«Де-долларизация» усиливается: Россия покупает максимальное количество золота за шесть месяцев, продает американские государственные облигации

Теперь уже ясно, что слухи о том, что Россия продаёт золотые резервы, были сильно преувеличены: Путин не только не продавал, но российские золотые резервы выросли в декабре на наибольшую за шесть месяцев величину, до $46 млрд с небольшим (это почти максимум с апреля 2013 года). Похоже, болтовня о том, что «Россия продаёт» помогла им получить физические, не бумажные активы по более низкой цене. С другой стороны, есть другая тенденция, которую сохраняет Россия - снижение доли долговых обязательств казначейства США. Вот уже 20-й месяц подряд российские авуары облигаций казначейства США уменьшаются в годовом исчислении - продажа ускоряется.

Покупает дешево...

В российских золотых резервах в декабре наибольший прирост за шесть месяцев, почти до самого высокого уровня с апреля 2013 года...

Россия/золото

Российские золотые резервы – желтым, левая шкала, в $млн. Их помесячные изменения – красным и зеленым, правая шкала

и продаёт дорого…

Россия продает американские облигации

Российские авуары облигаций казначейства США сейчас на 2-м минимуме после 2008 года…

Похоже, это масштабный переход, о котором никто не говорит - от бумажных денег к небумажным и от бумаги к физическим активам, происходящий в Китае и России.

Некоторые комментаторы обсуждали «беспрецедентный» отток капитала из России, но как объясняет д-р Константин Гурджиев - западные «аналитики», видимо, забыли некоторые моменты...  

Центральный банк России опубликовал цифры оттока капитала за 2014 год, что вызвало ликующие пересуды официальных лиц и академических кругов США о «гибели» российской экономики. 

Цифры ужасны: официальный чистый отток капитала составил $151.5 млрд - это примерно в 2.5 раза выше уровня оттока в 2013 году - $61 млрд. В первом квартале отток был равен $48.2 млрд, во втором квартале снизился до $22.4 млрд, в третьем квартале чистый отток был равен $7.7 млрд, а в четвёртом вырос до $72.9 млрд. Таким образом, в четвёртом квартале вывод капитала был больше, чем за весь 2013 год.

Имеются, однако, замечания, которые западные аналитики российской экономики игнорируют. А именно:

  •  $19.8 млрд оттока в 4-м квартале относятся к мерам предоставления ликвидности Центральным банком России, который продлил кредитные линии российским банкам. Иными словами, это кредиты. Можно предполагать, что банки не выплатят их, или что они выплатят эти ссуды. В первом случае отток будет невосполнимым, во втором наоборот.
  • Во 2-м и 3-м кварталах чистый вывод капитала за счёт выплат банками по линиям иностранного финансирования (следует помнить о санкциях, введённых в отношении банков во 2-м и 3-м кварталах 2014 года), составил $16.1 млрд. Можно назвать это оттоком капитала, можно назвать это выплатой долга. Первое звучит зловеще, второе не очень - выплата долга улучшает баланс. Но всё не столь апокалиптично. Пока нет сводных данных по этой статье за 4-й квартал 2014 года, но по ежемесячным цифрам тот же отток для банковского сектора составил не менее $11.8 млрд. Так что $27.9 млрд относится к вынужденному делевериджу банков в 2014 году. Опять же, неизвестно, хорошо это или плохо. Не все столь просто, как может показаться по кричащим заголовкам.
  • В небанковском секторе делеверидж (выплата долга) был даже больше. В 4-м квартале 2014 года только плановые выплаты по долгу составили $34.8 млрд. Сколько было вынужденных (или незапланированных) выплат помимо этого, мы не знаем.

Итак, только в 3-м и 4-м кварталах 2014 года была запланирована сумма погашения долгов банками $45.321 млрд, а для корпоративного сектора была запланирована сумма выплат $72.684 млрд. Проще говоря, $118 млрд или 78 процентов катастрофической утечки капитала из России в 2014 году относится на счёт выплат по долгам в банковском и корпоративном секторе. Не «уход инвесторов» или «бегство вкладчиков», но отчасти вынужденные выплаты по долгам.

Посмотрим на это в ином ракурсе. Что бы вы ни думали относительно европейской и американской политики во время мирового финансового кризиса и последующей Великой рецессии, краеугольным камнем всей этой политики был банковский делеверидж, или выплата долга. Россия приняла эту политику не по своей воле, но в результате санкций, которые отрезали российские банки и компании (в том числе не фигурирующие в санкционных списках) от западных кредитных рынков. Но если вы думаете, что этот процесс представляет катастрофу для российской экономики, навлечённую Кремлём, вам стоит задать себе пару вопросов относительно политики делевериджа США и Европы в своих странах.

И после этого, подумайте об остальных $33 млрд оттока. В эту сумму входит долларизация личных счетов (конверсия рублей в доллары и другие валюты), последствия владения недолларовыми валютами, изменение оценочной стоимости золотых резервов и т.д.

Кто-то скажет, посмотрите на Грецию... Да, российская ситуация неприглядна. Делеверидж был вынужденным и болезненным. Отток капитала огромен. Но нет худа без добра: большая часть утечки капитала, которую осуждают западные аналитики, участвует в улучшении российских балансов и уменьшении российского внешнего долга. Это не так уж плохо, верно? Потому что если бы это было плохо, то... приходят на ум Греция, Кипр, Испания, Италия, Ирландия, Португалия, Франция и т. д., с их кампаниями «делевериджа»...

аватар

ZEROHEDGE.COM

Финансовый блог номер один.

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 44

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

оо 20.01.2015 в 08:20
ну что народ, в этот кризис сходим по золоту на 2000+ :)
Константин 20.01.2015 в 09:11
Почему на 2000 + ? В прошлый раз (2008) с 980 сходили до 700 (почти на 30 %). Но потомм с 700 дошли до 1900 - около 180 %. Если считать , что дно у нас было на 1150 и к этой цифре прибавить те же 180 %, это будет 3220. А вообще у золота в текущей ситуации потолка быть не должно по логике. Куда еще уходить триллионам долларов-евро-йен ? Кроме золота не так много - коллекционные вещи и недвижимость...
Константин 20.01.2015 в 09:13
Представьте 3000 за унцию при курсе в 70 руб. за доллар ! Я наверное в Москву поеду за квартирами :))))
Орел 20.01.2015 в 09:21
Ну фик знает, в Донецк или Луганс народ не особо рвется сейчас за квартирами.
ulugbec 20.01.2015 в 09:22
Для тех, кто не любит часто заглядывать в словарь, а смысл улавливается из контекста. В статье стоит "делевериджинг",что означает "снятие долговой нагрузки". А "делеверидж" - долговая нагрузка.
Константин 20.01.2015 в 09:25
А с какого боку тут оказались Донецк и Луганск ??? Вы меня еще в Сомали отправьте или Мозамбик.
вас 20.01.2015 в 09:39
Костя - доллар уже в прошлом году до 80 долез. А в этом все 100 пролетит, и это в лучшем случае. А насчет 3000+. Тут недавно кадры и 10000 и 30000 обещали. Может когда-то это и будет. Но нескоро - Москва столько не просуществует.
Челентано 21.01.2015 в 01:52
http://vk.com/wall142733315_1039 паника началась...
Аленушка 21.01.2015 в 05:41
А что скажете про палладий? За последние три года он оказался самым прибыльным. Как думаете, в дальнейшем таким и останется?
Аленушка 21.01.2015 в 07:51
"Алён, а почему не платина?" А почему не палладий? У палладия и платины очень похожие кривые. Но доходность палладия все-равно лучше.За три года цена в рублях выросла в 2 раза.
Константин 21.01.2015 в 08:14
Алена, присмотритесь к монетам из палладия СССР - середина 90-х. У них помимо базовой привязки к металлу еще сильная коллекционная составляющая : тираж небольшой + сами палладиевые монеты достаточно редки. Покупать слитки я бы не стал, во первых сдавать придется только в банк, в то время как монета намного ликвиднее. Во вторых ставка на слиток - это зависимость цены от спроса промышленности на металл, вам оно надо ? Берите золото !!! По поводу ипотечного заемщика, а что вас смущает ? У меня долг по одной ипотеке 6 млн руб по ставке 0 % !!! По другой 1,5 по ставке 10 %, что тоже не так много. В обоих случаях я мог обойтись и без ипотеки, просто высвободившиеся деньги вложил в однешки. У меня вся ипотека отбивается рентой.
Аленушка 21.01.2015 в 08:22
Спасибо за совет. Но монеты меня как-то смущают слишком уж большой разницей между покупкой и продажей.Хотя подумаю над Вашим советом. А может и золото рассмотрю. Но не металл, а ОМС.
Константин 21.01.2015 в 08:30
Алена, золото за 2014 год в рублях дало доходность около 100 %. Меня палладий смущает отсутствием у него инвестиционной составляющей, это в большей степени просто товар. Рынок у палладия крайне мал. На исторических данных была сумасшедшая волатильность. Короче , зачем вам палладий, когда есть золото ))) Но монеты - дело другое. Одно время я загорелся собрать все выпуски паладиевых монет СССР и РФ, купил штук 6 и притормозился. Может со временем соберу все. Их кажется чуть больше десяти, точно уже не помню. Не бойтесь монет, вы же их не банк понесете, а продадите коллекционерам. Молоток.ру вам в помощь. В золото если заходить - только монеты. Омс страховкой даже не охватывается, а у нас банковский кризис на носу. Не вздумайте Омс!!!
Аленушка 21.01.2015 в 09:15
Slash, я хочу сохранить свои деньги. Мне еще квартиру покупать. Акции чего или кого?
Аленушка 21.01.2015 в 09:32
Это надо искать себе брокера на бирже? Сам же не можешь совершать сделки? Да, никогда не сталкивалась. Но, в конце концов, все с чего-то начинают.
Leon 21.01.2015 в 09:52
...насчет акций (и каких) Slash бесспорно прав, но лучше начать активную покупку сразу после падения Доу, ориентир осень 2016 г.(короче, по обстановке). С учетом текущего дурдома, пока альтернативы золоту не видно.
Аленушка 21.01.2015 в 09:53
Вы покупаете лом на черном рынке? Но ведь можно попасть на подделку. Риск. Я уже давно в золоте, в ОМС. Года три. Да, все же, наверно, выберу серебро.
Александр 21.01.2015 в 11:09
если вкладывать деньги в монеты, то только в золотые инвестиционные справа на сайте висит список палладиевые монеты не рекомендую, т.к. их рынок очень маленький и трудно будет продать по хорошей цене за короткий срок когда покупал квартиру продавал свою коллекцию монет коллекционные монет пришлось продавать с большим дисконтом и набегался с ними, а золотые инвестмонеты продал по хорошей цене менее чем за неделю
Константин 21.01.2015 в 11:38
Александр , коллекционные монеты в идеале продают не спеша ( если сам продаешь), либо выставляют через аукцион, который берет комиссию, но зато продать можно быстро и по хорошей цене. Алена, не связывайтесь ни с палладием, ни с акциями, ни с ОМС, только физическое золото !!!! Причем только монеты. Омс - это значит вы сидите не в золоте , а в держите бумагу, по которой банк является вашим должником. Акции можно, но во первых еще рано, так как Америка еще не завалилась, а когда Америка рухнет, то и мы покатимся. Тогда и надо брать. Во вторых нужно хоть немного в этом понимать. Золото в долларах сейчас на дне, если у вас ОМС , то просто переложитесь в монеты и все.
Александр 21.01.2015 в 11:46
Константин, коллекционные монеты можно продавать через аукцион, но времени это займет от недели и больше и не факт, что монета будет продана
Константин 21.01.2015 в 12:17
Александр, если монета выставляется на аукцион не по фиксированной цене, а условно говоря "с рубля" либо стартовая цена достаточно низкая, то эта монета будет продана 100 %, причем практика показывает, что как правило с такими условиями торгов монеты уходят очень хорошо. Иной раз по фиксированной цене будешь год продавать - не продашь, а с аукциона "с рубля" уходят только так. Неделя по вашему это долго ??? На мой взгляд если в срок од двух недель до месяца можно гарантированно продать коллекционную монету по хорошей цене - это очень и очень неплохой результат.
Александр 21.01.2015 в 12:34
в 2006-2007 году готов был ждать продажи монеты в течении пары месяцев, сейчас даже неделя долгий срок для себя решил, что в настоящее время если продавать монеты, то только инвестиционные, с минимальной нумизматической составляющей
Ko 21.01.2015 в 12:44
Для Аленушки Поддержку тех, кто советует: 1. бежать из лоховского ОМС без оглядки и сожаления 2. определиться со сроками вложений, стратегии разные 3. если акциями не занимались, то лучше и не связываться, нужны специальные знания 4. переложиться в физ.актив 5. лучше всего ИМХО в золото (на более короткий срок, но не менее 3-5 лет) или серебро (на срок от 5 лет, будет уменьшаться соотношение золото/серебро с нынешних 70Х до 40Х, а может и меньше) 6. монеты инвестиционки Короче, российские Жорики ММД - наше фсе!!! )))
Leon 21.01.2015 в 02:08
...смотрю как взлетела цена николаевское золото. Десятки по 35-40 тыс.руб. Почти двойная премия к цене металла. Паника? ... а тут сегодняшняя инфа: ЦБ не продает ГПз коммерческим банкам.
Leon 21.01.2015 в 02:11
...жаль если останется одна вторичка или всех загонят в ОМС )
Александр 21.01.2015 в 02:23
Leon, может у ЦБ закончились ГПз 2014 года чеканки? в этом году запланировали еще 500т. штук отчеканить в 2016 году также в планах 500т. штук.
Вовчик 21.01.2015 в 05:47
Для дураков, собирающихся дарить свои деньги банкам, вкладывая в ОМС: Опомнитесь! Курсы покупки и продажи на ОМС вообще не привязаны к биржевым курсам драгметаллов. Сбербанк установит цены покупки такие, какие ему выгодны. Поглядите, какой курс покупки был в Сбере на январских праздниках. Это я даже не представляю, насколько надо быть наивным, инфантильным и абсолютно не знающим новейшей истории России, чтоб вкладываться в ОМС. Где таких дикарей выращивают?
Константин 21.01.2015 в 06:39
Вовчик, здесь как раз абсолютное большинство в физмете сидит. А если кто неопытный попадается, так тут ему каждый про все недостатки ОМС распишет в красках.
Evil 21.01.2015 в 06:49
Курсы ОМС на самом деле привязаны к курсу доллара и биржевому курсу золота. Формула проста Цена золота (в долларах за унцию) x Курс доллара : 31,1 = Получаем Курс золота ЦБРФ в рублях, ну и В Сбере это будет среднее между покупкой и продажей, разницу конечно они ставят какую хотят, на новый год ушли, поставили вообще 1500, это да, но общую тенденцию по формуле проследить можно. Я вышел из ОМС недавно (сидел с 2011), а золото поперло вроде бы. А так согласен, государство омсников соберет в кучу и в определенный момент поставит не выгодный для продажи курс спецом, все может быть!
nubie 22.01.2015 в 12:07
золото моментально улетело и уже не особо интересно, а серебро более тормознутое и до сих пор можно брать по старым ценам, хотя рост уже пошел, шоб его :)
Аленушка 22.01.2015 в 05:40
Интересно, а можно лом покупать в ювелирных мастерских? Инвестмонеты пугают своим спредом.
Бурмалин 22.01.2015 в 11:28
Следите сегодня за открытием ЕЦБ свопа: https://www.ecb.europa.eu/mopo/implement/omo/html/index.en.html и выступлением Драги по евроКуе. Потому как варианты: 1. Вначале евро прогибается в любом случае. 2. Если появится своп, начнёт сразу отыгрывать. 3. Если своп не появится...
Smoker 22.01.2015 в 01:06
Константину и Ко - респект и "+1". По поводу ОМС: инструмент хороший. Был. вовременя тихие и спокойные. Когда же не знаешь "что день грядущий нам готовит" надо бОльшее внимание уделять понижению риска в своих инвестициях. И тут чем ближе рубашка к телу - тем спокойнее. На первый план выходит стратегия сохранить актив от потери, а уж затем выбирать момент чтобы вовремя его сбыть. Для Константина: я тоже всё собираюсь и собираюсь отфиксировать свои покупки, но почему-то только наращиваю свой портфель. По поводу серебра. Да, актив на более длительный срок по нескольким причинам. 1) потому что спрэд к золоту будет уменьшаться в пользу роста стоимости серебра. 2) потому что спрэды покупка/продажа по тем де ГПс кратно шире спрэдов по ГПз. фо инфо что делаю я: временно прекратил наращивать золотой портфель, при этом прикупаю серебряные Кленовые Листы и Филармоникеры, т.к. цена ГПс уж очень оторвалась вверх.
LPG Creator 23.01.2015 в 01:21
"Брокеры вас могут разорить существенно быстрее, чем монетные дилеры." respect!
romantic 23.01.2015 в 05:51
Константин, не посоветуете проверенный аукцион для продажи коллекционых монет?
Константин 23.01.2015 в 08:37
Именно для продажи мне вам трудно что-то посоветовать, так как я продавал крайне редко и в основном знакомым. У Гермес Аукциона монеты очень хорошо уходят, невыкупленных почти не бывает, аукцион часто просматривают. Но там с вас комиссию возьмут какую-то. Есть волмар и конрос, но я считаю , что они похуже, там "прогоны" монет обычное дело, зато сам как сдатчик можешь минимальный порог цены заказать. Мне эти два все-таки не нравятся, хотя с Гермесом лично я обжогся как покупатель , но монеты там не прогоняют и популярность в народе есть. Если сами хотите выставить на продажу - Молоток.ру, комиссия просто смешная. Если сперва "прокачаете" анкету свою хотя бы до 50-60 баллов, продавая всякую мелочь, то потом смело потихоньку можно продавать и более дорогие монеты ( если до 50 тыс. монета, то уходит с рубля по рыночной цене). Есть неплохие аукцион Знак, но вам там будет дороже, есть смысл если материал серьезный. Вообще выбирать аукцион нужно исходя из ваших целей и материала. На молотке хорошо уходит "ширпотреб" , быстро и по рынку и мин. комиссии. Если материал дорогой - надо думать, общаться с народом, так вот сразу не скажу. От редакции: Мнение автора не совпадает с мнением редакции. Рекомендации автора остаются на его совести. Продажа физическими лицами драгоценных металлов ( согласно рекомендации автора) попадает под статью 191 УК РФ. 1. Совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом, в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации, а равно незаконные хранение, перевозка или пересылка драгоценных металлов, природных драгоценных камней либо жемчуга в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий, совершенные в крупном размере, - наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.
nubie 23.01.2015 в 11:38
чтобы продавать монеты легально, надо сделать из них украшение - монисто :))) дырки не обязательно сверлить, на клипсах :))
Константин 24.01.2015 в 05:38
Уважаемая редакция вы не правы. Этот вопрос, кстати на вашем сайте уже обсуждался в комментариях не раз. Кстати однажды именно я эту тему и поднимал. И все мы пришли к выводу, что с золотыми монетами, как являющимися законными средствами платежа, так и вышедшими из обращения, физ. лица могут совершать любые сделки друг с другом. Отдельно отмечу по приведенной вами норме права: Вы процитировали ст.191 УК РФ. Обратите внимание, там есть ограничительное условие, лишь при наличии которого деяние признается уголовно-наказуемым, т.е. преступлением. Речь идет о сделках (хранение, перевозка и пр.) в крупном размере. Согласно действующего УК крупным размером является 1 500 000 руб. То есть если я, например, продам другому физ.лицу например алмазное сырье или золотой песок (самородок), и стоимость будет меньше 1,5 млн., то это деяние не является преступлением. При этом операции с монетами даже в сумме, превышающей 1,5 млн. руб. не подпадают под действие ст.191 УК РФ.
Константин 24.01.2015 в 05:46
Кстати , если исходить из вашей логики о запрете физ. лицами совершать сделки золотых монет, то все руководство Молоток.ру уже давно должно сидеть за особо крупный размер как соучастник (пособник и (или) организатор). При этом основной оборот на молотке - именно с торговли монетами. Это чисто нумизматический интернет-аукцион, где физ. лица друг другу продают монеты. Кстати Молоток следит за действующим законодательством. В частности, нельзя выставлять на продажу монеты со свастикой. Одно время там продавались боевые ножи (тот же австрийский глок или от калаша). Так вот администрация все эти сделки зарубила на корню. Сейчас такие вещи на молотке взять нельзя.
Константин 24.01.2015 в 07:29
Слэш, приведенная вами ссылка относит нас на решение суда по уголовному от 2008 года. В тот период ст.191 УК РФ была в такой редакции: "Совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом, в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации, а равно незаконные хранение, перевозка или пересылка драгоценных металлов, природных драгоценных камней либо жемчуга в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий" Обратите внимание, ограничительного условия в виде крупного ущерба нет. Позднее Федеральным законом от 07.12.2011 N 420-ФЗ внесена поправка в ст.191 УК, после чего преступлением стало совершение указанных деяний именно при условии крупного ущерба (1,5 млн.). Так , что если вы совершили сделку на 1 499 999,9 руб. с золотым песком с любым сырьем по драг. камням и пр., то уголовным преступлением это не будет !!! В то же время есть статья 19.14 КОАП РФ: "Нарушение установленных правил извлечения, производства, использования, обращения (торговли, перевозки, пересылки, залоговых операций, сделок, совершаемых банками с физическими и юридическими лицами), получения, учета и хранения драгоценных металлов, жемчуга, драгоценных камней или изделий, их содержащих, а равно правил сбора и сдачи в государственный фонд лома и отходов таких металлов, камней или изделий - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц организаций, совершающих операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями во всех видах или изделиями, их содержащими, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей." Так что при совершении незаконной сделке на сумму до 1,5 млн. вас привлекут к административной ответственности и наложат штраф 3 тыс. рублей.
golden 25.01.2015 в 12:50
Константин! Вы не правы. Для ссылок на действующие законы, надо определить сначала что является предметом оборота. Ваш призывы нарушать действующее законодательство противоречит мнению редакции!!!
Константин 25.01.2015 в 04:35
Уважаемый Golden, затронутый вопрос слишком серьезный для всех читателей данного сайта, а потому ваши отписки "Константин вы не правы" на мой взгляд неуместны. Считаете, что я не прав, обоснуйте. Если ваши доводы будут убедительны, я лишь спасибо вам скажу. Так как, повторюсь, вопрос очень серьезный. А для начала давайте разберемся в чем именно я не прав. Я писал о следующем: 1. Монеты РФ из драг.металла, находящиеся в обороте как законное средство платежа, равно как монеты иных государств, равно как монеты из драг.металлов выведенных из оборота как средство платежа, не являются ограниченными в гражданском обороте согласно ГК РФ и Закона "О драг. металлах", а следовательно граждане могут свободно заключать друг с другом сделки даже в сумме , превышающей 1,5 млн. руб. В данном случае нет не только состава уголовного преступления, но также и административного правонарушения. 2. Если взять любые сделки и операции по хранению/перевозке и пр. с драг. камнями и драг металлом в виде золотого песка/самородков/технического золота и пр., то уголовно наказуемым деянием после принятия в 2011 г. поправок в ст.191 УК РФ является лишь деяние , повлекшее крупный ущерб - т.е. до 1 500 000 руб. Это вытекает непосредственно из текста ст.191 УК РФ !!! Все сделки и действия до указанной суммы также караются законом, но уже административным, и для граждан мерой наказания будет штраф 3 тыс. руб. Итак в чем же я не прав ? Будьте добры, напишите мотивировочное суждение с обоснованием признаков объективной стороны правонарушения.
nubie 25.01.2015 в 07:12
Константин в п.2 вместо "т.е. до" надо "т.е. свыше" :)
romantic 24.02.2015 в 01:53
Константин, огромное Вам спасибо за Ваш развёрнутый ответ!