Доллар США медленно теряет статус мировой резервной валюты
- дата: 14 октября 2019 (источник от 30 сентября 2019)
Китайский юань маленькими шажками продвигается вперед.
Если доллар США лишится своей гегемонии как глобальная резервная валюта, это будет означать большие изменения для мира вообще и для американской экономики в частности. Сегодня мы получили очередной эпизод этой саги с публикацией МВФ ежеквартального отчета по международным валютным резервам (COFER).
Общие глобальные валютные резервы во всех валютах увеличились в сравнении с 1-м кварталом на 1.1%, до $11.7 трлн. Валютные резервы, деноминированные в долларах США, увеличились только на 0.7%, до $6.79 трлн, и их доля в общих глобальных валютных резервах упала с 61.86% в предыдущем квартале до 61.63%. И это продолжается крохотными шажками уже не один год:
Доля доллара США в глобальных валютных резервах
% распределенных резервов
3-й кв. 2014, …, 2-й кв. 2019
Источник: МВФ
Доля доллара США в глобальных валютных резервах падает, когда центральные банки, кроме Федеральной резервной системы (ФРС), пропорционально сокращают свои активы, деноминированные в долларах, и приобретают активы, деноминированные в других валютах.
В сравнении в 1970-ми недавние изменения ничтожно малы. Тем не менее текущая доля валютных резервов, деноминированных в долларах, – 63.63% – самая низкая с конца 2013 г. Скачок 2014, 2015 и 2016 гг. теперь сведен на нет:
Доля доллара США в глобальных официальных резервах
% распределенных резервов
Появление евро
Источник: МВФ
Данные деноминированные в долларах США валютные резервы – это ценные бумаги Казначейства США, американские корпоративные облигации и другие финансовые активы, включенные в валютные резервы центральных банков, кроме ФРС. Собственные резервы казначейских и ипотечных ценных бумаг ФРС не входят в официальнее валютные резервы.
Тем не менее резервы активов ФРС, деноминированных в иностранной валюте, входят в официальные валютные резервы. В отличие от некоторых других центральных банков, ФРС держит ничтожно малую сумму валютных резервов – на данный момент всего эквивалент $20.6 млрд, тогда как, например, валютные резервы Китая составляют $3.1 трлн.
Евро не удалось потеснить доллар
Евро поэтапно вытеснял национальные валюты государств – членов ЕС, начиная с 5 валют, в том числе немецкой марки, важной резервной валюты того времени, но намного уступавшей доллару. Появление евро сопровождалось большим оптимизмом. Активы в валютах-предшественниках конвертировались в евро, но затем центральные банки также стали покупать дополнительные активы в евро. На раннем этапе доля доллара упала с 71.5% в 2001 г. до 66.5% в 2002 г.
Если бы 19 государств – сегодняшних участников Еврозоны были одной страной, то это была бы крупнейшая экономика в мире. Объединение множества европейских валют в одну внушало надежду на завершение гегемонии доллара. Целью было достижение евро паритета с долларом. Но надежды жестоко разрушил долговой кризис евро, и доля евро застряла около 20% – 20.3% во 2-м кв. 2019 г.
Китайский юань растет, но малозаметно
С включения его в валютную корзину МВФ – специальные права заимствования – в октябре 2016 г. китайский юань официально является глобальной резервной валютой. Но терпение тех, кто надеялся, что юань быстро потеснит доллар, продолжает подвергаться суровому испытанию. Во 2-м квартале доля июня слегка выросла, до рекордных, но все равно крохотных 1.97%.
Общая картина
На следующем графике показана медленно уменьшающаяся, но все равно господствующая доля доллара в валютных резервах, практически неизменная доля евро и сравнительно крохотная доля других валют. Юань (RMB) – короткая красная линия почти в самом низу:
Гегемония доллара США в сравнении с евро и другими валютами
% распределенных резервов
Доллар США; Евро; Иена
Фунт стерлингов; Швейцарский франк; Австралийский доллар
Канадский доллар; Другие валюты; Китайский юань
3-й кв. 2014, …, 2-й кв. 2019
Источник: МВФ
Чтобы немного пролить свет на хитросплетение валют внизу вышеприведенного графика, полезно будет рассмотреть их без доллара США и евро:
Резервные валюты, кроме доллара США и евро
% распределенных резервов
Иена
Фунт стерлингов
Другие валюты
Канадский доллар
Австралийский доллар
Юань
Швейцарский франк
3-й кв. 2014, …, 2-й кв. 2019
Источник: МВФ
Три наблюдения:
- Доля иены выросла с примерно 3.5% в 2015 г. до 5.4% сейчас, обойдя фунт стерлингов.
- Доля юаня выросла с 1.07% в 2016 г. до 1.97% сейчас. Хотя это все еще крохотная доля как для валюты второй крупнейшей экономики мира, она за три года почти удвоилась, обойдя австралийский и канадский доллары.
- Доля «других валют» обвалилась в 2016 г., с появлением юаня. До того как юань стал официальной резервной валютой, его уже держали как резервную валюту, но МВФ включал его в «другие валюты». В 2016 г. он стал учитываться отдельно.
Не все центральные банки раскрывают МВФ, как их валютные резервы «распределены» между разными валютами. Однако ситуация с раскрытием данных улучшается. В 2014 г. только 59% валютных резервов были «распределены» между конкретными валютами. Во 2-м кв. 2019 г. распределенные резервы достигли 94% от всех резервов.
Резервная валюта и торговый дефицит.
У США крупнейший торговый дефицит в мире. И американский доллар – господствующая резервная валюта. Поэтому существует теория, будто США, чтобы иметь главную глобальную резервную валюту, «должны» иметь большой торговый дефицит. Но это «должны» опровергается евро и иеной, второй и третьей крупнейшими резервными валютами, – их страны имеют большой профицит в торговле с остальным миром.
Связь тут обратная: то, что американский доллар является главной резервной валютой (и крупнейшей международной финансовой валютой), позволяет США легко покрывать свой торговый дефицит. Статус доллара как резервной валюты сделал возможной политику американского правительства и действия корпоративной Америки, приведшие к огромному торговому дефициту, растущему вот уже три десятилетия.
Комментарии 0
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.