Что в период валютного (и не только) кризиса может быть лучше валюты

Сейчас основное внимание почтеннейшей публики в значительной степени обращено на поведение российской валюты относительно американской и европейской валют. Темпы падения российского рубля вкупе с некомпетентностью и, что еще хуже, плохой предсказуемостью действий российских монетарных властей могут вызвать лишь недоумение. Хотя ожидать каких-то разумных действий от такого нынешнего руководителя центрального банка и его ближайшего окружения, наверное, и не стоит. Поэтому имеет смысл посмотреть на те инструменты, которые есть в распоряжении обычных людей, желающих защитить свои сбережения.

Рассматривать в современных условиях вложения в недвижимость или ценные бумаги (в их индексы) в значительной степени бессмысленно. Один рынок находится де-факто в состоянии стагнации, другой – в глубоком минусе. Поэтому остаются два возможных инструмента – сами бумажные валюты и драгоценные металлы, исторически выполнявшие роль денег. В качестве базы для сравнения возьмем 01 января 2014 года и официальные величины курсов валют и цен на драгоценные металлы на 16 декабря 2014-го, дату написания данной заметки. Могут сказать, что официальные цифры могут несколько отличаться от рыночных котировок. Это справедливо, но это характерно как для 01 января, так и для 16 декабря, поэтому официальные показатели вполне подойдут в качестве базовых точек для оценки тенденции.

Первый и самый очевидный способ – переложиться в другую валюту, которая выглядит лучше, чем российская. На 01 января 2014 официальный курс американской валюты в РФ равнялся 32,6587 рублям, а европейской – 45,0559 рублям. На 16 декабря они были равны 58,3461 и 72,6642 рублям соответственно. Рост за этот период составил 78,65% и 61,3%.

Если несколько усложнить этот метод и следовать примеру ЦБ, создав аналогичную бивалютную корзину, то ее эквивалент в рублях на 01.01.2014 был равен 38,2374, а на 16.12.2014 – 64.7892. Изменение за период было равно +69,44%. Это лучше, чем по евро, но хуже, чем по вложениям только в американскую валюту.

Следующий вариант – это вложения в драгоценные металлы. Учетные цены на 01.01.2014 золота были равны 1261,58 рублям за грамм, а серебра – 20,03 рублям за грамм. На 16.12.2014 они составляли уже 2271,21 рубль за грамм золота и 32,02 рубля за грамм серебра. Изменение за период составило +80% по золоту и +59,9% по серебру. При комбинированной структуре вложений – 90% в золото и 10% в серебро – их рост составил бы 78%.

Таким образом, лучше всех на этом временном промежутке показало себя золото, то есть настоящие обеспеченные деньги. На втором месте оказалась американская валюта. Это можно было ожидать, так как она фактически является первой производной от денег. Бивалютная корзина выступила существенно слабее, что лишний раз указывает на бессмысленность подобной конфигурации. Могут сказать, что подобная диверсификация снижает страновые риски, но реальность заключается в том, что евро – это лишь производная от мировой резервной валюты, и в текущих условиях ожидать, что она будет чувствовать лучше американской, по крайней мере наивно. Но вернемся к лидеру этой гонки – к золоту.


Помимо того, что желтый металл показал наилучшие результаты, у него (как, впрочем, и выступившего значительно слабее серебра) есть одна характерная черта, которая полностью отсутствует у бумажных необеспеченных валют. Золото не является чьим-то обязательством и обещанием расплатиться в будущем. Оно ценно само по себе и не несет в себе риски контрагентов (в данном случае эмитентов всех бумажных валют) без какого-либо исключения. Об этом стоит хорошо помнить, поскольку ни американская, ни европейская валюта по своей сути ничем не лучше бумажного российского рубля и их будущее – обесцениться до нуля – давно и хорошо всем известно.

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 21

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Константин 17.12.2014 в 08:27
Привет всем в это сложное время ! Хочу поблагодарить создателя этого сайта, администрацию, которая поддерживает его работоспособность, и всех авторов. На протяжении нескольких лет я регулярно закупался драгметом. И даже тогда , когда казалось, что в этом нет никакого смысла, когда казалось, зачем брать, через два-три месяца будет еще дешевле, я продолжал дисциплинированно брать монеты. Заставлял себя это делать, можно сказать через силу. И вот сейчас я жалею только об одном - надо было "заходить" по полной и "на все". В долларовом ралли я не смог прокатиться, т.к. сижу в рублевых депозитах. Зато драг мет отыграл как надо и очень сильно греет душу на фоне того беспредела, что происходит на валютном рынке. Вобщем спасибо Д. Балковскому и А.Лежава за то, что их пропаганда удерживала меня на пути истинном !!! вопрос. а че с оставшимися рублями то делать ??? Народ в панике скупает все - машины, бытовую технику, квартиры. А я вот все сижу и не решаюсь. Золото докупать по текущим ценам - абсурд, так же как и валюту. Остается недвижка, акции и депозиты. Кто бы что ни говорил, недвижка так же как и золото привлекает ощущением надежности - пусть упадет в цене, зато дает ренту и не сгорит в пучине банковского кризиса. Кстати в Альфа банке депозиты на год уже по ставке 17,6 %.
Константин 17.12.2014 в 08:29
Еще спасибо OO - в одном из комментов он написал, что купил лом. Я через пару дней тоже понесся и взял еще по старой цене. А через неделю лом было уже ни купить ни через ломбарды ни через ювелиров.
Константин 17.12.2014 в 09:26
Slash допустим у вас 5 млн. По ставке 17,6 % это 880 тыс. руб. вместо 450 тыс. по ставке 9 %, что было еще вчера. То есть доход увеличился ровно в два раза. Пусть цены на товары и услуги увеличатся, но разве 430 тыс. "сверху" их не компенсируют ? Сколько вы съедите гречки в год ? наверное около 15 кг , это 1500 руб. если по 100 руб. кг. Сколько вы съедите мяса ? Сколько вам надо телевизоров и стиралок ? и т.д. В конце концов 880 тыс. это 73 тыс. руб. в месяц. Как много в России люди получают такую з/п (я не беру Москву) ? И я еще понять не могу, вот сейчас народ скидывает рубли на товары, всякие там бмв и прочую чушь. Ок, потратят они свои деньги, а что завтра у них з/п вырастит ? нет не вырастит. по крайней мере ни фига не завтра. а жить то на что-то надо. Вобщем паника - это плохо. У меня ипотека на 7 млн. руб. , лучше пусть деньги в депозите лежат и проценты дают, чем я побегу в автосалон с выпученными глазами и куплю на х. не сдавшийся авто, за кот. надо платить каско, осаго, обслуживать и пр. А вот кто-то думает наоборот. Позавчера у нас народ раскупил все тачки в наличии в бмв салоне.
Leon 17.12.2014 в 09:55
1. Константину: полностью разделяю Ваши комментарии. Если есть рубли и желание оставить % активов в рублях(величину которого каждый определит для себя сам) можно начать осторожно ) открывать депозиты под 20% годовых. Страховую сумму скорее всего удвоят до 1,4 млн. Присмотримся к электроэнергетике. 2. Слэш: предметом будущих конфискаций - МОЖЕТ БЫТЬ ВСЕ.
оо 17.12.2014 в 09:58
Константин а я до сих пор скупаю только уже не золота а серебра, по 20-25 рублей, по 2-3 килограмма в день. От серебряных ложек и монет с рук, до бракованной ювелирки, как оказалось последнее время закрылось очень много ювелирных мастерских и церковных лавок. Серебро осталось у незадачливых хозяев которые с радостью от него избавляются, сам не понимаю почему. То ли от безденежья, то ли не понимают что оно подорожало, то ли не понимают что оно реально близко к своим низам и выгодней его сейчас ничего нет на перспективу.
оо 17.12.2014 в 10:02
поправка серебро подорожало в рублях, а они еще продают серебро по старым ценам, а в долларах оно близко к низам.
Leon 17.12.2014 в 10:04
С учетом "цены покупки" ГП в начале 2014 г. и "цены продажи" по состоянию на "сейчас" рост цены на золото (физ. монет в монетах) не превышает 50%, что не равно 80%, но то же - неплохо.
Ko 17.12.2014 в 10:06
Куда то пропали местные ... не буду давать определения (по именам - вас, анатоль, ротшильд). Где каменты? Поддерживаю Константина. Сижу на попе ровно. Смешно сказать, даже не слежу за курсом! А зачем? Барахла взять? Дурь. А кругом как-будто все с ума посходили. Совершенно необычные испытываю ощущения. При всём при этом уверен, что Россия переиграет вражин. Один нестандартный ход по Южному потоку чего стоит! Всё враз перевернулось! Ещё посмотрим, что принесёт завтрашний день. Хотя, если у Путина есть план по финансовым рынкам, то его озвучивать никак нельзя. Из оптимистического: 27-го июля 2014 г. Госсекретарь США Джон Керри передал главе МИД РФ Сергею Лаврову ультиматум США: В случае несогласия на американские условия по Украине, мы -Опустим нефть со $100 до $60 и убьём источник доходов вашего бюджета -Поднимем курс рубля за доллар с 30 до 45 и понизим уровень жизни россиян -Опустим индекс РТС с 1500 до 900 и разрушим ваш фодновый рынок акций 9-е августа 2014 г. Главе МИД РФ А. Лавров передал госсекретарю США Дж.Керри ответ России: В этом случае, мы -Опустим нефть со $60 до $40 и убьём ваши проекты по сланцевой нефти и альтернативной энергетике. -Поднимем курс рубля за доллар с 45 до 90 и сделаем наши предприятия ещё более рентабельными и конкурентноспособными на внешних рынках, выкупим ОФЗ на спаде; -Опустим индекс РТС с 900 до 600 и по дешёвке выкупим акции наших предприятий у западных инвестфондов.
Анатолий 17.12.2014 в 10:31
Leon "открывать депозиты под 20% годовых. Страховую сумму скорее всего удвоят до 1,4 млн." 1. Мы сейчас живем в ОЧЕНЬ тяжелое время, инфляция в год будет как минимум 30-40% по этому я не вижу логики в рублевых депозитах под 20% 2. Страховую суму не возможно быстро увеличить 3.Многие сейчас снимают депозиты, возможно в скором времени ограничение на снятие, или же замораживание депозитов Вывод. Если держать деньги в бумаге, то только доллар и только вне банка
Ko 17.12.2014 в 10:41
Во, видали? Выдал: Если держать деньги в бумаге, то только доллар и только вне банка Ну, что можно сказать? В путь, большой и длинной Вам дороги!
Макс 17.12.2014 в 10:42
Батеньки! Чего я слышу читая Ваши изречения! Здорова, Граждане! Закупки серебра! Да еще и через силу! Обалдеть!
Анатолий 17.12.2014 в 11:13
Ko "Ну, что можно сказать? В путь, большой и длинной Вам дороги!" Сарказма не понял, помедленней, пожалуйста
Ko 17.12.2014 в 11:26
Анатоль! Многотрудную дорогу Вы себе выбрали (и агитируете попутчиков идти с Вами). По плечу ль она Вам? Оцените, пока не поздно. Объясняю помедленней. Когда будете в Африке на розыске некоего гражданина Б.Х.Обамы, для того, чтобы предъявить ему свой мешок резаной зеленой бумаги, и когда он Вам встретится, то предайте ему мой пламенный комсомольский привет!
Игорь С. 17.12.2014 в 11:30
Тут главное - не дёргаться. Вот, к примеру в новостях пишут, что где-то за Уралом с утра люди раскупили всю валюту аж по 110. А сегодня к вечеру евро по 72. То есть, финансы не терпят психоза, ибо в противном случае они поют романсы. У нас в Беларуси была подобная ситуация в 2011. Рубль обвалился в 2,5 раза. На тот момент у меня было половина в золоте, половина на длинных депозитах в рублях. При этом ставки по депозитам выросли до 50%, потом в течение трёх лет постепенно снижались до 35%, сейчас 28-30%. Я не бегал за валютой, а только перекладывал свои рубли на выгодные новые депозиты после естественного окончания предыдущих. В результате в пересчёте на валюту я через 3 года в жирном плюсе. Но, конечно, требуется терпение, упорство и наличие железных фаберже.
Игорь С. 17.12.2014 в 11:40
Это значит, батенька, что Вы не жили в Беларуси. Здесь вам не Набиуллина. За спиной батьки не страшно, у нас государство гарантирует 100% врзврат вкладов. Кстати, фиксированная ставка 50% с капитализацией на 12-месячном вкладе реально соответствует примерно 64% годовых.
Анатолий 17.12.2014 в 11:47
Ну вот, можете если хотите О том, что нужно держать часть сбережений в драгах я думаю всем понятно кто на этом ресурсе, я устал всем повторять про конкретный рост золота в 2016, и не спрашивайте почему. Я не говорю о том, что может случиться. Я говорю о том, что случится. Но нам нужно держать часть денег и в "бумаге". Мое личное мнение: "если держать деньги в бумаге, то только доллар и только вне банка"
Игорь С. 17.12.2014 в 11:55
Кстати, многие жители России постепенно это поняли и держали часть своих средств на рублёвых депозитах в Беларуси (так называемый финансовый туризм). Многие нехило поднялись. http://delo.by/news/~shownews/finansovyj-turizm-v-chem-vygoda
pet 18.12.2014 в 07:33
Абсолютно согласен с Анатолием.Только бакс и вне пределах лавочки,которая зовется банкомс его "депозитами".С этих депозитов заи(мучаешься) свое потом выковыривать.Про крах зеленой резаной бумаги(которая сейчас уже больше синяя и красная)-сказка стара как мир.Если чего и начнется,резаную все легче скинуть будет. Да,и лучше с 5 килограммами золота,опять же вовне банковских лавочек,чем с центнером серебра.Как-то помобильнее себя чувствуешь
Сионский мудрец 18.12.2014 в 10:25
Анатолий, как дела с окатышами? На счет бакса вне банка и золота согласен, бакс нужно держать осторожно со сроком пол года, год, до начала гиперка.
Анатолий 18.12.2014 в 02:06
Сионский мудрец "Анатолий, как дела с окатышами?" Не задавайте ребусы. Я не понял юмора. Третий раз спрашиваете про окатыши, а я не в теме. Тут помню, а тут не помню!
Бурмалин 18.12.2014 в 02:19
Как говорил известный мужчина в самом расцвете сил: "Спокойствие, только спокойствие!" Спасибо goldenfront за азы науки сохранять трудовую копейку! К сожалению, монеток успел прикупить немного, зато зелень порадовала. Все что имел (практически) успел вложить в треху (без ипотеки!) и ее ремонт - сыну с семьей теперь есть где жить. Новый Год буду встречать в новой (пока еще полупустой) квартире - елку и игрушки к ней закупил, быттехника почти вся есть. Это наилучшее вложение за все время. Когда закрома опустели и с остатку терять нечего - лепота!