Египетские хлебные субсидии могут поставить миллионы на грань голодной смерти

голод в египте

Автор: Дейв Албин (Dave Albin)

В Египте недавнее заявление, что цены на хлеб, долгое время субсидированные для значительной части населения, скорее всего, вырастут, было встречено криками отчаяния. Ежедневное пропитание двух третей населения Египта действительно зависит от недорогого хлеба.

Чтобы понять текущую ситуацию в Египте, важно узнать, как она вообще возникла. Прежде всего, название хлеба в Египте отличается от слова, распространенного в других арабских странах, и связано со словом, означающим «жить». Также в названии самого распространенного в Египте вида хлеба, потребляемого 85% людей, используется слово, означающее «традиционный» или «моя страна». Возможно, такой продовольственный национализм и был причиной, почему производство хлеба в Египте субсидировалось с 1941 г.

При такой продолжительной зависимости от государства предоставление дешевого хлеба стало «ожидаемой частью общественного договора государства со своими гражданами… Дешевый хлеб был доступен на протяжении всей жизни большинства людей… Так было всегда».

Пожалуй, это никогда не было так ясно, как при вспышке в Египте хлебных бунтов в 1977 г. после отмены субсидий на муку и другие важнейшие продукты, что привело к росту цен на продовольствие на 50%. Во время бунтов не менее 79 человек погибли и 556 были ранены после того, как была задействована армия. Бунты окончились только тогда, когда египетское правительство вернуло субсидии.

Но почему египетское правительство вообще это затеяло? Необходимо рассмотреть политику «инфитах» египетского президента Анвара Садата (Anwar Sadat), заменившего египетскую систему «советского типа» другими центральными планировщиками, включая Всемирный банк, критиковавший субсидирование основных пищевых продуктов. Для того чтобы выплачивать кредиты, обеспечивавшие новую политику, в основном выгодную друзьям Садата, необходимо было пойти на ряд уступок, включая сокращение субсидий.

Сегодня мы видим в Египте похожую историю. Египетское правительство должно Международному валютному фонду (МВФ) миллиарды долларов, и условием этих кредитов было то, что продовольственные субсидии будут получать лишь те, кто больше всего в этом нуждается. Цены на топливо и электричество также должны быть выше. Наконец, в рамках «реформ» МВФ была девальвирована валюта, чтобы пресечь активность черного рынка (т. е. добровольную торговлю), что также повысило цены на обычные товары для египтян.


Основополагающая проблема здесь в том, что государство вклинилось между производителями и потребителями. Чтобы «помочь» бедным, египетские центральные планировщики проводили программу «хлеб для всех», из-за чего теперь бедным может стать сложно получить хлеб. Розничная цена на буханку хлеба в Египте сейчас 0.05 египетского фунта ($0.0032), и она оставалась на таком уровне десятилетиями. Между тем себестоимость производства одной буханки сейчас более чем в 10 раз превышает розничную цену. В типичном для центральных планировщиков стиле в попытке сделать систему более эффективной квота субсидированных буханок хлеба оставалась той же, но вес буханки постепенно снижался. Возможно, это как-то связано с непригодностью центрально планируемой схемы закупок пшеницы для поставок муки для производства хлеба. Правительство заложило в свой бюджет цену на пшеницу $255 за тонну, но недавно было вынуждено платить $293.74 за тонну на открытом рынке. И это также связано с тем фактом, что многие египтяне живут в нищете и имеют плохие показатели здоровья: у 21% детей до 5 лет наблюдается задержка роста, у 27% – признаки анемии, как и у 25% женщин детородного возраста. Пожалуй, вся эта националистическая идея с хлебом не такой уж хороший план.

Если позволить работать рыночной системе, производители и потребители получали бы верные сигналы. Кроме того, даже такая страна, как Египет, сильно полагающаяся на импорт продовольствия и не имеющая хороших условий для его производства, при правильных сигналах могла бы найти способы, как производить больше собственной пищи. Дельта Нила тысячелетиями использовалась для сельского хозяйства, так как природный циклический разлив реки насыщал почву питательными веществами. К сожалению – но, увы, неудивительно, – строительство Асуанского гидроузла – государственного, центрально планируемого проекта – расстроило этот природный процесс удобрения. Хотя после завершения Асуанского гидроузла урожай пшеницы вырос, вероятно из-за многих факторов, на самом деле такое изменение было нацелено на выращивание хлопка. Кроме того, содержание белка в пшенице по неизвестным причинам сократилось, что плохо, когда она поставляет питательные вещества большому числу людей.

Полагаться на государство в еде – плохая идея. Участники свободного рынка могут координировать поставки продовольствия намного лучше, чем командный, центрально планируемый подход, осуществляемый людьми, вероятно, не испытывающими проблем с получением хлеба и других нужных им продуктов.

аватар

ИНСТИТУТ МИЗЕСА

Крупнейший либертарианский исследовательский институт в США.

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.