Даг Кейси о вирусной истерии, часть первая

коронавирус

Примечание редактора: Постоянные читатели знают, что мы предостерегали от массовой истерии в СМИ из-за пандемии коронавируса. Сегодня и завтра мы представим две части беседы с нашим основателем Дагом Кейси (Doug Casey) о том, что на самом деле происходит на фоне этого кризиса.

Даг считает, что паника раздута, безответственна и опасна – и что рынки еще не закончили падение. В приведенной ниже первой части он обсуждает, почему реакция на вирус стала величайшей истерией, какую мы видели со времен суда над салемскими ведьмами… и почему реакция властей уничтожит экономику…

Daily Dispatch: Даг, где ты сейчас? В Уругвае или Аргентине?

Даг Кейси: Я на ферме в Уругвае, в окружении лошадей, коров, пуделей и природы.

Daily Dispatch: А люди?

Даг Кейси: Здесь есть несколько человек, работающих на меня, присматривающих за фермой и готовящих замечательные блюда. И моя жена. У меня здесь есть спортзал, бассейн, море книг и интернет. Больше ничего мне и не нужно.

Daily Dispatch: Звучит идеально.

Даг Кейси: Я рад находиться в таком приятном окружении во время этого по большей части искусственного кризиса. Здесь среди полей, в этой небольшой, не слишком развитой стране, мало что изменилось. Определенно, здесь лучше, чем спать под мостом и рыться в мусорных баках – если какие-то рестораны вообще выживут, чтобы вновь открыться, – что, боюсь, ждет многих американцев вследствие истерии.

Кризис только начинается. Сейчас мы наблюдаем лишь его первую фазу. Нас ждет еще настоящий ужас, прежде чем он пройдет. Но поживем – увидим. Хотелось бы ошибаться. Я намного больше люблю хорошие времена, чем плохие.

Daily Dispatch: Раз уж ты начал с такой ноты, не поделишься, почему ты такого мнения?

Даг Кейси: Понимаешь, вирус сам по себе – это лишь булавка, проткнувшая пузырь. За последние 20 лет было множество вирусов: свиной грипп, птичий грипп, СПИД, ближневосточный респираторный синдром, атипичная пневмония, даже паника вокруг сибирской язвы – хотя это, конечно, бактерии, а не вирус.

Все это приходит и уходит. До того как вирусы открыли лет 80 назад, было, вероятно, много подобных циклических волн, и их даже не замечали. Как медицинский феномен, этот вирус может оказаться более серьезным, чем прошлые, а может и нет. Исходя из путанных и поверхностных фактов, имеющихся на данный момент, думаю, это преимущественно истерия.

Сам по себе этот вирус не так уж страшен. По-настоящему серьезный вирус – это, например, испанский грипп, до недавнего времени забытый популярной историей. Предполагается, что он убил порядка 675,000 американцев.

Если спроецировать это на нынешнее население, то это равнозначно тому, если бы сегодня умерло 1.8 млн человек. Вот это – серьезно. Однако в 1918-19 гг., когда бушевал испанский грипп, была лишь незначительная рецессия, в основном связанная с завершением Первой мировой войны и приспособлением экономики к мирному времени. Жизнь продолжалась.

Напомню, что обычный сезонный грипп убивает 25,000-50,000 человек, что не так уж много в сравнении с автомобильными авариями, самоубийствами, туберкулезом и десятками других факторов. Кроме того, коронавирус, судя по всему, убивает в основном пожилых людей, уже и так имеющих проблемы со здоровьем. Таковы печальные, но неизбежные последствия жизни на этой планете.

По-настоящему серьезны эффекты второго и третьего порядка.

Daily Dispatch: Можешь объяснить, что ты имеешь в виду под эффектами второго и третьего порядка?

Даг Кейси: Эффекты второго порядка – экономические, когда бизнесы закрываются и банкротятся, люди теряют работу, производство падает, рынки обваливаются, а по долгам объявляются дефолты. Но даже это можно смягчить, по крайней мере при наличии прочной экономики. Бывало и хуже.

Однако хуже и продолжительнее будет реакция властей на вирус – эффекты третьего порядка. Будут приниматься новые законы, создаваться новые агентства и печататься триллионы долларов – что не спасет экономику, а уничтожит ее. А если разработают вакцину, то все должны будут сделать прививку. Без этого нельзя будет летать или одному Богу известно что еще.

Так что по-настоящему важны эффекты второго и третьего порядка. Сам вирус – это пустяк. По-настоящему опасна окружающая его истерия. Общая реакция граничит с безумием.

Daily Dispatch: А финансовый эффект, то есть влияние на рынки?

Даг Кейси: Как я уже говорил, все это послужило булавкой, проткнувшей огромные пузыри на финансовых рынках. Появление булавки того или иного рода было неизбежно.

Мы стоим на пороге Величайшей депрессии. Сейчас мы входим в хвост финансового урагана, начавшегося в 2008 г. К сожалению, в депрессии, вероятно, не будут винить глупую политику правительств и центральных банков – их инфляцию, налогообложение и регулирование. Вместо этого в Великой депрессии будут винить этот пустяковый вирус.

И даже здесь проблема в действительности вызвана сумасшедшим всемирным карантином. И $2 трлн вновь созданных «вертолетных» денег. И будет еще больше. Истерию используют как предлог, чтобы делать то, что лишь усугубило и продлило последнюю депрессию.

Daily Dispatch: Интересно, что ты упомянул число смертей в типичный сезон гриппа. Сайт Центров по контролю и профилактике заболеваний США совмещает смерти от гриппа и пневмонии, и, согласно ему, за последний сезон гриппа в США зафиксировано чуть больше 25,000 смертей. В Италии проведено исследование, проанализировавшее цифры с 2013 по 2016 гг. За этот период от гриппа умерло 68,000 человек.

Так что в среднем от гриппа в год умирало 17,000 человек. На данный момент число смертей от COVID-19 в Италии составляет около 22,000. Но даже в том исследовании, опубликованном в 2017 г., отмечается, что в Италии исторически более высокая смертность от гриппа из-за более пожилого населения, а также по социологическим причинам. Например, итальянцы с большим почтением относятся к старикам, поэтому дети и внуки чаще навещают своих пожилых родителей и дедушек с бабушками, чем в других европейских странах.

Даг Кейси: Похоже, средний возраст жертв этого вируса в Италии больше 70 лет. И у них в основном есть осложняющие заболевания. Все это еще раз наглядно доказывает, что это лишь буря в политическом унитазе.

Если бы Чарльз Маккей (Charles McKay) написал свою книгу «Наиболее распространенные заблуждения и безумства толпы» (Extraordinary Popular Delusions and the Madness of Crowds) сегодня, то он, несомненно, включил бы в нее этот коронавирус.

Поистине, это одна из величайших истерий во всемирной истории. Крупнейшее массовое психическое отклонение со временем судов над ведьмами в XVII веке. И, как и процессы над ведьмами, оно возникло на пустом месте.

Все это еще раз доказывает, что мы живем на планете 8 млрд шимпанзе, носящих очень тонкую личину цивилизации. Они вполне способны действовать нерационально, и они очень опасны, когда ими овладевает истерия, подобная этой. Многие вообще хотят назвать этот эпизод той или иной войной, что особенно глупо и опасно. Есть хорошая причина для беспокойства – не столько из-за вируса, сколько из-за его искусственных последствий.


Ты упомянул фондовый рынок. Фондовому рынку еще есть куда падать. Скорее всего, мы увидели лишь первый этап спада. Однако я уверен, что триллионы валютных единиц, создаваемые сейчас в США и других странах, приведут к существенному «скачку дохлой кошки». Собственно, мы уже это наблюдаем.

Средний человек за многие годы, и особенно за последние 10 лет, привык думать, что акции всегда растут.

Мы повсюду слышим смехотворные истории о том, как какой-то простой парень сорвал куш на фондовом рынке. Точнее, они не всегда смехотворные, потому что некоторые действительно зарабатывают на фондовом рынке миллионы – но только не простые люди с улицы. Средний человек покупает лишь на вершине, когда видит, что у акций «хорошая история». Другими словами, после того как они сильно выросли и теперь сильно переоценены и находятся намного выше исторически средней цены.

Средний человек все еще сильно заинтересован поиском ключа к акциям, приносящим богатство. Уже одно это говорит мне, что до дна еще далеко. Когда будет достигнуто дно, среднего человека рынок не будет интересовать и он будет готов распять любого, кто о нем упомянет.

Но по-настоящему серьезен гиперпузырь облигаций. В мире накопилось так много долга с такими низкими процентными ставками, что когда реальность вновь заявит о себе и процентные ставки начнут возвращаться к уровням начала 1980-х, рынок облигаций рухнет. Он потянет за собой пенсионные фонды и страховые компании. Все это будет выглядеть действительно скверно.

Облигации в конце своего 40-летнего бычьего рынка представляют тройную угрозу капиталу. Существуют риски огромных процентных ставок, инфляции и дефолтов.

Daily Dispatch: Однако, Даг, мы видим пузыри не только на финансовых рынках. Пузыри наблюдаются и на других рынках, верно?

ДагКейси: Да. Многое указывает на то, что мы жили в мире снов. Я всю свою жизнь увлекался автомобилями. У меня было много экзотических автомобилей, и я слежу за их рынком. И есть десятки очень дорогих марок экзотических автомобилей, стоящих от $100,000 до нескольких миллионов долларов… и это пузырь, готовый лопнуть.

Через несколько лет много таких экзотических автомобилей будут простаивать в гаражах со спущенными шинами, разрядившимися аккумуляторами и птичьими гнездами под капотом. То же было в 1930-х и 1940-х с «дюзенбергами» и «кордами». Будет интересно за этим наблюдать.

Daily Dispatch: И все это определенно означает, что будет еще больше стимулирования и дотаций.

Даг Кейси: Скорее всего, это лишь начало всевозможных новых правительственных программ. Например, говорят: «Мы должны защищать здоровье общественности. Лучший способ делать это – бесплатная медицина для всех».

Сейчас есть идеальный повод, чтобы это осуществить. И, скорее всего, введут ту или иную разновидность гарантированного базового дохода.

Сейчас всем раздают до $1,200. Но этого будет недостаточно, чтобы все смогли заплатить за аренду, ипотеку, машину, страховку и продукты. Скорее всего, это закрепят в национальной финансовой структуре.

Все эти деньги создаются из воздуха. Власти хотят любой ценой избежать дефляционной депрессии в духе 1930-х. Но очень вероятно, что в процессе получится гиперинфляция в духе Германии в 1920-х. Конечно, на финансовых рынках произойдет «скачок дохлой кошки». И неудачники будут покупать, когда нужно продавать.

Я вышел из обычных акций. Но я держу много золота. И золотых акций. Фондовые менеджеры, верившие «экономистам», золота не имеют и будут массово к нему бежать. Все это будет напоминать попытки перелить плотину Гувера через садовый шланг.

Но главное, что розничные цены существенно вырастут, и это действительно ударит по среднему человеку. Ведь его зарплата не будет расти так же быстро, как розничные цены, – то есть если у него все еще будет работа. А его сбережения – если они есть – будут уничтожены.

Daily Dispatch: Спасибо за ценные соображения, Даг.

Даг Кейси: Пожалуйста.

аватар

Кейси, Даглас "Даг"

Casey, Douglas "Doug"

Американский экономист, сторонник свободного рынка, автор нескольких финансовых бестселлеров. Он является основателем и председателем компании Casey Research, которая продает финансовую и рыночную аналитику по подписке со специализацией на энергетике, металлах, горнорудном производстве и информационных технологиях. Его книга Кризисное инвестирование (Crisis Investing) стала бестселлером #1 в престижном списке New York Times в 1980 году и стала финансовым бестселлером года, продав 438,640 экземпляров. За свою следующую книгу Стратегическое инвестирование (Strategic Investing) Даг получил самый большой аванс, когда-либо заплаченный за книгу по финансам в то время. В 2009 году в своей речи под названием «Мои мытарства в третьем мире» он предложил приватизировать небольшую страну и сделать ее публичной компанией на нью-йоркской фондовой бирже.

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 2

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Dr.Pruck 21.04.2020 в 09:35
Воистину гигант мысли, все его "индикаторы" как алерт, ахтунг и бог знает что ещё, поскольку завтра будет уже поздно. Например, пишет, дословно: существует тройная угроза (читай, вероятность риска 300%) разорения пенсионных фондов, финансовых институтов накаченных колоссов на стероидах НДО. Критично в условиях финансовой безграмотности их управляющих с отличными дипломами и таких же сотоварищей наблюдателей.
LPG-Creator 25.04.2020 в 01:44
Dr.Pruck, этот чувак живет с геном опасности больше 30 лет. С таким интеллектом мог бы на Манхеттене жить, на Уолл-Стрит советы давать, и в универах выступать, а живет в Уругвае... на ферме, с коровами. Тарит золото и оружие. Обидно.