Даг Кейси о торговой войне и Трампе

крах доллара

Джастин Спиттлер (Justin Spittler): Даг, Трамп (Trump) в последнее время действительно подтверждает свое прозвище «Человек-пошлина». Почему он не может остановиться?

Даг Кейси (Doug Casey): На самом деле здесь надо обсудить самого Трампа. Признаюсь, мне Трамп немного нравился во время президентской кампании в 2016 г., несмотря на многочисленные философские и психологические проблемы, точно подмеченные мною в 2011 г., когда он лишь подумывал о президентстве. И я поспорил с Марином Катусой (Marin Katusa) на 100 унций серебра, что Трамп победит, – но это другой вопрос. Прежде всего, я рассчитывал на победу Трампа, потому что он не Хиллари Клинтон (Hillary Clinton), ставшая бы полной катастрофой.

Хотя было ясно, что Трамп ничего не смыслит в экономике, он, по крайней мере, имел опыт в бизнесе, в отличие от Хиллари и большинства политиков. Он также говорил, что собирается закончить все бессмысленные войны, развязанные или усугубленные США.

К сожалению, если у Трампа и было мужество, то за два года жизни в Мордоре оно исчезло. Глубинное государство вполне реально.

Он не вывел войска из Афганистана, Сирии или десятка других стран, где присутствуют американские боевые подразделения. Вместо этого он лишь увеличил уже и так слишком большую армию. Он позволяет своим жаждущим войны советникам размахивать кулаками перед Китаем, Россией и Ираном. Так что с этой точки зрения он провалился.

Джастин: А как насчет торговли?

Даг: Он выбрал меркантилистский, националистический, агрессивный и даже воинственный подход к торговле. Он фактически приказывает другим странам выполнять пожелания американского правительства, иначе они будут отрезаны от использования долларов или попадут под эмбарго. В случае Китая и Мексики – крупнейших торговых партнеров США – их экспорт будет обложен огромными пошлинами.

Было верно подмечено, что когда импортируемые в США товары облагаются пошлинами, они просто становятся дороже для покупающих их американцев.

На самом деле это даже забавно. Главный экспорт США – это бумажные доллары. США фактически могут печатать деньги в неограниченном количестве и заставлять любезных иностранцев принимать их в обмен на реальные товары. Китайцы поставляют электронику и разного рода хлам, наполняющий гаражи и мусорные баки. Мексиканцы поставляют фрукты, овощи и товары, произведенные у самой границы, в зоне макиладор, преимущественно принадлежащих американским компаниям.

Все это очень плохо кончится. Мексиканские работники лишатся работы, и многие попытаются мигрировать в США. Американские потребители будут платить больше. Американские бизнесы будут импортировать и продавать меньше. Замедление бизнеса в Китае – таком же отягощенном долгами, как и США, – может привести к массовым банкротствам, крахам банков и безработице. Последствия могут отразиться на очень нестабильном мире самым непредвиденным образом. Стоит вспомнить, что в 1929 г. начало депрессии на самом деле положил крах сравнительно небольшого австрийского банка. И пошлины Смута (Smoot)Хоули (Hawley). Обвал фондового рынка был не причиной, а следствием.

В какой-то момент иностранцы могут прекратить – осмелюсь даже сказать прекратят – принимать доллары, ни к чему не обязывающие правительство в случае банкротства.

Когда это произойдет, случится действительно серьезный валютный кризис. Иностранцы не захотят держать доллары. Они будут рассматриваться как нежелательное средство сбережения и сомнительное средство обмена. Как горячая картошка или карты в игре «Старая дева». За пределами США, вероятно, имеется 20 трлн долларов – хотя не думаю, что кто-нибудь знает реальную цифру. Только американцы обязаны принимать их как законное платежное средство – в других странах они используются просто для удобства. Они вернутся в США в обмен на американские акции, американскую землю и американский бизнес. Американцы превратятся в прислугу в собственной стране. Но, возможно, это просто будет расплата за десятилетия жизни не по средствам…

Трамп напрашивается на неприятности, провоцируя мир, и так уже едва балансирующий на экономическом канате.

Джастин: Я согласен, что текущая торговая война в дальнейшем повредит спросу на американские доллары.

Но не может ли Трамп победить в краткосрочной перспективе? Другими словами, сможет ли он заставить Китай играть по правилам США?

Даг: Китайцы очень умны и проницательны и имеют древнюю торговую культуру. Они понимают, какого прогресса достиг Китай за последние 40 лет. Если задуматься, насколько и как быстро Китай вырос, то это уникальный случай в мировой истории.

Китайцы не хотят подвергать риску свою банковскую систему, являющуюся банкротом. Как и в большинстве стран, банковская система Китая плавает на море долга. Погасить этот долг невозможно. Они не хотят злить сотни миллионов мистеров Вонов, если те лишатся доступа к своим юаням, копившимся десятилетиями. Они понимают, какой ущерб может нанести торговая война в нынешнем чрезвычайно взаимосвязанном мире избежать. Не думаю, что Трамп понимает, каким будет ущерб от торговой войны.

Таким образом, есть вероятность, что китайцы дадут Трампу то, чего он хочет, лишь бы он не сделал чего-то по-настоящему глупого.

С другой стороны, в восточных культурах очень, очень важно не терять лицо. Они ни за что не хотят, чтобы казалось, что им указывают, что делать, или ими помыкают. Особенно если речь идет о мощи, находящейся в упадке. У них хорошая память, и они помнят, как иностранцы унижали их в XIX и в начале XX вв. Они могут быть вынуждены сделать что-то, в чем они сами видят глупость.

Джастин: А Мексика?

Даг: Страной сейчас управляет Андрес Мануэль Лопес Обрадор (Andrés Manuel López Obrador). Он не разбирающийся в экономике социалист, но он не хочет создавать проблемы для мексиканских производителей, экспортирующих в США.

Поэтому возможно, что он прикажет федеральной полиции заворачивать пересекающих Мексику сальвадорцев, гватемальцев и гондурасцев – главный источник миграции в США, вызвавшей гнев Трампа.

Я понимаю проблему, когда страну наводняют буквально миллионы нищих, необразованных крестьян, представляющих другую расу и культуру и разговаривающих на другом языке. Подобное крайне дестабилизирует и сильно отличается от волн европейских иммигрантов столетней давности – это тема для другого разговора. Я даже не сомневаюсь, что текущая проблема существенно ухудшится. К примеру, еженедельно сотни африканцев из Конго, Экваториальной Гвинеи, Сенегала и десятков других отсталых стран материка используют Мексику для проникновения в США.

Будет хорошо, если Обрадор ужесточит контроль на мексиканской границе. Но в следующее десятилетие ожидается беспрецедентная миграция из бедных стран в богатые. Она превзойдет по масштабам вторжение варваров в Рим в V веке.

В такой ситуации никто не хочет выглядеть трусом, выполняющим чужие приказы. Может случиться что угодно. Но не стоит играть с огнем, когда мир сидит на бочке с финансовым и экономическим порохом.

Джастин: Даг, на недавних новостях о торговой войне на рынке наблюдалась активная распродажа. Может ли это оказаться иголкой, которая наконец проткнет пузырь американских акций?

Даг: С приближением к хвосту гигантского финансового урагана, в котором мы находились с 2007 г., в мире больше долга, чем когда-либо.

Разрушение торговли с Мексикой и Китаем равносильно подрыву текущего финансового порядка. Все компании, участвующие в торговле, понесут серьезные потери доходов. Некоторые обанкротятся, объявят дефолт по долгам и потянут за собой других.

Пострадают не только американские потребители. Компании, обслуживающие их, лишатся дохода. Им будет сложнее расплачиваться по долгам. Рынки акций и облигаций могут обвалиться, а значит, рухнут и пенсионные фонды.

Трамп рискует обвалить финансовые рынки и экономику. То, что он делает, – очень глупо. Кто знает, чем все кончится? Возможно, среди прочих неприятностей, тем, что через два года изберут крайне левого демократа.

Он определенно не делает американское правительство меньшим и менее значимым в жизни людей. Он делает его еще больше и опаснее. Я все больше недоволен Трампом.

Трамп абсолютно не в состоянии «победить» в торговой войне, делая то, что он делает. Пытаться «выиграть», вводя пошлины, – все равно что стрелять себе в ногу.

Для победы в торговой войне нужно производить лучшие товары по более низким ценам, чтобы иностранцы хотели их покупать.

А США не смогут этого делать, пока не будет произведена радикальная дерегуляция, не сократятся налоги и не стабилизируется американский доллар. Если США это сделают, они снова станут великой экспортирующей страной. И поистине процветающей.

К сожалению, США не сокращают регулирование или налоги. И не стабилизируют доллар. Они увеличивают налоги и регулирование. Они дестабилизируют доллар из-за триллионного дефицита, который придется монетизировать, так как иностранцы больше не хотят покупать бумагу. Все это плохо кончится, и Трамп только все усугубляет.

Следующая стадия Величайшей депрессии меня не радует.

аватар

Кейси, Даглас "Даг"

Casey, Douglas "Doug"

Американский экономист, сторонник свободного рынка, автор нескольких финансовых бестселлеров. Он является основателем и председателем компании Casey Research, которая продает финансовую и рыночную аналитику по подписке со специализацией на энергетике, металлах, горнорудном производстве и информационных технологиях. Его книга Кризисное инвестирование (Crisis Investing) стала бестселлером #1 в престижном списке New York Times в 1980 году и стала финансовым бестселлером года, продав 438,640 экземпляров. За свою следующую книгу Стратегическое инвестирование (Strategic Investing) Даг получил самый большой аванс, когда-либо заплаченный за книгу по финансам в то время. В 2009 году в своей речи под названием «Мои мытарства в третьем мире» он предложил приватизировать небольшую страну и сделать ее публичной компанией на нью-йоркской фондовой бирже.

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.