Библейский взгляд на твердые деньги, первая часть

золотые монеты

Источник: CLAUDIOGRASS.CH

Автор: Клаудио Грасс (Claudio Grass)

«Способность рассматривать идею, не принимая ее, – отличительная особенность образованного ума». – Аристотель (Aristotle)

В современном мире очевидно, что конкуренция идей находится под серьезной угрозой, а с ней и крайне необходимые дискуссии о том, как подходить к тем или иным темам или как понимать мир, где мы живем. Особенно это беспокоит, если учесть, что примерно 200 лет назад западный мир прошел процесс Просвещения. Как говорил Иммануил Кант (Immanuel Kant):

«Просвещение – это выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие – это неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Это несовершеннолетие по собственной вине, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere Aude! – Имей мужество пользоваться собственным умом! – таков, следовательно, девиз Просвещения».

Кант считал, что важнейшей для просвещения является способность свободно и честно высказываться. Когда люди начинают выражать свои мысли и мнения свободно и не боясь наказания, появляется критическое мышление и новые идеи, что очень важно для просвещения. И тем не менее сегодня мы вновь живем в период, когда, в частности, люди, заявляющие, что «защищают нас от нас же самих», считают, что ограничение свободы слова и обмена идеями служит высшему благу. Таким образом, нормой становится направляемое, контролируемое мышление и тщательно управляемый диалог, вместо того чтобы люди читали, думали, дискутировали и самостоятельно решали, чему верить.

В данном смысле настоящую статью не стоит рассматривать исключительно с религиозной точки зрения. Следует также сосредоточиться на идеях и уроках, предлагаемых одной из старейших книг и, возможно, фундаментом западной цивилизации. Я лично не религиозный человек, однако считаю эти базовые принципы, ценности и уроки неоспоримо конструктивными и актуальными в наше время, причем особенно важно понимание центральной идеи о том, что дух предшествует материи. Я родился и вырос в Швейцарии и всегда интересовался историей, и поэтому мне вспоминается отрывок из «Клятвы Рютли», фундаментальный для понимания швейцарцев:

«Лучше смерть, чем жизнь в рабстве.

Мы хотим уповать на единого высочайшего Бога

И не бояться власти людской».

Таким образом, я надеюсь, что даже истовый атеист прочитает эту статью с открытым умом и, возможно, увидит, что библейские взгляды на природу денег и связанные с этим ценности действительно очень интересны.

Золото и серебро в Библии

Есть большое количество исторических исследований и свидетельств, документирующих отношения человечества с золотом и серебром и их многотысячелетнее использование в качестве денег. В свидетельствах, датируемых еще четвертым тысячелетием до Рождества Христова, отчетливо задокументирована роль драгоценных металлов как средства обмена, поскольку египтяне, жители Междуречья и древние греки в значительной мере полагались на золото и серебро для упрощения экономической активности и торговли. Еще один важный источник, описывающий значение и базовые функции золота в ходе истории человеческой цивилизации, можно найти в Библии, поскольку в религиозных текстах и писаниях содержатся многочисленные упоминания и веские доказательства того видного положения, каким золото и серебро исторически пользовались, не только в экономическом и коммерческом, но также в духовном и символическом контексте.

Чтобы проанализировать и истолковать некоторые из этих отсылок и поместить их в надлежащий контекст, я воспользовался познаниями и озарениями Юстина Рошьоары (Iustin Rosioara), автора книги «Божьи деньги: подробный анализ библейских стихов с упоминанием золота и серебра» (God’s Money: An In-Depth Examination of the Bible Verses that Mention Gold and Silver).

Его компетентные данные, открытия и выводы предоставили не только ряд интересных примеров, но также более широкую концептуальную и историческую подоплеку и структуру, необходимую для содержательного анализа этой темы.

Анализ библейских оснований и истоков «твердых денег» отчетливо показывает, что золото сложно отделить от серебра. Исходя из библейских отсылок и актуального контекста, чаще всего эти два металла оказываются тесно переплетенными, а их символическое значение – взаимосвязанным и взаимодополняющим.


В Библии золото олицетворяет справедливость. Оно неуничтожимо, чисто и не вступает в химические соединения с другими элементами. В то же время серебро символизирует покаяние. Как многие помнят, оно использовалось для платы Иуде за предательство Иисуса. Но оно также обладает важными очищающими и антибактериальными свойствами. Таким образом, эти металлы обычно взаимосвязаны, так как то, что они символизируют – справедливость и покаяние – также неразделимо. Без Божьей справедливости покаяние невозможно, но справедливость не может быть достигнута без покаяния. Когда используется лишь какой-то один металл, из соответствующего контекста можно вывести его особое значение.

Бытие 2:11-12: «Золото хорошее»

«Имя одной [реки] Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее».

Как правило, когда какое-то понятие впервые упоминается в Библии, контекст этого упоминания определяет основное применение понятия. Таким образом, именно в таком ракурсе следует рассматривать утверждение, что «золото хорошее».

Слово, переведенное как «хорошее» («тов» на иврите), имеет много значений. Во-первых, в качестве прилагательного оно означает «хороший», «приятный», «превосходный в своем роде», «ценный», но в качестве существительного оно также означает «благополучие» и «процветание».

Важен также контекст первых двух глав Книги Бытия, потому что именно в этих главах человечество получает свою задачу: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею». В данной миссии содержится явный экономический аспект, поскольку человечеству поручается управление земными ресурсами. И данный контекст применим к упоминанию золота.

Следовательно, в таком контексте требуется два базовых элемента: материальное вещество (материя) и работа (труд). Материальное вещество – это вклад Бога в этот процесс. Работа олицетворяет человеческий вклад в рост и развитие. Без человеческого труда ничего не растет; все либо пребывает в застое, либо растет хаотично. С помощью работы человек должен взращивать избирательно, возводить порядок над хаосом и распространять и умножать более желательные и приятные элементы жизни, защищая их от хищников и угроз.

В процессе развития, по мере постоянного применения труда к материи, неизбежно накопление благ и специализация труда, что ведет к избытку и, следовательно, к торговле. На данном этапе, если рассматривать в экономическом ракурсе, все ценное на земле, что предполагается использовать в качестве денег, должно содержать те же две составляющих – материальное вещество и труд.

В таком свете использование в торговле бумажных денег создает условия и возможности для нечестного обмена, поскольку одна сторона отдает реальные товары и услуги (содержащие материальное вещество и труд), но взамен получает нечто невещественное, обладающее лишь иллюзорной ценностью. Обмен справедлив, только если он основан на одинаковых предпосылках и обе стороны получают объекты одинаковой природы.

«Кесеф» = серебро и деньги

В оригинальном тексте на иврите деньги и серебро обозначаются одним и тем же словом: «кесеф». Ввиду особенностей библейского иврита, когда одно и то же слово используется в разных контекстах и имеет несколько значений, все эти значения тесно взаимосвязаны. Кроме того, многие слова строятся на основе «корневых слов». То есть, когда разные слова происходят от одного и того же корня, все эти слова и представляемые ими понятия также тесно взаимосвязаны.

Когда совершаются платежи по различным транзакциям, цена, за несколькими исключениями, выражается в «кесеф». Везде в Библии серебро играет видную роль как средство обмена, предусмотренное для использования торговцами.

Равнозначность серебра и денег несложно заметить, если прочитать главы об Иосифе – вероятно, первое историческое изображение экономического цикла: семь лет достатка, за которыми следует семь лет голода.

Четко понимая, чего стоит ждать, Иосиф предложил фараону простое и прямолинейное решение: придерживать пятую часть урожая в годы достатка, чтобы компенсировать потери в годы голода. Когда народ не был готов к кризису и не имел продовольствия, «Иосиф собрал все серебро, какое было в земле Египетской и в земле Ханаанской, за хлеб, который покупали, и внес Иосиф серебро в дом фараонов» (Бытие 47:14). В данном стихе слово, переведенное как «серебро», – «кесеф», переводимое также как «деньги».

В то же время мы также узнаем, что Иосиф приказал начальнику своего дома тайно положить его чашу в мешок его младшего брата Вениамина вместе с деньгами, отданными тем за хлеб: «А чашу мою, чашу серебряную, положи в отверстие мешка к младшему вместе с серебром за купленный им хлеб» (Бытие 44:2). В данном стихе в оригинале дважды используется слово «кесеф»: сначала при описании серебряной чаши и затем при упоминании серебра в смысле денег, заплаченных за хлеб.

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.