Австрийское обозрение, № 33: Крах Лиман Бразерс – 10 лет спустя


Здравствуйте, это 33-й выпуск Австрийского обозрения, с вами Дмитрий Балковский, Goldenfront.ru, сегодня 16 сентября, воскресенье.

15 сентября мы отмечали очередную мрачную годовщину, а именно десятилетие краха инвестиционного банка Лиман Бразерс (Lehman Brothers). Это событие запустило острую фазу великого финансового кризиса 2008 года.

Банк Лиман Бразерс был основан в 1850 году выходцами из Германии, евреями по национальности. За свою долгую историю он участвовал в развитии целого ряда американских индустрий от выращивания хлопка и строительства железных дорог до развлечений и электроники.

К началу XXI столетия он считался одним из столпов американской и международной инвестиционной индустрии вместе со своими коллегами и конкурентами: JPMorgan, Goldman Sachs, Meriill Lynch, Morgan Stanley и Bear Stearns. Мы делали видео о крахе Беар Стернс в марте – его можно посмотреть здесь.

За свою многолетнюю историю Лиман оказывался на грани краха четырежды, последний раз в 1998 году из-за краха супер хедж-фонда Long-term capital management (LTCM), погибшего после августовского дефолта России. Крах LTCM поставил мировую финансовую систему на грань выживания, но ее смерть удалось отсрочить благодаря усилиям крупнейших игроков американских финансов, оказавшихся под угрозой краха. Лиман тогда смог пережить беду.  А вот в 2008 году все пошло иначе…

Главной причиной краха Лиман стало схлопывание пузыря на рынке американской недвижимости, который в свою очередь был вызван порочной практикой мировых и американских кредитно-финансовых властей, которые борются финансовыми проблемами, заливая их новыми деньгами, гарантиями и кредитами.

Главная причина пузыря недвижимости в США начала этого века, как и многих других пузырей до и после него – нежелание государства и граждан принять боль, вызванную своей собственной глупостью и жадностью. После краха предыдущего пузыря – доткомов в 2000-2001 году Федеральная резервная система США под руководством председателя Алана Гринспена принялась лихорадочно понижать процентные ставки, с целью облегчения ситуации в экономике США. Что привело к образованию пузыря в сфере недвижимости, превзошедшего предыдущий по масштабам и ущербу, который его схлопывание нанесло мировой экономике.

Как точно отмечает Барри Ритхольц (Barry Ritholtz) в статье под названием "10 заблуждений о финансовом кризисе в его 10-летнюю годовщину": 

В течение большей части истории финансов взаймы давали исходя из способности заемщика рассчитаться по кредиту. В период до кризиса 2008 года мотивация кредиторов изменилась – теперь банки интересовала не вероятность возврата кредита, но возможность продать заем кому-то еще, часто какой-то инвестиционной компании, которая переупаковывала кредит с другими кредитами и создавала ипотечную облигацию. Продажа 30-летнего кредита с 90-дневной гарантией расширяет пул возможных заемщиков – надо просто найти теплое тело, которое сделает первые три месячные платежа, а дальше это уже не ваша проблема.

Не имеющая прецедентов эмиссия сложнейших финансовых деривативов (всех видов ипотечных облигаций) вместе с режимом сверх низких процентных ставок, системой государственного рефинансирования ипотеки и частичной дерегуляции финансовой отрасли, проведенной в интересах банков, привела к катастрофе.

Пузырь продлился с 2001 по 2008 год и в начале казалось, что от него выигрывают все стороны, участвующие в процессе. Заемщики могли брать кредиты по сверх низким ставкам, не показывая вообще никакого дохода и покупать недвижимость, которую в других обстоятельствах они не смогли бы себе позволить. Застройщики строили целые города некачественных домов и квартир, которые разлетались как горячие пирожки. А банки зарабатывали на выдаче кредитов и получении процентов по проданным ими ипотечным облигациям.

В экономике царил бум, вызванный дешевыми кредитами, но вечно все это, как обычно, не продлилось.

Первые признаки беды появились еще в конце 2006 года, когда стали лопаться заемщики, выдавшие кредиты самым рискованным категориям граждан, субстандартные кредиты. Раньше такое было бы невозможно, но благодаря развитию рынка финансовых производных, риск дефолта удавалось временно переложить на других участников процесса.

Лиман был одним из главных участников производства, позднее оказавшихся мусорными, ипотечных деривативов. Как обычно бывает в конце вечеринки, в 2007 году несмотря на уже очевидное падение цен на недвижимость, Лиман продолжил увеличивать размеры портфеля ценных бумаг, связанных с ней. К концу 2007 года его размер достиг $111 млрд, что в 2 раза превзошло уровень конца 2006 года.


Катастрофическим изъяном таких портфелей было то, что стоимость этих бумаг оценивалась не на бирже, а в рамках частных сделок между крупнейшими банками. Поэтому спрос на них существовал только при условии сохранения уверенности в беспрерывном росте цен на недвижимость. Когда цены прекратили рост эти бумаги по сути потеряли всякую ценность. И разверзлись хляби небесные…

Рано утром 15 сентября Лиман объявил банкротство с $639 млрд активов и $613 млрд обязательств. Это стало крупнейшим банкротством в истории США.

Надо отметить, что банкротство Лиман не было причиной финансового кризиса 2008 года, экономический спад в США начался еще в конце 2007 года. Лиман было невозможно спасти.

Главным последствием краха Лиман, помимо экономических трудностей, явилась потеря доверия в способность центральных банков контролировать и направлять экономику.

По сути, никаких уроков из произошедшего извлечено не было. В мире продолжает царить банковская система частичного резервирования и центральные банки. Механизмы свободного рынка не работают. А пузыри и объем долгов по всему миру только выросли.

Где же стоит искать эпицентр следующего кризиса – возможно на китайском рынке жилья?

крах банка Лиман Бразерс

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.