Что произойдет, когда машины начнут продавать

Смерть фундаментального анализа.

Пресловутые FAANG –  Facebook, Apple, Amazon, Netflix и Google (точнее Alphabet), – наряду с другими «технологическими» компаниями, «рухнули» – хотя пока это слово преувеличивает их «положение». Акции FAANG снизились на 1.7%-2.5% на настоящий момент и на 5.5%-11% в сравнении с их пиком 8 июня. Если учесть, насколько эти акции взлетели за последние несколько лет, то это лишь едва заметное снижение.

Тем не менее фундаментальный анализ давно стал беспомощным в объяснении стремительного роста акций. Коэффициент цена/прибыль (P/E) акций Amazon сейчас составляет 180, тогда как классические фундаментальные аналитики могут утратить интерес при коэффициенте цена/прибыль 18, если речь идет о компании с отсутствием прибыли, находящейся на рынке больше двух десятилетий. Для них разумной будет цена на 90% ниже текущей.

То же касается Netflix, с коэффициентом цена/прибыль 195. Или таких компаний, как Tesla. Забудьте о коэффициенте цена/прибыль. У нее нет никакой прибыли. Компания, возможно, вообще ничего не зарабатывает. Ее продажи на общем американском рынке автомобилей настолько ничтожны, что при округлении их можно приравнять к нулю. Она купила провальную компанию Илона Маска (Elon Musk), занимающуюся солнечной энергией, чтобы спасти ее от банкротства. А своими аккумуляторными технологиями Tesla обязана Panasonic. Чего же должна стоить подобная компания? Фундаментальный анализ тут не имеет смысла: рыночная капитализация Tesla при текущей цене акций составляет $61 млрд.

Поэтому инвесторы, пытающиеся разобраться в этом с помощью фундаментального анализа, уже давно отстали от действительности. На этом рынке фундаментальные показатели больше не имеют значения. Любые следы фундаментальной реальности были словно вырезаны из ценообразования хирургическим скальпелем.

Среди множества причин – огромная ликвидность рынков после того, как Федеральная резервная система (ФРС), Европейский центральный банк (ЕЦБ), Банк Японии, Банк Англии и Национальный банк Швейцарии (НБШ) создали с наступления финансового кризиса $11 трлн из ничего и использовали все эти деньги для покупки ценных бумаг, в случае НБШ и Банка Японии – в том числе обыкновенных акций. Теперь у них имеется активов на $15 трлн.

При таком беспощадном покупательном давлении фундаментальные показатели на рынках стали бесполезными. Те, кто все еще занимается фундаментальным анализом – в противоположность придумыванию «фундаментальных» объяснений иррациональных цен акций, – подвергаются насмешкам. Однако эстафету приняли алгоритмы.

«Большинство инвесторов в акции сегодня не покупают и не продают акции на основании каких-то их конкретных фундаментальных показателей», – объяснил Марко Коланович (Marko Kolanovic), глобальный руководитель количественных и деривативных исследований в JPMorgan, в обращении к клиентам, цитируемом CNBC.

Согласно ему, на «фундаментальных дискреционных трейдеров» сегодня приходится лишь около 10% торгового объема акций. На пассивное и количественное инвестирование приходится около 60% – эта цифра за последнее десятилетие выросла более чем в два раза.

По его словам, эти «стратегии больших данных все больше угрожают традиционному фундаментальному инвестированию и в ближайшие годы послужат катализатором изменений».

Поскольку фундаментальный анализ конкретных акций и компаний больше не влияет на торговые решения, активная продажа акций технологических компаний не может быть делом рук тех, кто все еще безнадежно цепляется за фундаментальный анализ. Напротив, она, скорее всего, связана с каким-то изменением стратегии количественного и алгоритмического трейдинга. Алгоритмы на что-то среагировали.

Но эти алгоритмы – часто написанные одними и теми же людьми, окончившими одни и те же школы и учившими одно и то же, – с огромным количеством используемых ими данных, в конечном итоге ведут себя похожим образом, следуют похожим стратегиям и дают похожие результаты. С этим и связан взлет акций FAANG и других компаний до уровня, где фундаментальные показатели становятся старомодными.

Но что, без фундаментальных показателей, может поддерживать цены акций на высоком уровне, если количественные стратегии незаметно изменятся, увидев благоприятные возможности в продаже, и другие алгоритмы среагируют на эти рыночные данные и последуют за ними или попытаются их опередить? Никто не знает.

В таких условиях накопились феноменальные риски. Подобные изменения, как мы видели на примере акций технологических компаний, могут происходить без предупреждения, без явного триггера. Они происходят потому, что их запускает один алгоритм, а другие алгоритмы следуют за ним, потому что они реагируют друг на друга, и весь механизм может неожиданно взять противоположный курс и сохранить его.

аватар

Рихтер, Вульф

Richter, Wolf

Предприниматель и венчурный капиталист. Автор блога Wolf Street.

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.