Даг Кейси о многочисленных применениях серебра и о том, что это означает для его будущей цены

International Man: Даг, давайте начнем с основ. Что делает серебро полезным и ценным?

Doug Casey (Даг Кейси): На протяжении всей истории в качестве денег использовались три металла: золото, серебро и медь. Все они имеют пять качеств хороших денег - долговечность, делимость, портативность, постоянство и внутренняя ценность, но в разных пропорциях. Все три металла можно купить по одним и тем же причинам: все они - долгосрочные способы сбережений, хорошие средства обмена и интересны для спекуляций, по крайней мере, время от времени.

цена на серебро

Золото всегда использовалось и, вероятно, всегда будет использоваться в основном как деньги. Медь, вероятно, останется промышленным металлом. Серебро занимает промежуточную позицию между ними как с точки зрения цены, так и с точки зрения использования и места в вашем инвестиционном портфеле. Это можно рассматривать как способ сбережения (как золото) или как способ спекуляции (как медь).

Из 92 встречающихся в природе элементов серебро является лучшим тепловым и электрическим проводником. Все это делает его высокотехнологичным металлом; почти каждый день для него находят новые применения.

Вы помните, что золото - самый податливый, пластичный и наиболее инертный из элементов. Оба этих монетарных металла имеют отличительные характеристики «использования».

Экономика производства для золота и серебра совершенно различна. Существует очень мало самостоятельных прибыльных серебряных рудников при сегодняшней цене на серебро. В основном серебро – это побочный продукт добычи свинца, меди или золота. Большинство золотых рудников в мире сегодня прибыльные, даже при использовании «всех затрат на поддержку производства», включающих в себя всё - от административных расходов до поисковых работ, замену запасов и рекультивацию участка на годы вперед. В прошлом большинство рудников сообщали только о денежных затратах.

Если использовать грубые цифры, то ежегодно производится около 800 млн. унций серебра и 80 млн. унций золота. Однако в тоже время в мире нет больших запасов серебра, в отличие от золота. Большая часть из 6 млрд. унций, добытых за всю историю, все еще где-то существует и хранится.

Динамика рынка серебра сильно отличается от динамики рынка золота по многим параметрам. Одна важная деталь для спекулянта заключается в том, что сам рынок серебра гораздо меньше, во многом потому, что унция золота примерно в 80 раз дороже унции серебра. Когда люди проявляют интерес к серебру, оно имеет тенденцию к взрывному движению.

International Man: Хоть серебро и может использоваться в качестве денег, в первую очередь - это промышленный металл. Каковы последствия?

Даг Кейси: Если экономика продолжит сильно замедляться, чего я ожидаю, так как мы на пороге  Большой депрессии, промышленные металлы, скорее всего, пострадают. Но у серебра есть несколько смягчающих преимуществ.

Как я уже говорил, постоянно открываются новые высокотехнологичные производства, что приводит к росту потребления. Учитывая, что в основном серебро – это побочный продукт промышленных металлов, означает, что при экономическом спаде производство серебра также снизится.

Я смотрю на серебро с гораздо большим оптимизмом, чем на любой другой промышленный металл, кроме урана.  В то же время, тот факт, что серебро используется в качестве денег,  привлечет больше покупателей со стороны сберегателей и спекулянтов, что еще лучше укрепит его.

International Man: Во время золотого бычьего рынка серебро, как правило, показывает лучшие результаты, чем золото. Почему так происходит?

Даг Кейси: Хоть каждый год и производится около 80 млн. унций золота, новое производство золота не особо влияет на его цену. Это потому, что все когда-либо добытое золото, а это 6 млрд. унций, о которых я уже говорил, все еще находится на поверхности. На цену золота больше влияет желание людей сохранить его, а не новая добыча, составляющая 1,3% мирового запаса. В этом отношении золото почти уникально.

Однако в случае с серебром - нет огромных запасов, с которыми можно иметь дело. Я не знаю цифр, но в основном речь идет о новой добыче серебра. Запасы серебра находятся на уровне других промышленных металлов - совсем не так, как раньше, когда только правительство США имело 2 млрд. унций, не считая миллиардов в американских десятицентовиках, четвертаках, полтинниках и серебряных долларах. В относительном выражении все, что касается серебра, - небольшое, а небольшие рынки по своей природе склонны к волатильности.

Есть еще один момент: за многие годы у серебра появились ярые поклонники. Серебро для них почти как религиозная икона. Возможно, это люди, не способные покупать золото, но серебро всегда, по какой-то причине, рассматривалось некоторыми людьми как почти магический элемент, в основном американцами. Они гораздо фанатичнее золотых жуков (к которым я отношу и себя).

Медь - третий денежный металл. С древних времен у нас были не только золотые и серебряные монеты, но и медные. Большинство людей не знают, что в современных монетах практически нет меди. До 1982 года они состояли из 95% меди и 5% цинка. С тех пор они состоят из 97,5% цинка и 2,5% меди.

На самом деле, изготовление каждой цинковой монеты, мошеннически выдаваемой за медную, обходится правительству США примерно в $0,02. Конечно, когда в 1965 году из монет высшего номинала ушло все серебро, средний американец не знал и не заботился о том, что то, что раньше было 90% серебром, теперь просто медь, покрытая никелем, выглядящая как серебро.

Я уверен, что все монеты выйдут из производства в ближайшем будущем. Даже парковочные счетчики теперь принимают кредитные карты, время которых тоже скоро уйдёт.  Пенни, пятицентовики и десятицентовики едва ли стоит брать в руки. Что вы можете купить на четвертак? По сути, ничего. Однако серебряный четвертак стоит около $4.

Фактически, все металлические монеты выходят из производства точно так же, как бумажные деньги, к сожалению, уступая место цифровым деньгам. Мы не должны называть их «монетами»; монеты имеют ценность благодаря металлу, из которого они сделаны. Все, что мы имеем сегодня, - это официально утверждённые жетоны.

International Man: Серебро подвержено резким скачкам цен, вызванным кризисом. Как это происходило в прошлом? И как это можно соотнести с ситуацией сегодня?

Даг Кейси: В 1960-х годах вышла книга Нормана Лэмба (Norman Lamb) «Маленькие состояния в бросовых серебряных акциях» (Small Fortunes in Penny Silver Stocks). Она была очень влиятельной в то время. В книге говорилось о Споканской фондовой бирже, которой больше нет. На ней в основном котировались серебряные компании. Около 100 таких компаний находились в районе Кёр-д'Ален.

В книге Норман указал на одну серебряную акцию, Coeur d'Alene Mines, выросшую во время великого бычьего рынка с начала 60-х до 1968 года с $0.02 до $20. Подъём 1000 к одному. Coeur d'Alene Mines существует и сегодня, что довольно необычно, потому что большинство акций горнодобывающих компаний - горящие спички.

Серебро оторвалось от установленной правительством цены в $1,29 и достигло отметки $6 за унцию. Следует помнить, что на протяжении большей части американской истории цены на серебро контролировались правительством США и находились в фиксированном соотношении с золотом - примерно 17:1. Такой контроль оказался неустойчивым, как и любой контроль над ценами.


Соотношение между сырьевыми товарами - свиньями и крупным рогатым скотом, пшеницей и соей - постоянно меняется под влиянием различных факторов спроса и предложения. Тот факт, что соотношение серебра и золота раньше было намного ниже, чем сейчас, - не причина моей поддержки серебра.

Я придерживаюсь бычьей точки зрения в основном потому, что сырьевые товары - это единственная область финансовых рынков, в которой еще не образовался пузырь, как, например, в акциях, облигациях и недвижимости. Но я верю, что пузырь в них надуется.

Если мы получим такой бычий рынок драгоценных металлов, который я ожидаю, акции горнодобывающих компаний, особенно серебряные акции, могут феноменально взлететь. Мы увидим, как они в совокупности вырастут в 10 раз, а некоторые ещё больше. Ожидание того стоит.

Примечание редактора: Подобная ситуация с драгоценными металлами неоднократно повторялась в прошлом и сыграла решающую роль в состоянии, которое сколотил легендарный спекулянт Даг Кейси. Даже небольшая сумма денег, вложенная сегодня в правильные акции драгоценных металлов, может принести прибыль, которая изменит вашу жизнь.

аватар

Кейси, Даглас "Даг"

Casey, Douglas "Doug"

Американский экономист, сторонник свободного рынка, автор нескольких финансовых бестселлеров. Он является основателем и председателем компании Casey Research, которая продает финансовую и рыночную аналитику по подписке со специализацией на энергетике, металлах, горнорудном производстве и информационных технологиях. Его книга Кризисное инвестирование (Crisis Investing) стала бестселлером #1 в престижном списке New York Times в 1980 году и стала финансовым бестселлером года, продав 438,640 экземпляров. За свою следующую книгу Стратегическое инвестирование (Strategic Investing) Даг получил самый большой аванс, когда-либо заплаченный за книгу по финансам в то время. В 2009 году в своей речи под названием «Мои мытарства в третьем мире» он предложил приватизировать небольшую страну и сделать ее публичной компанией на нью-йоркской фондовой бирже.

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.