Автор: Брэд Зиглер (Brad Ziegler)

Нет никакого смысла жаловаться на разницу между ценой на так называемое бумажное золото и физическое – по крайней мере, с точки зрения инвестиционного фонда SPDR Gold Shares Trust (GLD).

Конечно, сейчас появилась разница между эталоном траста и ценой его акций. Но этот дифференциал гораздо меньше, чем расхождение, о котором говорят многие наблюдатели. Происхождение спреда также носит доброкачественный характер, а не является результатом каких-то великих махинаций.

Для иллюстрации этой проблемы давайте обратим внимание на комментарий одного читателя на статью о драгметаллах:

«Сегодня акции GLD ETF торгуются на 25% ниже спотовой цены на золото. В прошлом разница между этими двумя ценами была незначительной. Это наводит меня на мысль, что цена «бумажного золота» начинает отвязываться от цены физического металла. Это отражает недавнее внимание ведущих СМИ к обвинениям в манипуляциях, вынесенным на недавнем слушании  CFTC в Вашингтоне.

Мы становимся свидетелями начала расхождения в оценке драгметаллов на примере двух цен: на физическое золото и на производные золота, такие как акции GLD ETF”.

Акции GLD продаются на 25% дешевле спотов на металл? Лучше подумайте еще.

При оценке стоимости акций GLD важно понимать, что исходная цена – это цена, установленная на дневных торгах в Лондоне. Установленная цена – это оптовая цена, так что неверно сравнивать ее – и, естественно, стоимость акций GLD – с ценами на розничные, или мелкие, операции.

Если сейчас сравнить установленную в Лондоне цену (в реальности – 1/10 от фиксированной цены, так как цена акции GLD привязана к одной десятой унции) с одновременно устанавливаемой чистой стоимостью активов GLD (публикуется раз в день под тикером GLD.NV), можно увидеть очень близкое соотношение. В действительности, оно составляет 99%.

Однако чистая стоимость активов траста не будет равна скорректированной цене золота. В настоящее время чистая стоимость актива (ЧСА) на $2,44 дешевле золота. Но это разница в 2,2%, а не 25%.

Фиксированная цена на лондонских торгах и ЧСА GLD

График, демонстрирующий увеличение разницы между London Fix и NAV per Share

Да, уважаемый читатель, раньше разница была меньше. На самом деле в какой-то момент между этими двумя ценами вообще не было разницы. Это было еще в 2004 году, когда траст GLD только запустили.

Так что же является причиной этого различия? Действительно ли цена металла не связана с ценой на акции траста? Не совсем так. Растущая разница просто отражает суммарные операционные расходы фонда, такие же расходы появляются и в других коллективных инвестициях, таких как паевые фонды и биржевые индексные фонды. Так как золото – это единственный актив фонда, его чистые расходы, которые в общей сложности составляют 40 базисных пунктов (0,40%) в пересчете на год, финансируются через продажи золота. Эти продажи золота сокращают базу активов траста и, таким образом, его ЧСА.

Получается ли, что инвесторы теряют на этом сокращении? И снова нет. Посмотрите на это с такой стороны: если бы у вас был слиток, вам пришлось бы искать место для безопасного хранения, правда? А будучи розничным клиентом, нелегко найти хранилище всего за 40 базисных пунктов в год.


Инвесторы, приобретающие акции GLD, не теряют, приобретая редкий актив. Они платят рыночную цену за свои акции GLD, стоимость которых тесно привязана к внутрисессионной индикативной цене, или IV траста. В то время как ЧСА фонда рассчитывается только раз в день, IV сообщается каждые 15 секунд в течение всего рыночного дня (под тикером GLD.IV) как скорректированный приблизительный прогноз стоимости траста. IV GLD также предупреждает трейдеров о возможности арбитража, когда цены отклоняются от нормы.

Если бы IV фонда торговалась значительно дешевле цены контракта на золото, институциональные трейдеры и другие влиятельные игроки, известные как авторизованные участники, вероятно, скупили бы акции GLD на вторичном рынке. Затем они бы обратились в фонд, чтобы обменять блоки по 100000 акций на металл, который можно было бы продать с прибылью. Как минимум, исчезновение предложения с рынка акций вызвало бы рост цен, приближая стоимость акций траста к его IV.

С другой стороны, если бы рыночная цена акций GLD обогнала бы его IV, авторизованным участникам пришлось бы купить или изъять из оборота необходимое количество золота для обмена на блоки по 100000 акций GLD. Продав впоследствии новые акции траста на вторичном рынке, авторизованные участники вызвали бы падение цен на акции GLD до приблизительного соответствия IV.

Арбитраж между ценой на акции GLD и IV фонда, очевидно, хорошо работал в течение шести последних лет. Существует виртуальное наложение рыночной цены закрытия GLD, показателя середины в финальной разнице между ценой покупки и продажи и его окончательной IV.  С самого начала средний дневной перепад между срединной точкой разницы между ценой покупки и продажи и IV фонда равняется одному процентному пункту (0,01%).  

Акции GLD и индикативная цена

Акции GLD и индикативная цена

Так что математика показывает, что отличие цен на акции GLD от цены оптового контракта на золото можно целиком объяснить соотношением расходов и доходов фонда, которое за год составляет 40 базисных пунктов.

Возможно, наши читатели могут увидеть разницу в 25%, но у меня не получается.

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.