Цифровое золото дураков: алхимия биткойнов

криптовалюты

Биткойн – цифра внутри

Недавно Джейми Даймон (Jamie Dimon) из Citibank наделал шума, назвав биткойны аферой. Сложно сказать, сыграло ли это какую-либо роль в недавних активных продажах биткойнов, но истинные приверженцы отреагировали с предсказуемым возмущением, ведь комментарии поступили от подлинного инсайдера Уолл-стрит, чьему финансовому превосходству якобы угрожают криптовалюты, такие как Биткойн.

Хотя мои критические комментарии о биткойнах за все эти годы не привлекли такого внимания, толпа криптовалютчиков от них точно так же бездумно отмахивалась. Но я же известный либертарианец и последователь австрийской школы экономики. Я не принадлежу к банковскому истеблишменту, да и фанатом бумажных денег не являюсь. Я должен бы быть одним из хороших парней. Но так как я владею компанией, продающей золото, металл, якобы рискующий скоро стать устаревшим благодаря биткойнам, криптонарод смотрит на меня, как на упрямого продавца старых извозчицких кнутов, отказывающегося признавать, что будущее за безлошадным транспортом.

Но биткойны – не автомобиль, и золото – не извозчицкий кнут. Хотя комментарии Даймона не на 100% относились к теме денег, он прав насчет конечного краха биткойнов, но неправ насчет того, как и почему те встретят свою судьбу. Хотя большинство опасается, что правительство просто позаботится о том, чтобы Биткойн стал незаконным (что возможно, если Биткойну все же удастся выполнить свои обещания), он скорее умрет естественной смертью.

Стремление повторить золото не ново. Средневековые алхимики столетиями пытались превратить в золото свинец, и теперь сторонники Биткойна верят, что там, где алхимиков постиг химический провал, их ждет цифровой успех. Но их решение окажется не менее фантастическим.

криптовалюты

Биткойны – движение в противоположном направлении к запредельной, нерегулируемой и нематериальной репрезентации стоимости

Поборники биткойнов упускают из виду тот факт, что золото не стало деньгами в одночасье. Задолго до того, как стать деньгами, оно было ценным товаром. Денежная система, базирующаяся на золоте, представляла собой существенный прогресс в коммерции и финансах в сравнении с бартерной системой. Она способствовала торговле, сбережениям, кредитованию, страхованию и накоплению капитала. Правительства часто чеканили золотые монеты, взимали налоги золотом и золотом же оплачивали труд. Они делали это не потому, что им так нравилось, а потому, что этого требовал народ.

Однако современным правительствам удалось подорвать нашу денежную систему, заставив людей вместо золота принимать в качестве денег бумажки.

Но и это не произошло в одночасье. Процесс был постепенным и начался с эмиссии бумажной валюты, обеспеченной золотом и конвертируемой в него. Изначально мало кто верил, что бумажки сами по себе чего-то стоят. Все знали, что их стоимость происходит от обеспечивающего их золота. Однако США впоследствии убедили другие правительства обеспечивать их валюты не золотом, а долларами. Так как доллар обеспечивался золотом, валюта, обеспеченная долларами, де-факто была обеспечена золотом.

В 1971 г. президент Никсон (Nixon) нарушил это обещание. Но к тому времени бумажные деньги были в обращении в течение уже многих поколений, и большинство людей забыли, что бумажки всего лишь представляют права требования на золото. Поскольку цены, контракты, страховые облигации и т. д. уже деноминировались в валютных единицах, а не в унциях золота, общественность приняла такие изменения. Хотя сразу последовал существенный рост цен, переход оказался успешным, по крайней мере с точки зрения правительств.

Но данный эксперимент с бумажными деньгами, длившийся почти полвека, заканчивается катастрофой. Хотя он, определенно, работал на правительства, он не работал на общественность. Он привел к огромному росту размеров правительств, пагубной инфляции, чередующимся пузырям активов, циклам бумов и обвалов и слабому экономическому росту и перенес покупательную способность с бедного и среднего класса на финансистов и спекулянтов. Он стал подделкой вытесненной им денежной системы, базирующейся на золоте, и его крах теперь кажется несомненным. Такие нелепости, как нулевые или отрицательные процентные ставки и количественное смягчение, – явные признаки близящегося конца.

Многие сейчас верят, что криптовалюты – это следующий этап в развитии денег. Но, в отличие от перехода от золота к бумажным деньгам, этой замене никогда не быть. Хотя у них и есть достоинство, заключающееся в том, что они происходят из частного сектора, криптовалюты не имеют настоящей ценности, и, как и в случае бумажных валют, их стоимость основана исключительно на вере. У них нет истории использования или ценовых отношений с другими товарами. Хотя отдельные криптовалюты, такие как биткойн, обладают возложенным на самих себя дефицитом (являющимся, по утверждению сторонников, одним из источников их стоимости), резервы практически идентичных криптовалют безграничны. По сути, даже от биткойнов недавно откололся Bitcoin Cash, что только увеличивает потенциально бесконечные резервы криптовалют. Если смог отколоться Bitcoin Cash, то сколько еще ответвлений биткойнов можно ожидать в будущем?

Защитники криптовалют неверно указывают на то, что деньги не обязательно должны обладать внутренне присущей стоимостью. Они даже делают абсурдное утверждение, будто и золото не имеет внутренне присущей стоимости. Все культуры ценят золото за его уникальное декоративное и орнаментальное качество, и в ближайшем будущем здесь ничего не изменится. Не изменится и промышленный спрос на золото для компьютеров, электроники, аэрокосмической отрасли, медицины и стоматологии.

Если к этой востребованности добавить такие качества золота, как редкость, делимость, переносимость, однородность и долговечность, то получится идеальный товар для использования в качестве валюты. Биткойн создавался с целью воспроизвести эти качества, но упускается из виду тот факт, что ни одно из этих качеств не имеет значения без основополагающей внутренне присущей стоимости. Поэтому Биткойн – это не цифровое золото, а цифровое золото дураков.

Деньги должны иметь ценность помимо использования в качестве средства обмена. Подобно бартеру, они должны передавать реальную стоимость от одной стороны другой. Когда золото обменивается на стул, один человек получает стул, а другой – золото. Обе стороны получают что-то обладающее стоимостью, не зависящей от будущих транзакций.

Тот факт, что сторона, получающая золото, не использует его как золото, а обменивает на другие товары или услуги, не меняет характера транзакции. Но когда стул обменивается на биткойны, получатель биткойнов не получает ничего, что он или кто-либо другой мог бы действительно использовать. Единственное, что можно сделать с биткойнами, – это обменять их на что-нибудь другое.

Когда золото использовалось в качестве денег, его также использовали в других целях, в частности в ювелирных изделиях. Поскольку практически нет сомнений, что золотые ювелирные изделия всегда будут востребованы, владельцам золота не нужно особо беспокоиться, что его стоимость исчезнет. Стоимость золота основана не на вере, уверенности или постановлении правительства, а на рыночной стоимости золота как такового. Хотя стоимость бумажной валюты всецело основана на вере, сила правительства, законы о платежных средствах, широкое распространение в обществе и традиция придали этой вере реальное основание.

И так как люди не хотят оказаться в тюрьме или лишиться своих активов, им приходится копить бумажную валюту, чтобы платить налоги. Но у биткойнов нет ни внутренне присущей стоимости, как у золота, ни истории использования и распространенности в обществе, как у бумажных валют, ни требований правительства платить ими налоги. Кроме того, не существует исторических прецедентов функционирования в качестве денег созданной частным образом неконвертируемой валюты.

Верить, что, несмотря на эти трудности, Биткойн совершит прыжок от спекулятивного, неосязаемого финансового актива к деньгам, – несуразно. При этом защитники Биткойна игнорируют все законы денег и экономики, забывают историю, отстраняются от здравого рассудка и атакуют любого, кто с ними не согласен, обвиняя в предубежденности или глупости. Их самонадеянность подстегивается тем фактом, что многие сколотили бумажное состояние на еще больших дураках, совершающих те же ошибки. Но данный пузырь, как и все другие, плохо кончится. Помимо того, что те, кто ставит на его успех, потеряют много денег, его провал, по иронии судьбы, улучшит репутацию фиатных валют и поможет правительствам еще больше дискредитировать свободный рынок.

Но в своем энтузиазме по поводу Биткойна те, кто ищет настоящую альтернативу фиатной валюте, недооценивают золото. Более того, они недооценивают современные технологии, существенно усовершенствовавшие практичность золота в качестве денег. Например, Goldmoney Inc. позволяет своим клиентам покупать золото, держать его в хранилищах Brinks по всему миру и использовать в качестве денег даже без поставок.

С помощью мобильного приложения клиенты могут легко перевести любое количество золота любой третьей стороне, имеющей счет с Goldmoney. Или же они могут использовать бесплатную дебетовую карту Goldmoney, чтобы быстро конвертировать свое золото в бумажную валюту и потратить выручку. Goldmoney фактически решает все проблемы, имеющиеся, по мнению защитников Биткойна, у золота и, на их взгляд, устраненные Биткойном. Но стремительный взлет Биткойна в последние несколько лет затмил эти простые факты облаком недавно приобретенного богатства. К сожалению, большая часть этого богатства вскоре так же быстро исчезнет.

Фанаты Биткойна любят утверждать, что криптовалюты лучше золота благодаря своей безопасности и анонимности. Но это ложное представление о безопасности. Хотя правительства не могут взломать программный код Биткойна (хотя кто знает, что нас ждет в будущем), они, определенно, могут в любое время сделать криптовалюты незаконными.

Одного голосования в Конгрессе достаточно, чтобы оттеснить все криптовалюты на черный рынок, где они не смогут оказывать существенное влияние на массовую экономику. Правительству будет несложно выяснить, что компания ведет дела в биткойнах, и затем наказать нарушителей. Защитники Биткойна также утверждают, что золото менее эффективно из-за рисков и комиссий, связанных с хранением у третьих сторон, и что у криптовалют таких проблем нет.

Но данные препятствия намного менее обременительны, чем им хочется верить. Brinks, фирма, выполняющая контрактное хранение от имени Goldmoney, хранила золото на протяжении более чем 150 лет. Клиенты ни разу не потеряли ни единой унции. Необходимость безопасного хранения золота никогда не мешала ему функционировать в качестве денег в прошлом и не помешает в будущем. Но потребность в хранении объясняется тем, что оно обладает настоящей ценностью. Биткойны же в хранении не нуждаются, потому что им нечего сохранять. Но попробуйте объяснить этот простой факт тем, кто ими владеет.

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.