Библейский взгляд на твердые деньги, вторая часть

Источник: CLAUDIOGRASS.CH

Автор: Клаудио Грасс (Claudio Grass)

золотые монеты

«Так как золото – честные деньги, его не любят нечестные люди». – Рон Пол (Ron Paul)

Ценность серебра и золота обусловлена их природой

Ни стоимость золота, ни стоимость серебра не выражается в других учетных единицах. Их стоимость выражается непосредственно в их собственном весе. Все остальное, что ценится (другие активы, товары, блага, услуги или выполненный труд), измеряется в весе этих металлов. Другими словами, ценность золота и серебра определяется их собственной природой, тогда как стоимость транзакций измеряется количеством металла, переходящего из рук в руки.

Отличный пример можно найти в Книге Бытия 23:16, где Авраам покупает землю, чтобы похоронить свою жену:

«Авраам выслушал Ефрона; и отвесил Авраам Ефрону серебра, сколько он объявил вслух сынам Хетовым, четыреста сиклей серебра, какое ходит у купцов».

Важно отметить, что «сикель» (шекель) – это на самом деле единица веса, а не денежная единица, как может предположить современный читатель. Именно поэтому сказано, что Авраам «отвесил, сколько он объявил», а не просто заплатил Ефрону условленную цену.

Измерение стоимости в весе дает постоянство, которое неспособна обеспечить ни одна валюта. Все потому, что вес со временем не меняется. На протяжении тысячелетий использовались и используются по сей день разные единицы веса, но сам вес не меняется. Одна тройская унция всегда будет одной тройской унцией, один грамм всегда будет одним граммом, и одна тройская унция всегда будет равна 31.1 грамма.

Бытие 13:2: «И был Авраам очень богат скотом, и серебром, и золотом»

Тот факт, что Авраам был богат скотом, серебром и золотом, – это не только отсылка к человеку, послушному перед Господом, но также описание полной экономической модели, основанной на трех фундаментальных функциях, необходимых всякому человеку и лежащих в основе всякой экономики: производство, обмен и накопление богатства.

Скот олицетворяет производственную деятельность. Помимо непосредственного обеспечения хозяина и его семьи, он также обеспечивает рост согласно принципу «семени и урожая», установленному во время творения. Будучи богатым скотом, Авраам имел доступ к активу, делающему возможным постоянное производство и рост. То был не только источник дохода, обеспечивавший его и его семью, но он также обеспечивал стабильно растущий поток товаров.

По мере роста дохода с производственной деятельности, избыток товаров продается в обмен на кесеф (серебряные деньги). Использование металлов в качестве средства обмена оказалось очень удобным из-за их универсального принятия. Их ценность определялась их редкостью. Серебро было редким; и тот факт, что для его добычи и переработки требовалось много труда, делал его ценным. Обмен производственного избытка на серебро позволял Аврааму копить неуничтожимый актив, который позже можно было использовать для приобретения всего, в чем нуждался он или его семья. Поэтому можно сказать, что серебро олицетворяет вторую фундаментальную экономическую функцию: обмен или торговлю.


По мере расширения этого процесса и накопления все большего и большего количества серебра, избыток серебра обменивается на золото с целью накопления богатства. Золото встречается примерно в 15-20 раз реже, чем серебро, и из-за своих физических и химических свойств и сложности добычи и переработки оно намного более ценно, чем серебро, и представляет собой лучшее средство сбережения накопленной стоимости. Не менее важно, что золото, как и серебро, не является чьим-либо обязательством. Стоимость активов, представляющих чужие обязательства, основана на способности противоположной стороны сдерживать свои обещания. Только активы, обладающие собственной ценностью, могут считаться Богом данными, просто потому, что только Бог может давать безусловные обещания.

Хотя и серебро, и золото служат Богом данным средством обмена, их использование несколько различается. Серебро используется в повседневных транзакциях, где стоимость обмениваемых товаров услуг относительно низкая. Золото используется в транзакциях с более высокой стоимостью, а также для накопления богатства и его передачи будущим поколениям.

В целом, экономическая модель, основанная на этих трех фундаментальных функциях (производство, обмен/торговля и накопление богатства), применима к отдельным людям, общинам и целым государствам. Необходимы все три элемента. Если какой-то один из них отсутствует, экономическая система, независимо от ее масштабов, несбалансированна и неустойчива в долгосрочной перспективе.

Второзаконие 17:17: «И чтобы серебра и золота [царь] не умножал себе чрезмерно»

Ради блага народа Бог также хочет избежать обстоятельств, когда правители народа – будь то древние цари или современные правительства – решают обогатиться и используют для этого свои указы. Сочетание власти и денег, наверное, самый развращающий фактор в человеческом обществе. Власть может использоваться для получения денег, тогда как деньги позволяют обретать и консолидировать власть. В итоге возникает порочный круг, когда у людей остается все меньше и меньше возможностей и вариантов. Часто это отражает вековую истину, сформулированную лордом Актоном (Acton): «Власть развращает, и абсолютная власть развращает абсолютно», – что ведет к структуре, резко контрастирующей с Божьей моделью благосостояния.

Реальные опасности и последствия этого можно наблюдать и в современных обществах, где правительства могут использовать власть своего кошелька, чтобы приглушить голоса, критикующие проступки коррумпированных чиновников или высказывающиеся против безнравственной политики и несправедливости.

Заключение

Одним из величайших стоящих сейчас перед нами вызовов, особенно на уровне личности, является тот факт, что мы вынуждены действовать в экономической и финансовой среде, очень далекой от того, во что мы верим. Будь то по религиозным, философским, нравственным или даже чисто экономическим причинам, многие из нас верят в свободу личности, личную ответственность, твердые деньги и правительство, не имеющее возможности создавать валюту из ничего. Однако нам ежедневно приходится иметь дело с прямо противоположным.

Текущая система, противоречащая базовым экономическим принципам, а часто и здравому смыслу (как в случае идеи отрицательных процентных ставок), ставит ответственного, благоразумного человека в очень невыгодное положение. Как бы мы ни старались усердно трудиться, расширять свою «производственную деятельность» и увеличивать свой доход, этот доход имеет вид бумажных денег, воображаемой стоимости, подверженной инфляции и волатильности. Он со временем теряет покупательную способность, и без возможности копить сбережения человек не может стать по-настоящему свободным и независимым. Вместо этого он вынужден оставаться зависимым от правительства и уязвимым к уничтожению стоимости, порождаемому его ненадежной политикой и агрессивным вмешательством. Именно поэтому имеет смысл держать твердые активы, такие как драгоценные металлы, способные сберегать стоимость и защищать ее от безрассудных денежных манипуляций любого правительства.

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.