Даг Кейси о том, что нас ждет впереди, рекордной инфляции и том, что надо делать прямо сейчас
- дата: 21 февраля 2022 (источник от 14 февраля 2022)
International Man: Инфляция, если измерять по искривленной правительственной статистике ИПЦ, недавно достигла 40-летнего максимума. Что происходит?
Даг Кейси (Doug Casey): Сам индекс потребительских цен (ИПЦ) уже многие годы сильно искажен, главным образом из-за изменений в определении того, что он подразумевает. Поэтому интересно следить за работой сайта ShadowStatistics, где Джон Уильямс (John Williams) рассчитывает ИПЦ и другую правительственную статистику, используя параметры 40-летней давности.
Он обнаружил, что если бы ИПЦ измерялся так, как в эру Рейгана (Reagan), то он был бы не 7%, а 15%. И мне это кажется логичным. Больше года я спрашивал людей, верят ли они свои глазам или правительственной статистике по ИПЦ. Общий уровень цен вырос как минимум на 15%. И это консервативная оценка. На мой взгляд, американский ИПЦ лишь немного надежнее своего аналога в Аргентине – стране, чей индекс полностью политический и смехотворно неточный.
Думаю, потребительские цены вырастут намного больше. Даже Пауэлл (Powell) отказался от нечестного и идиотского использования слова «временный» в этом отношении. Всё потому, что Федеральная резервная система (ФРС), центральный банк США, продолжает ежемесячно монетизировать $120 млрд правительственного дефицита. Денежная масса стремительно растет. В то же время режим Байдена (Biden) вводит ряд новых мер, сокращающих производство.
Между тем бесплатные подачки продолжают отбивать у миллионов американцев охоту работать. Массовая раздача вертолетных денег во время коронавирусной истерии вызвала изменение в культуре – жить на пособие теперь кажется социально приемлемым. В некоторых частях общества способность потреблять, ничего не производя, стала доказательством не того, какой ты бесполезный, а того, насколько ты умен.
Денежная масса выросла, тогда как реальное производство упало. Конечно, инфляция подскочила. И это лишь часть опухоли, разрастающейся в экономике. Последние три года мы наблюдаем масштабную катастрофу. И, скорее всего, мы будем наблюдать ее до конца десятилетия. Даже если демократы в 2024 г. проиграют, это будет потому, что республиканцы пообещают еще более «смелые» – то есть более глупые и разрушительные – новые решения.
Решение – не новые, или другие, правительственные программы. Решение – упразднить их и способствовать подлинному свободно-рыночному обществу. Но на устранение моральной гнили, лежащей в основе текущих тенденций, – не говоря уже об их замене настоящим капитализмом – понадобятся десятилетия, если это вообще случится.
International Man: Что будет делать ФРС, когда больше не сможет делать вид, будто инфляция под контролем?
Даг Кейси: Во-первых – и это нужно повторять снова и снова, – ФРС вообще следует ликвидировать. Она не выполняет в современном мире никаких полезных задач. Она всего лишь двигатель инфляции, создающий гигантские искажения в экономике. Спрашивать, что ФРС «должна» делать – значит лишь легитимизировать ее существование. С таким же успехом можно было спросить, как лучше всего переставить стулья на палубе «Титаника».
Во-вторых, золото вновь должно быть объявлено деньгами. Деньги должны иметь осязаемую ценность и не должны создаваться из воздуха.
В-третьих, банковская система должна вернуться к классическим параметрам, со строгим разделением срочных и бессрочных вкладов. Частичное банковское резервирование – это преступное нарушение доверия.
Я понимаю, что всё это звучит необычно и даже непонятно – особенно для людей помоложе. Их не учили ничему более разумному, чем кейнсианские теории. На самом деле ситуация еще хуже. Многих учили марксистским доктринам, и они в них верят.
Я не стану здесь углубляться в детали, но отошлю к первым главам моих инвестиционных книг «Кризисное инвестирование» (CrisisInvesting) и «Стратегическое инвестирование» (StrategicInvesting). И особенно «Кризисное инвестирование в 90-х» (CrisisInvestingforthe 90’s) – до сих пор весьма актуальной книги, несмотря на устаревшее название.
International Man: У ФРС есть два варианта: 1) продолжать печатать триллионы и позволить инфляции стремительно расти; или 2) ужесточить кредитно-денежную политику и наблюдать крах рынков.
Другими словами, она может пожертвовать фондовым рынком или долларом.
Как думаешь, что она сделает?
Даг Кейси: Первый вариант. Вместо того чтобы позволить пузырю рухнуть, что случится, если она перестанет печатать, ФРС будет дальше печатать деньги. Если она прекратит, это будет повторение того, что было в 1929 г.: дефляционная депрессия. Так что она будет продолжать печатать в надежде, что либо случится чудо, либо, когда все рухнет, у руля уже будет кто-то другой.
ФРС оказалась между Сциллой и Харибдой. В 1980-х и 1990-х говорили о «линчевателях облигаций». Считалось, что если из-за глупой политики ФРС печатание денег и инфляция станут чрезмерными, фондовые менеджеры станут сбывать облигации, что толкнет долгосрочные процентные ставки вверх. И предполагалось, что это обуздает ФРС.
Но надежда была ложной. Крупные менеджеры вроде Black Rock, Goldman и Fidelity теперь приветствуют печатание денег. Они не хотят, чтобы рынки акций, облигаций и недвижимости рухнули. Да и, конечно, никто этого не хочет. Искусственные хорошие времена намного веселее, чем самые настоящие плохие. Понятно, почему «власти» хотят отсрочить неизбежное, даже если это делает конечный исход намного хуже.
Как бы то ни было, сейчас цену облигаций и долгосрочные процентные ставки определяет не рынок, а ФРС. Я ожидаю, что в ближайшем будущем начнется огромная волна продавцов облигаций, видящих, что инфляция составляет 15% и скоро достигнет 20%, тогда как облигации приносят лишь 2%, 3% или 4%. Пенсионные фонды, страховые компании и инвестиционные менеджеры начнут их сбывать. И ФРС не может выкупить все эти облигации.
Долгосрочные процентные ставки поднимутся намного выше, что бы ни делала ФРС. Я занимаю короткие позиции по 30-летним облигациям на фьючерсном рынке, в основном продавая непокрытые колл-опционы, и рассчитываю и дальше это делать.
Чтобы экономика выжила, процентные ставки должны вырасти. Низкие процентные ставки не способствуют сбережениям, а именно сбережения создают капитал. Без создания капитала не будет серьезного научного прогресса, новых индустрий или даже малых бизнесов. Нехватка капитала – одна из причин, почему бедные страны остаются таковыми. Сейчас я ставлю на намного более высокие процентные ставки.
International Man: Людвиг фон Мизес (Ludwig von Mises), крестный отец свободно-рыночной австрийской экономики, резюмировал дилемму ФРС:
«Невозможно избежать конечного краха бума, порожденного кредитной экспансией. Вопрос лишь в том, наступит ли кризис раньше вследствие добровольного отказа от дальнейшей кредитной экспансии или позже как полная и окончательная катастрофа валютной системы».
Что ты думаешь?
Даг Кейси: Он совершенно прав, как и во всём, что он писал. В том числе поэтому я не один год повторяю, что нас ждет Величайшая депрессия, как я это назвал. Величайшая депрессия – потому что всё будет намного хуже, продолжительнее и по-другому, чем неприятности 1929-46 гг.
Стоит повторять это снова и снова, пока люди наконец не начнут понимать.
International Man: Что, на твой взгляд, будет дальше и что может сделать средний человек?
Даг Кейси: Будет не просто финансовый кризис, когда фондовый рынок упадет и некоторые спекулянты понесут убытки. И это даже не будет просто экономический кризис, когда многие люди станут безработными, а бизнесы – банкротами. Конечно, финансовые и экономические последствия – это уже достаточно плохо. Но нас, скорее всего, ждет также социальный, политический и культурный кризис. А это намного серьезнее.
В интервью для Doug Casey’s Take я обсуждал, что происходит с забастовкой канадских дальнобойщиков. Надеюсь, это распространится по всему западному миру, потому что это реакция на превышение властями своих полномочий. Можно назвать это современным аналогом средневековых крестьянских восстаний.
У крестьянских восстаний очень интересная и благородная история. Но исторически крестьянские восстания – даже серьезные, с тысячами или даже сотнями тысяч жертв – ничего на самом деле не меняли. Правящим элитам всегда удавалось их придушить по множеству причин. Жаль, но нынешнее восстание канадских дальнобойщиков тоже вряд ли что-то существенно изменит. Если повезет, то они, по крайней мере, избавятся от парочки особенно возмутительных сторонников тоталитаризма вроде сына Фиделя Кастро (Fidel Castro), правящего сейчас в Канаде.
Изменить ход истории непросто, но сейчас под угрозой сами основания западной цивилизации. Постараюсь на следующей неделе написать статью о крестьянских восстаниях. А потом еще одну – о существенных и уникальных элементах западной цивилизации и о том, что приходит им на смену.
Нравится это кому-то или нет, но именно это сейчас происходит. И всё это становится неотъемлемой частью Величайшей депрессии.
Комментарии 2
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.