Даг Кейси о крахе Евросоюза и конце евро

L: Итак, Даг, многие читатели обеспокоены происходящим в Европе. Это и есть начало пресловутого «того самого»? Или еврозону можно спасти?

Doug: Если в двух словах, то ответ на первый вопрос - «да», а на второй – «нет», и скатертью дорожка и еврозоне, и евро. Но большинство людей думают, что старый порядок необходимо поддерживать едва ли не любой ценой. К ним относится Джордж Сорос (George Soros), который недавно написал статейку под заголовком «Есть ли будущее у евро?»

Нынче я не особенно обращаюсь к Соросу за экономическими комментариями, несмотря на то, что он является одним из самых проницательных и успешных спекулянтов в мире. Однако он мыслит так же, как и люди в Давосе, еврократы, а также правящие классы в целом. Но то, что он всего лишь заработал много денег, не делает его экспертом в экономике, так же как и финансовый успех не доказывает, что Тед Тернер (Ted Turner), Билл Гейтс (Bill Gates) или Воррен Баффетт (Warren Buffett) разбираются в экономике. Они все «гениальные идиоты» (idiot savants), как персонаж Дастина Хоффмана (Dustin Hoffman) в «Человеке дождя». Но это уже другая тема.

Сорос пишет: «В первую очередь, не хватало политической воли для создания общей европейской казны, и с момента создания евро политическая целостность Европейского союза была существенно подорвана». Он абсолютно прав насчет этого, а затем он сказал, что для создания общей европейской казны ЕС должен иметь право собирать налоги. В общем, он говорит, что евро надо сохранить, а для этого он должен быть обеспечен капиталом, отобранным у рядовых европейцев силой.

Но в этом-то и есть проблема всех сегодняшних мировых валют; они обеспечены не товаром, а лишь способностью правительства красть у народа. А у евро нет и такого преимущества.

L: А ведь право на сбор налогов является основной, определяющей характеристикой суверенного государства. Именно оно позволяет такой модели существовать и отличает ее от добровольных организаций. Для создания этого права в Европе ей пришлось бы действительно стать одной единственной страной. Скоро у них и европейская армия появилась бы.

Doug: Точно. Прямо сейчас еврократы в Брюсселе могут только регулировать, чего уже достаточно. Но если бы Европейский союз получил доступ к налогам, он бы стал реальной империей. Особенно если бы они тогда создали европейскую армию, неизвестно, что из всего этого вышло бы.

Радует то, что они не могут себе позволить армию. Это светлая сторона всех этих правительственных банкротств: они слишком много тратят на социальное обеспечение и обслуживание долга, чтобы позволить себе еще и вооруженные силы… Из-за этого социалка и долги – в какой-то степени благо.

L: [Смеется]

Doug: В любом случае, Сорос отмечает еще и следующее: «Кризис евро может угрожать политической прочности Европейского Союза». Конечно, это правда. ЕС – это совершенно искусственный союз. Шведы сильно отличаются от сицилийцев, а португальцы вообще не похожи на австрийцев. Этих людей мало что связывает, кроме истории войн друг с другом. Сгоните их в фальшивый союз, и они возненавидят друг друга, как сейчас немцы с греками. Евросоюз был отчасти создан, чтобы подобных войн избежать, но он может оказаться благоприятной почвой для войн. В Европейском союзе вообще нет никакого смысла.

В данном случае люди думают об этих странах – Италии, Франции, Германии и так далее – так, как будто они уже чуть ли не в космосе. В своих нынешних формах они все новички на исторической сцене.

L: Ты хочешь сказать, что боги не создали их из божественных сфер, на небесах, вместе со звездами? Могу поклясться, Юпитер говорил мне что-то подобное...

Doug: [Смеется] Нет. Обычный человек не понимает, что страна, которую сегодня мы знаем как Италию, была создана всего лишь в 1861 году как объединение многих совершенно независимых и различных объектов, которые существовали как отдельные государства со времен развала Римской империи. Германия была объединена в 1871 году, в ее состав вошли десятки муниципалитетов, княжеств и тому подобное. Оба объединения оказались очень плохой идеей. Даже сегодня в крупных странах Западной Европы существуют движения сепаратистов, как Баски в Испании, или бунтари в Соединенном Королевстве, которые хотят, чтобы оно перестало быть таким соединенным.

L: И какова альтернатива?

Doug: Конечно, в идеале на планете было бы семь миллиардов маленьких стран, каждая из которых – суверенный человек. Но посмотрим, как все развернется, хотя я предпочел бы увидеть более мелкие государства, которые борются за граждан как за клиентов – хотя, на самом деле, мне не очень нравится эта аналогия, потому что государства – это не добровольные организации, и не предоставляют никаких полезных услуг. В любом случае, более целостный Европейский Союз – это шаг в направлении оруэлловской Океании, которая постоянно воевала с Евразией и Остазией. Довольно странно наблюдать, как мир некоторым образом становится похож на описанный в 1984, причем в то же самое время, когда рушится само суверенное государство.

Европе стоило бы стать свободной экономической и туристической зоной. Никаких таможенных пошлин и никакой нужды в разрешениях на работу или паспортах. Союз свободы предпринимательства – который обеспечивал бы любой бизнес и создание рабочих мест. Вместо этого они только что по-идиотски создали еще один уровень правительства в Брюсселе. Что довольно забавно, ибо сама Бельгия – это не-государство, созданное из двух отличных друг от друга сообществ – Фландрии и Валлонии. Теперь у них как бы мегаправительство, занятое поиском новых способов уничтожения предпринимательства с помощью регулирования. И если прислушаются к людям вроде Сороса, оно, вдобавок ко всему прочему, получит возможность взимать налоги, чтобы обеспечить свою практически обесценившуюся валюту.

И такой проблемы вообще не возникло бы, используй они золото – что, как я давно предсказывал, и происходит, начиная со сделки между Индией и Ираном по покупке нефти за золото.

Люди говорят о том,  что ЕС – это способ избежать новых войн в Европе. Но они забывают, что в XIX веке в Европе было меньше войн, чем когда-либо ранее или после этого. В то время «марка», «лира», «франк» и «фунт» просто служили обозначением какого-то количества золота. Это отлично срабатывало; перефразируя слова Людвига фон Мизеса (Ludwig Von Mises): «Когда товары свободно пересекают границы, солдаты этого не делают – или хотя бы делают это гораздо реже».

Все колебания и махинации, которые отчаянно внедряют эти еврократы, пытаясь спасти этот ненужный и контрпродуктивный евро, …

L: …не только не спасают ситуацию, но и усугубляют ее.

Doug: [Смеется] Так и есть. Вернемся к Соросу. У него, конечно же, есть рецепт предотвращения кризиса. Он советует: «Во-первых, необходимо защищать банковские вклады». Иными словами, чтобы отбить у людей охоту к спасению нездоровых банков и дестабилизации коррумпированной банковской системы, следует гарантировать все банковские вклады. Это катастрофическая идея. Это будет поощрять выдачу разнообразных безнадежных кредитов некомпетентными банкирами, и в то же время высасывать капитал на миллиарды из производительных сфер экономики. Он также уверяет, что некоторым банкам в странах-банкротах придется продолжать работать, чтобы предотвратить полный развал экономики. Это еще одна безумная идея, как заставить умных и продуктивных платить за растратчиков.  

Если бы банки управлялись по разумным принципам, с четким разграничением между различными видами вкладов при отсутствии системы частичного резервирования, нам бы не пришлось волноваться по поводу подобных проблем.

Но вместо этого Сорос переходит к тому, что европейскую банковскую систему нужно рекапитализировать и отдать под контроль ЕС. Я хочу знать, как будет проводиться такая рекапитализация – все эти правительства банкроты. Все, что предлагает Сорос – это превратить кучу национальных проблем в одну большую континентальную проблему.  Хотя все знают, что Фед создает триллионы долларов, чтобы отдать их ЕС. Единственное, что ясно наверняка – это то, что мы выходим из центра  циклона и возвращаемся в самый шторм. Но на этот раз все будет намного, намного жестче, чем в 2008 году.

Сорос также утверждает, что правительственные облигации должны быть защищены от «инфекции». Что бы это ни значило, последствием этого будет усиление центрального контроля и разбрасывание еще больших количеств денег налогоплательщиков на неразрешимые правительственные проблемы. Обанкротившимся банкам придется кредитовать обанкротившиеся правительства, чтобы те смогли расплатиться по своим облигациям, в то время как в тот же момент те же обанкротившиеся правительства одалживают обанкротившимся банкам деньги, чтобы те не разорились. Это просто нелепая игра в наперстки.

L: Все это похоже на призыв к созданию большего количества необеспеченных валютных единиц. Если они способны только на запуск печатного станка, то скоро снова начнется Веймарская инфляция.

Doug: Да. В итоге Сорос клонит к этому: «Нет иной альтернативы, кроме как создать недостающий ингредиент: европейскую казну с правом налогообложения и заимствования». Это, говорит он, «единственный способ предотвратить возможный финансовый спад и новую великую депрессию». Предотвратить депрессию невозможно. Можно лишь слегка смягчить ее – поступив наперекор всем рекомендациям Сороса.

L: А именно…?

Doug: Как вам хорошо известно, я считаю, что они не должны препятствовать спаду, а должны позволить рынку исправить ошибки прошлого и заняться обеспечением реального экономического роста на будущее. Ницше был прав, когда говорил: «Падающего подтолкни!». Но на самом деле неважно, что делают эти дурачки; мы уже вошли в раннюю стадию Величайшей депрессии. Она будет жить собственной жизнью.

Решения Сороса – контрпродуктивные лейкопластыри. Но так как он предлагает какие-то решения, я тоже предложу кое-что. Во-первых, стоит объявить дефолт по долгам всех этих стран, включая Соединенные Штаты. Эти долги образованы неэтичной ипотекой без согласия следующих двух или трех поколений людей, которые еще даже не родились, в результате чрезмерного потребления их отцов и дедов. По государственному долгу тоже следует объявить дефолт, чтобы наказать людей, которые оказались достаточно глупы или неэтичны, чтобы одолжить этим государствам деньги, использованные на подобные разрушительные действия.

Во-вторых, нужно упразднить центральные банки и вместе с ними систему частичного банковского резервирования. Это вынудит банки работать по здравым, классическим условиям, а вкладчики будут вынуждены выбирать самые здоровые и надежные банки.

В-третьих, не должно быть никаких национальных валют. В качестве денег вновь использовались бы товары – и самым популярным выбором, скорее всего, было бы золото.

В-четвертых, большинство финансовых положений и налогов – включая подоходный – следует радикально сократить или аннулировать. В то же время правительственные расходы нужно сократить еще более радикально. Расходы этих правительств, если они вообще нужны, должны быть строго ограничены и направлены лишь на защиту народа от негативных воздействий и мошенничества.

L: Как по мне, звучит отлично, но ты знаешь, что этого не произойдет. Так что настрой на минутку свой третий глаз и скажи нам, что, скорее всего, может случиться. Сорос получит желаемое, и мы станем свидетелями появления новой европейской сверхдержавы? Или ЕС распадется?

Doug: Шансы, что ЕС превратится в сверхдержаву, весьма незначительны. Вот шансы на его распад намного, намного выше. Если в этих странах присутствуют сепаратистские движения, как им вообще удастся мирно объединиться?

Если подумать об этом, Советский Союз тоже был своеобразным Восточным Евросоюзом, и он распался. Югославия также продемонстрировала, что бывает с искусственными европейскими союзами, как и Чехословакия. Все это отлично показывает, куда в Европе ветер дует.

Это без учета того факта, что попытка объединить все эти различные национальности, языки, религии, культуры и тому подобное в одно гигантское суверенное государство нелогична, контрпродуктивна, опасна и бессмысленна.

L: И что, сколько ЕС продержится до распада? А евро? 

Doug: Что ж, как вы знаете, никогда не стоит предсказывать как событие, так и время, когда оно произойдет. Но я давно говорил: «В то время как доллар США аналогичен «я вам ничего не должен», евро – это «кто ничего вам не должен?». Так что я думаю, что евро достигнет своей фактической ценности намного раньше доллара. Евро – в любом подобии своей нынешней формы – просуществует еще максимум два-три года. Если бы у меня часть капитала была вложена в евро, я бы избавился от них как можно скорее. Моя любимая альтернатива для защиты состояния – это, конечно же, драгоценные металлы: золото и серебро. Если рассчитываете заработать на этом тренде, я думаю, что стоит ожидать пузыря в акциях добывающих компаний, многие из которых сейчас дешевы.

L: В качестве пояснения для новых читателей: Даг считает, что реальная стоимость евро, доллара или любой необеспеченной драгметаллами валюты равняется нулю. Они буквально ничего не стоят и будут полезны лишь до тех пор, пока люди не передумают. Это, по большей части, касается евро, но что насчет самого ЕС?

Doug: В конце концов, центростремительная сила разорвет его на части, при этом сам ЕС в целом распадется раньше, чем развалятся его отдельные составляющие – Франция, Италия, Германия, Великобритания и так далее.

L: Как скоро наступит этот «конец концов»? Сможет ли сам ЕС долго существовать после такого сокрушительного спада, как обвал евро?

Doug: Вероятно, нет – скорее всего, он отправится вслед за валютой. Европа – это целый ворох проблем; этот континент напоминает мне тот круизный лайнер, что недавно затонул у берегов Италии. Он умирает в финансовом плане, а долг доводит до банкротства правительства, бизнес и частных лиц. У них полно экономических проблем, а также удушающие законы и налоги. Они в демографической заднице, уровень рождаемости намного ниже уровня замещения у всех, не считая африканских и мусульманских эмигрантов, которые не интегрируются. Европа издавна была рассадником религиозных, этнических и расовых войн – я вполне искренне вижу, как прямо сейчас начинается новая.  

L: Что с Восточной Европой? У них другие проблемы – такие как эндемическая коррупция и другое наследие Советов – но они, похоже, прагматики и готовы работать не покладая рук.

Doug: Да, раздвоение присутствует. Плохая новость – это то, что над ними довлеет советское наследие, а хорошая новость – в том, что они пережили голый социализм, и знают, что это такое в действительности. Многие думающие люди нынче подвергаются шоковой терапии и больше склоняются к свободным рынкам, нежели к Западу. Восточная Европа внушает мне больше оптимизма, нежели Западная. Однако общий спад Европы, начавшийся с Первой мировой войной, продолжится. Я лишь надеюсь, что Европа падет в относительном выражении, а не в абсолютном.

Все дело в том, что с наибольшим оптимизмом я смотрю на Восток. Вот где все происходит и будет происходить. Я также придерживаюсь благоприятных прогнозов по поводу Латинской Америки, у которой огромные проблемы, но они, по большей части, убереглись от опасности разворачивающейся Вечной войны.

L: Даг, ты когда-то сказал, что Китай – это пузырь, и что он лопнет. Как это совмещается с твоим оптимизмом по поводу Востока? Ты же не думаешь, что Япония снова выйдет в лидеры…

Doug: Определенно, нет. Я уверен, что Китай созрел для спада, но он, скорее, будет кратковременным. Я не возлагаю никаких надежд на Китай в ближайшем времени, но я думаю, что после смены системы он станет местом, где стоит быть – или, по крайней мере, данный регион. Я думаю, Китай – это еще одна страна, которая запросто может развалиться на пять или более отдельных стран.

L: Круто… Окей. Еще намеки для инвесторов, помимо избавления от евро?

Doug: Покупайте золото и серебро. Не позволяйте внушить себе, что доллар сильнее, только потому что евро слабее.

L: Очень хорошо, спасибо, что поделился своими соображениями.

Doug: Пожалуйста. Нам еще есть что обсудить, так что скоро поговорим.

L: Жду этого с нетерпением. Приятного вечера, Вождь.

НОВЫЙ YOUTUBE КАНАЛ GOLDENFRONT.RU СМ. ЗДЕСЬ.

аватар

Кейси, Даглас "Даг"

Casey, Douglas "Doug"

Американский экономист, сторонник свободного рынка, автор нескольких финансовых бестселлеров. Он является основателем и председателем компании Casey Research, которая продает финансовую и рыночную аналитику по подписке со специализацией на энергетике, металлах, горнорудном производстве и информационных технологиях. Его книга Кризисное инвестирование (Crisis Investing) стала бестселлером #1 в престижном списке New York Times в 1980 году и стала финансовым бестселлером года, продав 438,640 экземпляров. За свою следующую книгу Стратегическое инвестирование (Strategic Investing) Даг получил самый большой аванс, когда-либо заплаченный за книгу по финансам в то время. В 2009 году в своей речи под названием «Мои мытарства в третьем мире» он предложил приватизировать небольшую страну и сделать ее публичной компанией на нью-йоркской фондовой бирже.

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 28

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Спасатель 07.02.2012 в 09:31
У Дага Кейси всегда очень интересное суждение обо всём. Иногда циничное, но близкое к реальности. Уважаю.
Неглупый 07.02.2012 в 04:48
Уже давно перевел свои сбережения из евро в рубли и доллары, у евровалюты нет шансов, чем раньше люди это поймут, тем легче будет для них
Макс 01.11.2013 в 09:13
Улыбнуло во всю ширь! Буквально несколько лет назад про евро и ЕС говорили в точности также. Апокалипсис предсказывали прямо через месяц. И что?
na 02.11.2013 в 01:29
главная мысль - покупай золотишко, dude ))) вот еще один промоутер-хазинец.
Оскар 02.11.2013 в 02:40
Не часто встретишь статьи с таким нагромождением здравых идей, откровенной дезинформации, взаимоисключающих сентенций, откровенного цинизма и узколобого снобизма. Сам автор очень напоминает "мастодонта" застойных времен, чьи останки некогда были выкопаны на каком-то техасском ранчо и с помпой доставлены на 5 авеню, где неожиданно ожили и начали заседать в президиумах, вещать, прорицать и красоваться. Типичный монетарист, похоже недоученный, консерватор, видимо, респликанец (чувствуется даже по повадкам). Статья неиссякаемый кладезь откровенной глупости, серьезно нивелирующей здравые суждения автора. Чтобы опровергнуть ту откровенную дурь, которая содержится в статье не хватит и трех таких же по объему статей, а, посему, коснусь только основных моментов очевидного недомыслия автора. Странно, что для Кейси история Европы - это только история воин. Все бы ничего, но ведь он вещает, т.е. сознательно вводит людей в заблуждение. История Европы - это, ни много ни мало, история человеческой цивилизации; это история создания выдающихся произведений искусства и культуры, история научного и технологического развития, это история становления гуманизма, история взросления человечества, да, часто, через страдания ведущего к прозрению. Америка в ее нынешнем состоянии -это, в значительной степени, лишь осколок Европейской цивилизации, а такие люди, как Кейси лишь отдаляют американцев от осознания общечеловеческих ценностей. Насчет непохожести немцев и португальцев, он не оригинален. Да, во многом не похожи, но ведь граждане США, некогда прибывшие из банановых республик латинской америки, зачастую , еще в меньшей степени похожи на типичных американцев. Ну, а негры из криминальных окраин американских городов - это типичные американцы или нет? Значительная часть интервью посвящена наездам Кейси на Сороса. Это типичная ситуация - заочная полемика монетариста с кейнсианцем, в данном случае, недоученного монетариста с недоделанным кейнсиацем. Сорос, в отличие от Кейси, как человек, занимавшийся не только экономическими, но и глобальными полититическими проектами, прекрасно понимает истинную, часто сознательно замалчиваемую, выдающуюся роль Европы в международном разделении труда. Европа - это своеобразная мировая фабрика по производству полуфабрикатов, промежуточных товаров, без которых невозможно производство конечного продукта в других регионах мира, в том числе в США, а, посему, он не может позволить себе таких легковесных суждений как Кейси. Кризис в Европе неизбежно и очень быстро приведет к кризису в самих США. Здравые суждения автора о монетарных металлах также предельно примитивизированы. Философия Кейси в основе своей опасна своей человеконенавистнической сутью. Рынок, в нынешних условиях, уже ничего сам по себе не исправит, разве что, умертвив половину человечества.
golden 02.11.2013 в 09:51
Оскар, Если Кейси монетарист и республиканец, то я китайский император.
Оскар 02.11.2013 в 11:07
Golden, если Вы успели заметить я не утверждаю, что Кейси республиканец, я же написал - "видимо". Возможно, он просто плохо воспитан. Но, согласитесь, статья по многим параметрам достаточно тенденциозная, противоречивая и легковесная. При этом я не говорю, что она бесполезная. На некоторые моменты я обратил свое, на некоторые, Ваше внимание. Понимаете, основная речь в статье о Европе и Европейском Союзе, европейском проекте, если хотите, который, конечно же, во многом был не вполне продуман, а по способу реализации даже, наверное,авантюрен. Но эта тема отдельной дискуссии. Потом, это не дает Кейси права не разбираясь, как и многие американцы, не способные отличить Ирака от Ирана, в сути вопроса, разглагольствовать на исторические темы - не так ли? Я совсем не отрицаю способностей Кейси на поприще зарабатывания денег и консалтинга. В, конце концов, республиканец он или нет - не суть важно.
golden 02.11.2013 в 12:10
Оскар, Даг, конечно, не великий историк, но называть его республиканцем неправильно. Он их терпеть не может, как и всех остальных профессиональных политиков. Он анархист, за что мы его и любим.
Олег 02.11.2013 в 02:37
Кейси очень по темпераменту речей напоминает мне Жириновского, что очень грустно, так как на удивление часто их маргинальные суждения бывают пророческими...
golden 02.11.2013 в 03:11
Олег, У них мало общего, хотя Жириновский, несмотря на эпатаж, частенько звучит вполне разумно. Относительно чего высказывания Кейси маргинальны? Программы Время? CNN?
Оскар 02.11.2013 в 03:27
Golden, любить анархиста.... Ну, не знаю - не пробовал.... Наверное, это чревато массой ярких впечатлений. Во всяком случае, некоторый интерес к этой персоне Вы во мне пробудили. Но я даже не об этом. На примере Кейси, видимо, можно сказать, что в США даже анархисты очень часто вещают в рамках реализации стратегических интересов основных групп влияния, и это заметно, увы, даже невооруженным глазом. Европейский проект - это, все же, как ни крути, один из антиподов однополярного мира, который, до сих пор, "спят и видят" весьма влиятельные американские круги - согласитесь. Вот, Росс Перо, в свое время, как-то не вписался в эту, парадигму (демократ-республиканец; республиканец -демократ), хотя, казалось бы, и богат, и знатен - но нет его в большой американской политике, как будто и не было никогда. Так что,... весь этот псевдоанархизм -суть, игра в демократию, столь свойственная современному западному обществу.
golden 02.11.2013 в 03:39
Оскар, Какая игра в демократию? Вы вообще статьи читаете, прежде чем комментировать? Посмотрите по его имени на этом сайте, что Кейси думает о демократии, современном западном обществе и группах влияния.
Genom 02.11.2013 в 04:30
Оскар, на счёт Европы, вы по-моему, витаете ещё в далёком прошлом, которое может конечно и повторится, но сначала преобразится, через разрушение! Сегодня Европа уже далеко не та, как вы её сочно расписываете! И думаю , что культуры там не было и не пахнет! Деградация Европы на лицо! Мы видим это уже сегодня, и ухудшение мы увидим в ближайшем будущем!
kraken 02.11.2013 в 06:47
Оскар, так что ж вы всё-таки посоветуете? В итоге? В чём хранить ликвидность местным аборигенам? Кейси однозначно советует: физмет и немного $. Ваша позиция?
pet 02.11.2013 в 08:41
Неглупому У евровалюты на порядок больше шансов,чем у эрзац-денег,под названием рубль
Макс 02.11.2013 в 08:56
Вот это понаписали! Молодца, Граждане! А ведь сия статья очч помогает евро подешеветь относительно других валют и подорожать драгметаллам. Если с оной познакомятся по-максимуму, то евро относительно доллара зачётно подешевеет.
Оскар 03.11.2013 в 01:54
Ну, для начала отвечу на вопрос krakena и комментарий Genoma. Понимаете, не готов дискутировать с Вами, Genom, на данную тему, ввиду, очевидной, и, скорее всего, сознательной, примитивизации Вами взглядов на выдающуюся роль Европы - одной из колыбелей человечества, в процессе формирования мировой цивилизации. Даже не считаю нужным Вам это доказывать, ввиду очевидности, происходивших исторических событий. Изучайте историю; изучите ее хотя бы на уровне средней школы - желательно не американской, а, лучше, анализируйте исторический процесс по различным источникам. Ну а на, совсем уж крайний случай, можете воспользоваться документальными фильмами, которых огромное количество. Если и это не поможет, возможно, комиксы и компьютерные игры, столь любимые молодежью, хотя бы в какой-то степени прояснят Вам ситуацию. Ну, если и это не даст результата, тогда, уж , я Вам ничем не смогу помочь, - тогда обращайтесь к анархо-синдикалистам, типа Кейси, они вам раскроят мир, по голливудским лекалам, поделят парней на плохих и хороших, возможно, поведают Вам о том, что вторую мировую войну "выиграли" американцы, что первым космонавтом земли был не русский парень, европеец - Юрий Алексеевич Гагарин, а светловолосый ирландец или шотландец с голубыми глазами, что Америку открыл вовсе не Колумб, а борец с аппартеидом из ЮАР... Дерзайте... Не буду больше комментировать исторические воззрения Кейси. Возможно другие европейцы: посещающие данный ресурс, подключатся к дискуссии и заступятся за матушку-европу. Теперь, о том в чем хранить сбережения. В данном случае, я согласен с Кейси. В статье он рекомендует сохранять накопления в золоте и серебре, что представляется весьма разумным. Не читал, где бы он рекомендовал хранить незначительную часть сбережений в долларе (боюсь, что, если я прочту все его статьи, сильно заужу свой кругозор), но, вероятно, разумно хранить некоторую часть сбережений в валюте страны проживания, на случай колапса финансово-банковской системы. Хочу подчеркнуть, что валюты всех стран СЗМ (стран западного мира) -доллар, йена, евро, фунт стерлингов и, даже, швейцарский франк, являются фиатными валютами, т.е. валютами, которые лишь в некоторой части, обеспечены реальными активами. Степень фиатности у них различна. Абсолютным лидером в этом смысле, на мой взгляд, является доллар. Означает ли это, что доллар является в ближней и среднесрочной перспективе, наиболее уязвимой валютой? Не факт -все будет зависеть от многих обстоятельств. В том числе, от развития ситуации с долговым кризисом в Европе. Внимательно следите за процессами, происходящими в мире. Ведь, сила валюты в нынешнем мире определяется не только степенью ее фиатности, но и степенью доверия к ней, формировавшегося в течение длительного времени. Евро, несмотря на лучшую, на мой взгляд, обеспеченность реальными активами, чем доллар, в случае распада Европы, может серьезно обесцениться. Понимаете, вопрос о стабильности той или иной валюты - это очень сложный вопрос.
Оскар 03.11.2013 в 03:47
(продолжение для Genom) Те кто серьезно интересуются историей экономических учений, прекрасно знают, что в 80-х годах 20-го века, в рамках критики антимарксистских концепций в политэкономии, активно обсуждался вопрос о степени воздействия массовой психологии на объективность экономических законов. Многие видные европейские экономисты, интеллектуального потенциала которых, с лихвой хватило бы, для того, чтобы размазать некоторые суждения Кейси тонким слоем по асфальту, в то время сходились во мнении, что влияние массовой психологии очень велико, некоторые вообще утверждали, что никаких экономических законов и вовсе не существует - действуют лишь законы массовой психологии. С тех пор, возможности политической элиты, воздействовать с помощью средств массовой информации (интернета и т.д.) на массовое сознание и, даже, подсознательный уровень индивида, возросли многократно. То, что сейчас творит Бернанке на глобальных рынках, искусственно поддерживая воспроизводство фиктивного капитала, - это и есть манипуляция массовым сознанием в интересах инсайдеров, т.е. самый настоящий вид глобального мошенничества. Это я все о перспективах фиатных валют, Genom. Являются ли возможности лобби фиата в этом смысле безграничными? Не думаю. Мировая экономика это сверхсложная система, нестабильность которой с каждым днем возрастает. Что может послужить спусковым крючком для ее разрушения? Да, все что угодно -вплоть до локального конфликта в экономически важном регионе мира или какое-либо событие, например, если выяснится, что на бирже Comex закончился один из видов монетарных металлов (золото, серебро) в его физической форме. Куда в случае, наступления экстремальных событий будет стремиться финансовый капитал? Скорее вмего, в те виды активов, которые являются дефицитными, жизненно важными, мобильными, способными в наилучшей степени сохранять покупательную способность - скорее всего, это будут монетарные металлы, продовольствие, горючее, возможно, в течение непродолжительного времени одна из фиатных валют, которая будет восприниматься как средство сохранения стоимости. Какая это будет валюта, спрогнозировать сейчас достаточно сложно.
Neo 03.11.2013 в 04:34
Многоуважаемый Оскар, мне представляется, что не стоит тратить столь много времени или точнее - бисера, на доказательства очевидных вещей некоторым подвидам животного мира. Поверьте, это чрезмерно трудно для их понимания, ибо экскурсы в историю приводят их в состояние невменяемости :)))
Оскар 03.11.2013 в 05:02
Пардон, то что в тексте было адресовано Genon, на самом деле предназначалось kraken.
Оскар 03.11.2013 в 05:25
Да, Neo, возможно, что Вы правы. В следующий раз буду менее велеречив. " Не потчуй стадо блюдом ему не потребным" - так, по-моему, Парацельс писал. Просто, искренне хочется помочь тем, кто хочет сохранить свои сбережения, в условиях, когда и искушенным людям, порой, непросто разобраться в происходящем, а также тем, кто устал заблуждаться, в "добрых" намерениях властей.
nubie 03.11.2013 в 01:57
вообще, все прозрачно, если планировать не на год вперед, а хотя бы на 10-20 смотрим, что плюс-минус сохранило ценность с 80-х годов? золото-серебро-антик-недвига а с 20-х? золото-серебро-антик-недвига
Макс 03.11.2013 в 02:30
Золото, серебро, антиквариат и недвижимость! Солидная формула! Серебру предпочтение.
Андрей Демидов 03.11.2013 в 05:31
Даг правилен в оценке ситуации в Европе. Толерастность приведёт Европу туда, куда и СССР завёл. К распаду. Вчера в Германии разрешили не указывать пол ребёнка. Теперь это аморфное оно. В Европе выведена новая порода людей - хомо идиотикус. Они уже проявились при разделе Сербии, когда большинство этих хомо идиотикус поддержали образование Косово. Чёрной криминальной дыры. Своими же руками. ОТ РЕДАКЦИИ: АНДРЕЙ, просьба умерить пыл!!!
Kraken 04.11.2013 в 05:27
Я, кстати, попутно увлёкся собиранием банкнот России и СССР. Занятные, скажу вам, метаморфозы происходили за последние 100 лет с нашим рублём... Самый длительный период "устойчивости" бумажного рубля со времён революции в аккурат пришёлся на период 1961-1990 год. То есть менее 30 лет. И то купить на те деньги, при солидном номинале, мало что было можно. Только на чёрном рынке, и то за двойные-тройные цены. Грамм низкопробного золота- только в ювелирных магазинах. Часто по записи. А это как раз указывало на скрытую инфляцию и ежегодный вброс новых необеспеченных денег. Реформы после 1917 года шли одна за другой. Каждые пять-десять лет новые банкноты, новые ценники, новые условия обмена... Российские цари-генсеки просто обречены были,как мне показалось, постоянно мухлевать с бумажной валютой, обирая граждан и отнимая тем самым накопления поколений. Если брать сегодняшний период Путина и период правления Николая второго, то прослеживается интересная анналогия. Только при этих двух царях свободно ходила золотая и серебрянная разменная монета. (Николай правил с 1896 по 1917). Но тем не менее в 1914 году , в связи с началом, 1 мировой войны, хождение золотых монет было ограничено, а чуть позже вовсе прекращено. Так что менее 20 лет(!) свободного хождения и обращения золота в России. Путин же правит уже 13 лет, а история, как мы знаем, имеет обыкновение повторяться...
kraken 04.11.2013 в 05:35
Да и ещё одно прелюбопытное совпадение. Эмиссионные банкноты периода 1917 годов - 1924, как близнецы-братья напоминают гиперинфляцию 1991-1997 годов. Те же номиналы 250-500- 1000, 5000, 10000, 15000-25000 тысяч. Вот как начнёшь изучать фамильные портреты....
ДИК 05.11.2013 в 05:00
to Оскар 5+ !!!
Андрей 05.11.2013 в 07:10
У Дага Кейси в статье есть суждения, похожие на правду, а есть достаточно легковесные суждения, вообще неподкрепленные никакими аргументами. Например из чего следует, что Китай должен распасться на 5 частей? Даг вообще никаких аргументов не приводит по этому вопросу. А насчет шоковой терапии в Восточной Европе - Даг видимо не знает, что это такое. В России это было в 90-ые, нам это проще для понимания. Это когда цены на товары взлетают до небес, а уровень жизни простых людей сокращается до минимума. Чем тут восхищаться честно говоря не понимаю. На мой взгляд намного лучше китайский и венгерский вариант перехода от социализма к капитализму - плавный, без потрясений, позволяющий сохранить экономику страны и постепенно перейти к частной собственности без ее раздавания любому желающему за бесценок. Евро обвалится раньше доллара - тоже спорное суждение. У евросоюза нет проблем с потолком госдолга и такого сильного противостояния партий как в конгрессе США. То, что в США не приняли бюджет на следующий год, из-за того что республиканцы уперлись рогом и не захотели принять вариант Обамы - для меня показатель. У США финансовых проблем не меньше, чем в Евросоюзе. На мой взгляд, думать кто из них развалится раньше или уйдет в глубокий кризис - это все равно, что пытаться определить какая лошадь на скачках придет к финишу первой. Можно предполагать или пытаться угадать, но вряд ли можно что-то говорить с уверенностью.