Даг Кейси сравнивает 1930-е и сегодняшний день, часть первая

великая депрессия

Вы слышали аксиому «История себя повторяет». Это так, но она не повторяет себя точно. Чтобы использовать уроки прошлого, мы должны понять разницу с настоящим.

Во время Американской революции британцы приготовились вести успешную войну - но против европейской армии. Их боевой порядок, обеспечивавший подавляющую огневую мощь, и их красные мундиры, подчеркивавшие их численность, оказались противоположностью того, что необходимо для ведения партизанской войны.

Перед Первой мировой войной генералы считали кавалерию цветом своей армии. И конечно, всадники были более чем бесполезны в окопах.

Перед Второй мировой войной в ожидании нападения Германии французы построили «неприступную» линию Мажино (Maginot). История повторилась, и атака началась, но не так, как ожидалось. Их приготовления были бесполезны, потому что немцы не пытались преодолеть линию; они просто обошли её, и Франция потерпела поражение.

Генералы готовятся к прошлой войне не из упрямства или глупости, а потому, что они могут руководствоваться только прошлым опытом. Большинство из них просто не знает, как осмыслить этот опыт. Они правы в том, что готовятся к следующей войне, но не правы в том, что полагаются на тактику прошлой войны.

По-видимому, инвесторы, увы, совершают ту же ошибку, что и генералы, распределяя свои ресурсы. Если последние 30 лет были благополучными, они строят свои действия на большем процветании. Разговоры о депрессии для них нереальны, потому что в самом деле, ситуация совсем другая по сравнению с 1930-ми годами. Для большинства людей депрессия означает условия, напоминающие 1930 годы, а если такого нет, они не могут представить себе депрессию. Это потому, что они знают, какой была прошлая депрессия, но не знают, что это такое.

Некоторые из них, те кто поумнее, могут предвидеть конец процветанию и начало депрессии, но хотя они могут оказаться в лучшем положении, чем большинство, они, вероятно, ожидают, что эта депрессия будет похожа на прошлую.

Хотя никто не может предсказать со всей уверенностью, какой будет эта депрессия, вы можете быть уверены, что она не будет повтором прошлой. Но ситуация не должна захватить вас врасплох только потому, что она будет другой.

Чтобы определить вероятные различия между этой депрессией и прошлой, полезно сравнить сегодняшнюю ситуацию с началом 1930-х годов. Результаты не очень утешительны.

БАНКРОТСТВО КОРПОРАЦИЙ

1930-e

Банки, страховые компании и крупные корпорации повсюду разорялись. Организации платили за прошлые ошибки, и у них не было никакой страховочной сетки для спасения. Ошибки ликвидировались, и выживали только подготовленные и эффективные.

Сегодня

Мировые финансовые организации находятся в ещё худшем состоянии, чем в прошлый раз, но теперь деловая этика изменилась и все ожидают, что правительство «вмешается». Уже существуют законы, которые во многих случаях не только разрешают, но и требуют вмешательства правительства. Теперь ошибки усугубляются, и сильные, производительные и эффективные будут принуждены субсидировать слабых, непродуктивных и неэффективных. Ирония в том, что предприятия во время прошлой депрессии становились банкротами из-за слишком низких цен их продукцию; на этот раз, из-за слишком высоких.

БЕЗРАБОТИЦА

1930-е

Если человек терял работу, он должен был как можно быстрее найти другую работу, просто чтобы не ходить голодным. Множество других людей в таком же положении отчаянно боролись за любую имеющуюся работу, и работодатель мог нанять тех же людей за куда меньшую зарплату и ожидать, что они будут работать больше, чем до депрессии. В результате люди могли получить работу, а предприниматель мог продолжать вести бизнес.

Сегодня

Обычный человек сначала месяцами получает страховку по безработице; после этого он получает пособие по безработице, если не может найти «подходящую работу». Вместо того чтобы браться за любую имеющуюся работу (особенно если «белому воротничку» придётся пачкать руки), многие предпочитают получать пособие по безработице. Это снижает производство новой продукции и отдаляет восстановление экономики. Работнику больше не приходится беспокоиться о том, что некий предприниматель будет его эксплуатировать (т. е. возьмёт на работу) с зарплатой, которую он считает несправедливой, потому что законы о минимальной заработной плате, помимо прочих, исключают сегодня эту возможность. В результате человек остаётся безработным, а предприниматель выходит из бизнеса.

ПОСОБИЯ

1930-е

Если тяжёлые времена действительно поставят человека в сложное положение, ему останется полагаться только на семью, друзей или местные социальные или церковные группы. Это связано с позором, это лишь на крайний случай. Очереди за бесплатным питанием были в основном косметической мерой для умиротворения голосующей черни, склонной к террору. Люди принимали то, что есть, и это означало сильное снижение их уровня жизни, они брались за любую работу при любой зарплате. Во время прошлой депрессии очень немногие получали пособия.

Сегодня

Трудно сказать, как те, кто работает сейчас, будут поддерживать тех, кто не работает во время этой депрессии. Даже в США 50% населения страны уже получает ту или иную форму пособий. Но продуктовые талоны, помощь семьям с детьми на иждивении, программы социальной защиты и местные программы рушатся уже в благополучное время. А когда придёт «девятый вал», он сокрушит их окончательно. Никаких очередей за бесплатным питанием не будет, потому что вместо этого люди будут покупать продукты в местных супермаркетах - так же, как люди, зарабатывающие свои деньги. Наверное, самое опасное в этом то, что люди в целом стали думать, что эти программы могут волшебным образом создавать материальные блага, они рассчитывают на это, ведь вырос целый класс людей, которые никогда не учились жить без этих программ. Парадоксально, но предсказуемо то, что эти программы, предназначенные помогать тем, кто в них «нуждается», как раз и уничтожат этих самых людей.

ПРАВИЛА

1930-е

В большинстве стран экономика достаточно сильно регулировалась с начала 1900-х годов, и эти правила породили искажения, усилившие тяжесть прошлой депрессии. Вместо того, чтобы позволить происходить банкротствам в экономике, в случае США, режим Рузвельта добавил множество новых правил - фиксированные цены, зарплаты и застойный стиль ведения бизнеса. Это было в основном потому, что данные правила, которые депрессия продлила до конца Второй мировой войны, «спасли» экономику только через сильную новую инфляцию валюты. Если бы правительство отменило большую часть существовавших тогда правил, вместо того чтобы создавать новые, депрессия не была бы столь тяжёлой и затяжной.

Сегодня

Множество новых ведомств, учреждённых после прошлой депрессии, обусловили массу новых сильных искажений в укладе жизни людей по сравнению с тем, что было 80 лет назад; соответственно, требуется еще большая коррекция. Если правительственные ограничения и контроль в отношении зарплат, условий труда, потребления энергии, безопасности и т. д. не будут устранены, резкий экономический разворот во время Величайшей депрессии будет невозможен.

НАЛОГИ

1930-е

Подоходный налог появился в США в 1913 году, и к 1929-му, хотя он поднимался до максимального уровня 23.1%, сумма составляла всего $1 млн. Средний семейный доход был равен $2,335, это 1/10 от порога уплаты налога в 1%. Не было социального налога, подоходного налога на уровне штата, налога с продаж и налога на недвижимость. Более того, большинство людей в стране даже не платили подоходный налог, потому что они зарабатывали меньше узаконенного минимума или не подавали налоговую декларацию. У правительства имелись огромные нетронутые источники дохода для привлечения их к финансированию схем «лечения» депрессии. Рузвельт имел возможность повысить средний подоходный налог с 1.35% до 16.56% во время своего президентского срока - повышение на 1,100%.

Сегодня

Сейчас все платят подоходный налог в дополнение ко всем прочим налогам. В большинстве западных стран общая сумма прямых и непрямых налогов составляет более 50%. Поэтому маловероятно, что прямые налоги будут сильно увеличены. Но инфляция постоянно переносит каждого в более высокую категорию, и это произведёт тот же самый эффект. Чтобы компенсировать налоги, человеку надо повышать свой доход быстрее, чем растёт инфляция. Какие бы налоги ни платил человек, они снижают его уровень жизни на соответствующую величину, и можно ожидать, что уклонение от налогов и теневая экономика будут расти. Это несколько смягчает тяжесть депрессии, а также помогает изменить мировоззрение общества.

аватар

Кейси, Даглас "Даг"

Casey, Douglas "Doug"

Американский экономист, сторонник свободного рынка, автор нескольких финансовых бестселлеров. Он является основателем и председателем компании Casey Research, которая продает финансовую и рыночную аналитику по подписке со специализацией на энергетике, металлах, горнорудном производстве и информационных технологиях. Его книга Кризисное инвестирование (Crisis Investing) стала бестселлером #1 в престижном списке New York Times в 1980 году и стала финансовым бестселлером года, продав 438,640 экземпляров. За свою следующую книгу Стратегическое инвестирование (Strategic Investing) Даг получил самый большой аванс, когда-либо заплаченный за книгу по финансам в то время. В 2009 году в своей речи под названием «Мои мытарства в третьем мире» он предложил приватизировать небольшую страну и сделать ее публичной компанией на нью-йоркской фондовой бирже.

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.