне изменит существующие способы восприятия, вычислений, организации, действий и поставок». Он утверждает, что «отрицательные внешние эффекты» нынешней глобальной экономики вредят «окружающей среде и уязвимым слоям населения».

Изменения, связанные с новыми технологиями, будут всеобъемлющими и преобразят «то, как мы производим и транспортируем товары и услуги». Революция кардинально изменит то, «как мы общаемся, сотрудничаем и воспринимаем окружающий мир». Изменения будут настолько глубокими, что прогресс в нейро- и биотехнологиях «заставит нас пересмотреть, что значит быть человеком».

Вслед за предисловием Сатьи Наделлы в тексте Шваба несколько раз повторяется, что «эволюция четвертой промышленной революции полностью в нашей власти», если «мы» используем «уникальный шанс» и будем стремиться к «расширению возможностей». «Мы», о которых говорят оба автора, – это глобальная технократическая элита, выступающая за центральный контроль и государственное вмешательство (называемое «созданием будущего») в новой системе, характеризующейся тесным сотрудничеством бизнеса и правительств или, точнее, высоких технологий и нескольких ключевых государств.

На странице о «великой перезагрузке» на сайте ВЭФ утверждается, что «коронавирусный кризис» представляет «уникальный шанс, чтобы определить, каким будет восстановление». На нынешнем «историческом распутье» мировые лидеры должны уделить внимание «несоответствиям, несовершенствам и противоречиям» в разных областях, от здравоохранения и образования до финансов и энергетики. Форум определяет «устойчивое развитие» как главную цель глобальной управленческой деятельности.

«Великая перезагрузка» призывает к глобальному сотрудничеству для достижения таких целей, как «взятие под контроль четвертой промышленной революции», «восстановление здоровой окружающей среды», «пересмотр общественных договоров, навыков и видов работы» и «проектирование экономического восстановления». Как обсуждалось 20-23 октября 2020 г. на «Саммите о перезагрузке занятости», «зеленое восстановление» от коронавирусного кризиса обещает «зеленые горизонты». В январе 2021 г. пройдет саммит ВЭФ, посвященный грядущим преобразованиям. В числе основных тем «стабильный климат», «устойчивое развитие», «безуглеродная» экономика и сельскохозяйственное производство, где будет снижена доля скотоводства в соответствии с глобальным сокращением потребления мяса.

Альтернатива

Благодаря промышленным революциям стало возможно повышение уровня жизни одновременно с ростом мирового населения. Те, кто хочет ликвидировать капиталистическое общество и экономику, неизбежно должны выбрать ухудшение уровня жизни и сокращение населения. Сторонники установления нового миропорядка силой государства отрицают, что радикальный капитализм может намного эффективнее предоставить средства для улучшения мира, как было с начала первой промышленной революции.

Промышленные революции прошлого стали возможны благодаря свободным рынкам и индивидуальному выбору. Как объясняет Мизес (Mises), первую промышленную революцию породила идеология невмешательства. Сначала произошла духовная революция, положившая конец «общественному порядку, где постоянно росло число людей, обреченных на крайнюю нужду и нищету» и где производственная активность «почти исключительно обслуживала потребности обеспеченных людей» и ее «расширение было ограничено количеством предметов роскоши, которые могли себе позволить самые богатые слои населения».

Идеология ВЭФ – это идеология доиндустриальной эры. Тогда как сайт ВЭФ пестрит терминами вроде «власть», «организация» и управляемое «устойчивое развитие», такие понятия, как «свобода», «рыночная координация» и «индивидуальный выбор», там просто отсутствуют. Форум скрывает тот факт, что вместо прогресса будущее человечества – это обнищание и угнетение. Замалчиваемое следствие планируемой «экологичной экономики» – резкое сокращение мирового населения.

С упразднением рынков и подавлением индивидуального выбора, подразумеваемыми коллективистскими планами ВЭФ, наступит новый темный век. Вопреки тому, что предполагают планировщики, технический прогресс придет в застой. Без человеческого творчества, вытекающего из идей индивидуализма, технический прогресс невозможен.

Заключение

Новые технологии, связанные с четвертой промышленной революцией, могут принести человечеству огромную пользу. Проблема не в технологиях как таковых, а в том, как они используются. Если глобальная элита из ВЭФ добьется своего, нас ждет мрачное будущее. Результатом будет режим технократического террора, замаскированный под великодушное мировое правительство. Однако есть альтернатива. Как доказывают последние два столетия, свободные рынки и индивидуальный выбор – источники технического прогресса, человеческого совершенствования и экономического процветания. Нет рациональных причин, почему четвертая промышленная революция должна требовать коллективизма. Свободные рынки – лучший способ справиться с вызовами, связанными с новыми технологиями. Ответ не что иное, как еще больше капитализма.

аватар

ИНСТИТУТ МИЗЕСА

Крупнейший либертарианский исследовательский институт в США.

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.