Экономическая катастрофа: 1920–21 против 1930–31 гг
- дата: 17 января 2023 (источник от 17 декабря 2022)
Автор: Джордж Форд Смит (George Ford Smith)
Говорят, что в социальных науках, включая экономику, не может быть контролируемых экспериментов. Но что-то близкое к лабораторному эксперименту у нас наблюдалось в 1920-21 и 1930-31 годах.
Оба эти периода были кризисными. В 1920-х годах безработица была в целом гораздо выше, чем в 1930-х. Но цены падали в обоих периодах.
В период депрессии 1920-21 годов Федеральный резервный банк Нью-Йорка сократил денежную базу, тем самым уменьшив денежный запас, и поднял процентные ставки до рекордно высокого уровня. Однако в период депрессии 1930-31 годов ФРС постепенно увеличила денежную базу и снизила процентную ставку.
В период 1920–1921 годов правительство сократило расходы и допустило падение номинальной заработной платы. Во время депрессии 1930–1931 годов правительство увеличило расходы и дефицит, оказывая огромное давление на промышленных лидеров, чтобы те сохранили уровень заработной платы.
Налоговая политика
После Первой мировой войны самая высокая предельная ставка подоходного налога была 77%. Сначала президент Уоррен Г. Хардинг (Warren G. Harding), а за ним и Калвин Кулидж (Calvin Coolidge) (следуя совету министра финансов Эндрю Меллона (Andrew Mellon’s)) постоянно снижали налоговые ставки в начале 1920-х годов. К 1925 году самая высокая налоговая ставка была около 25%. Налоговые поступления начали расти, т.к. люди перестали «играть в оборону» и искали способы увеличить свои доходы. По мере роста доходов увеличивались и налоговые поступления, несмотря на снижение ставок.
В 1932 году президент Герберт Гувер (Herbert Hoover) провел одно из самых высоких за всю историю США повышений налогов. В 1931 году человек, зарабатывающий более $1 млн, имел право оставить себе $0.75 с каждого доллара. Через год эта сумма снизилась до $0.37. Самая низкая налоговая ставка увеличилась более чем в два раза. Наряду с этим были введены бесчисленные налоги на товары, никогда не облагавшиеся налогом. С 1931 по 1933 год поступления от индивидуального подоходного налога упали более чем наполовину. К 1933 году экономику настигла Великая депрессия.
Президент Франклин Д. Рузвельт (Franklin D. Roosevelt) этим не ограничился. Если при Гувере максимальная ставка подоходного налога выросла с 24% до 63%, то при Рузвельте (в 1935 г) она достигла 78%. Налоги на прирост капитала увеличились более чем в два раза: с 12.5% до 32%.
В 1936 году сторонники Нового курса решили обложить налогом корпоративные сбережения, наложив серьезные санкции на предприятия, расширение деятельности которых зависело непосредственно от прибыли. Названный налогом на нераспределенную прибыль, он укрепил позиции крупных компаний, не позволяя их более мелким конкурентам расширяться. Данный налог также вынудил компании использовать для финансирования расширения долговые обязательства вместо собственного капитала.
Администрация Кулиджа на протяжении 1920-х годов обеспечивала профицит бюджета. В свою очередь, Гувер и Рузвельт ежегодно сталкивались с его дефицитом.
Представители кейнсианства, такие как Кристина Ромер (Christina Romer), заявляли, что дефицит был недостаточно велик. Они были убеждены, что огромные дефициты во время Второй Мировой войны помогли преодолеть Великую Депрессию. Однако независимо от того, воевали ли американцы за границей или на внутреннем фронте, в этот период они далеко не процветали.
Совсем другой точки зрения придерживались сторонники монетаризма, такие как Милтон Фридман (Milton Friedman). Они заявляли, что ФРС после спада не способствовала нужной инфляции, чтобы компенсировать падение денежной массы. Люди забирали свои деньги из банков, создавая дефляцию, а ФРС не смогла ее сдержать.
Как писал Роберт Мерфи (Robert Murphy):
Если Фридман прав в том, что «бездействие» ФРС спровоцировало Великую депрессию, то почему США не столкнулись с еще более серьезными бедствиями до 1913 года, когда ФРС еще даже не существовало?
Во всем виновато золото
И кейнсианцы, и монетаристы обвиняли золотой стандарт в ограничении возможностей для проведения политики. Когда Рузвельт в 1933 году конфисковал народное золото и объявил незаконными контракты, деноминированные в золоте, ФРС пустилась в «печатный разгул», а правительство увеличило свои расходы. С 1933 по 1936 год безработица неуклонно снижалась, а ВВП увеличивался.
Но золотой стандарт в той или иной форме существовал на протяжении столетий до 1930-х годов. Почему же он вдруг вызвал масштабную депрессию? Он сохранялся и во время депрессии 1920-21 годов. И все же этот кризис закончился через два года, а за ним последовал один из самых благополучных периодов в истории США.
И если золотой стандарт 1929 года действительно вызвал депрессию, то почему отказ от золота не положил ей конец? Денежная инфляция и государственные расходы немного улучшили статистику, но экономика оставалась в подавленном состоянии на протяжении 1930-х годов и в последующие годы.
Критики золота редко упоминали, что золотой стандарт, потерпевший фиаско, не был классическим золотым стандартом 19-го века. Европейские правительства приказали своим банкам прекратить выкуп золота в 1914 году, чтобы они могли использовать печатный станок для оплаты кровавой бойни Великой войны. Золотой стандарт, от которого отказались в 1930-х годах, был создан в 1922 году на конференции в Генуе (Италия). В ней приняли участие представители 34 стран. Целью так называемого «золотого обменного стандарта» было сохранение золота в хранилищах путем погашения валюты не монетами, а крупными слитками.
Таким образом, большинство европейских граждан были лишены возможности контролировать государственные расходы. Граждане США все еще могли легально обменивать банкноты на золотые монеты, но на практике это было редкостью. «Золотообменный» стандарт рухнул в 1931 году, когда Англия полностью отказалась от золота, не имея ни малейшей возможности выкупить французские резервы британских фунтов.
«Слэм-данк» сторонников монетаризма: Двойное падение 1937-38 годов
По мнению представителей монетаризма, ФРС прервала восстановление «Нового курса» в 1936-1937 годах, удвоив размер резервных требований для банков-участников, тем самым сократив денежную массу и вызвав двойную депрессию или «депрессию внутри депрессии» в 1937-38 годах. Безработица стремительно возросла, а ВВП снизился.
Давайте подробнее рассмотрим этот период и предшествующие ему годы. После принятия Закона о золотом запасе 1934 года Казначейство США получило законное право на покупку всего предложенного ему золота по цене $35 за унцию, что на 69% выше классического курса в $20,67.
Казначейство фактически копировало инфляционные операции ФРС на открытом рынке, свободно скупая обесцененное золото вместо государственных ценных бумаг. Золото потекло в США из-за рубежа, увеличивая банковские резервы и расширяя денежную массу более чем на 10% ежегодно с 1934 по 1936 год.
Когда в 1937 году Казначейство начало «стерилизовать» свои приобретения (то есть продавать ценные бумаги для оплаты золота вместо того, чтобы выпускать деньги), - рост денежной массы замедлился. Удвоение резервных требований привело к повышению процентных ставок, но они все еще оставались незначительными. Дешевые кредиты все еще были доступны для нуждающихся в них предприятий.
Что же стало причиной резкого падения экономических показателей? Как отмечает Джозеф Салерно (Joseph Salerno), за первые три квартала 1937 года зарплаты выросли на 13,7%. Верховный cуд оставил без изменений «Закон о национальных трудовых отношениях» от 1935 года, и профсоюзы стали на этом наживаться. При сохранении неизменной производительности труда начала расти безработица.
Поскольку прибыль предприятий снижалась из-за роста затрат на рабочую силу, а экономика погрузилась в рецессию, банки начали осторожно сокращать свои кредиты и накапливать ликвидные резервы, чтобы защитить себя от возможных дефолтов по кредитам и банкротства. Чтобы компенсировать это неконтролируемое сокращение денежной массы, с середины 1938 года ФРС и Казначейство США вновь начали «накачивать» денежные резервы, отменив повышение резервных требований и разрешив приток золота.
Салерно пришел к выводу, что период с 30 июня 1937 года по 30 июня 1938 года, когда денежная масса действительно значительно снизилась, - это результат, а не причина рецессии.
А кто победил? Эксперты ведущих экономических школ современности (кейнсианской и монетаристской) уверяют нас, что Великой депрессии можно было избежать. Они понимают, что за депрессией 1920-21 годов последовали бурные 20-е. Они хорошо осведомлены о том, что депрессия 1930-31 годов переросла в Великую депрессию и стала одной из причин, по которым мир вступил в войну в 1940-х годах. И все же, берут ли эти эксперты за эталон реакцию правительства и ФРС на депрессию 1920-21 годов?
Их категорическое «нет» - это лишь страх остаться без работы. Но мы все равно должны доверять экспертам, даже если они не видят приближение кризиса.
Комментарии 0
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.