Эксклюзив Goldenfront: Крис Хамильтон: «Демография – наш смертный приговор»

Представляем вашему вниманию наше эксклюзивное интервью с американским экспертом по демографии и ее связи с экономическими процессами Криса Хамильтона (Chris Hamilton).

См. материалы Криса на Goldenfront здесь.

Его блог на английском здесь.

* * *

Крис, ты специализируешься на происходящих в мире больших демографических изменениях и их влиянии на экономику и рынки. Что побудило тебя начать твои исследования? Почему демография?

Почему я выбрал демографию… В университете я изучал историю и политологию, и мне всегда была присуща определенная степень интеллектуального любопытства. Мне повезло поработать на Nike и затем Adidas – очень активные компании глобальных масштабов, от поставок сырья, производства и маркетинга до продаж почти во всех валютах мира. Я руководил разработкой продукции в период большого роста цен на нефть и резину, стоимости труда, валютных колебаний и т. д. Цикл разработки продукции (от технического задания до полок магазинов) длится около 18 месяцев… но пока мы пытались создать продукт, колебания цен на сырье, стоимости труда и курсов валют были настолько сильными, что было сложно одновременно создать качественный продукт и при этом знать, что с него можно будет получить приемлемый доход. В то же время мои собственные активы (накопительный пенсионный счет и недвижимость) до 2000 г. и затем снова в 2008 г. подвергались волнам роста и падения цен.

Я встретился с сертифицированным экспертом по финансовому планированию, и он объяснил, что мне следует просто продолжать инвестировать, потому что в долгосрочной перспективе все растет… кажется, на 7-8% в год?!? Я пришел домой, посчитал и сразу же понял, что «в долгосрочной перспективе» это невозможно. Я стал читать, насколько позволяло время, чтобы понять, что происходит и что стоит за такими колебаниями ресурсов и активов. Честно говоря, я не нашел такого аналитика или эксперта, кто смог бы мне помочь в этом разобраться. И тут-то начались странности.

Без ведома себя самого, моей жены и большинства друзей… я начал путешествие по кроличьей норе, не осознавая, насколько далеко я могу зайти и как долго это может продлиться. Я начал с углубления в потребление ресурсов, темпы истощения и возможность пика нефти. Я также исследовал идеи конечности ресурсов, таких как удобрения, металлы и т. д. Я изучал валюты, долг, процентные ставки, производительность, углубился в торговый дефицит, рынок казначейских ценных бумаг и т. д. Ничто из этого в отдельности так и не помогало ничего понять. Лишь когда я стал интересоваться приростом населения и демографией, начала появляться красная нить, связывающая воедино все различные рассмотренные мною элементы.


Когда я, сам того не подозревая, начал карьеру демографа-любителя, все стало становиться понятным. Кривые и политика американских и глобальных процентных ставок, рост федерального долга и т. д. 50 лет падающей рождаемости в потребительских странах и, как следствие, спад численности детородного населения, маскируемый пожилыми беби-бумерами, живущими на два десятилетия дольше своих родителей, означает, что демографическая пирамида опрокидывается. Небольшое и сокращающееся основание должно поддерживать большую и растущую верхушку… к чему стоит прибавить недофинансирование пенсий и других средств поддержки пенсионеров. И с замедлением роста численности населения неизбежно замедляется экономическая активность… и рост цен активов. Но центральные банки, государственные правительства и те, кто привел их к власти, не захотели довольствоваться небольшим ростом, органически возможным из-за этих изменений. Они развернули политику процентных ставок, налогов, бюджетного дефицита, чтобы искусственно увеличить спрос. После того как они выжали весь потенциальный рост, они стали выжимать тот рост, какого существовать не могло. Китай использовал долг, чтобы строить инфраструктуру, заводы и жилье для населения, которого не будет. США, ЕС и Япония продвигали политику по подъему корпоративных доходов и цен активов в стратосферу. Постоянный рост органической дефляции встречался с гиперинфляционной политикой, направленной на достижение восходящих рыночных траекторий.

Каков твой главный тезис в нескольких предложениях?

На потребительские страны мира приходится 50% мирового населения, 90% дохода/сбережений (плюс доступ к кредиту) и 90% потребления энергии и экспорта. От прироста населения, демографии и экономических циклов потребительских стран зависит способность бедных стран выживать за счет экспорта. Замедление ежегодного прироста населения до 65 лет (а теперь и вовсе спад численности населения) в потребительских странах органически ведет к падению спроса. Только благодаря более дешевому и большему долгу может потребляться «больше». Однако быстро близится переломная точка, когда сокращающееся население трудоспособного возраста и потребительская база не смогут потреблять больше, несмотря на нулевые процентные ставки и большую доступность долга.

Какие развитые страны наиболее демографически здоровы, а какие наиболее больны?

На данном этапе значение имеет то, у кого есть доход, сбережения и доступ к кредиту… плюс военная мощь. На Северную Америку, Европу и Северо-Восточную Азию приходятся почти все важные валюты, потребительская база с доходом, сбережениями и доступом к кредиту… и сильно падающая рождаемость. В России, США, Бразилии, Мексике, Южной Корее, Германии, Италии, Испании, Китае, Японии и т. д. наблюдается сильный спад общего числа рождений и коэффициента рождаемости. Политика центральных банков и правительств по стимулированию активов, судя по всему, также ответственна за ускоряющийся спад рождаемости. От роста цен активов выигрывают институты и держатели активов (в основном богатые, пожилые и те же институты). Та же политика наносит урон тем, у кого активов нет: бедным, молодым, людям детородного возраста. Рост цен на жилье и стоимости аренды, обучения, страховки, услуг и т. д. поглощает аномально высокий процент от дохода молодежи. В то же время доход молодежи растет намного медленнее издержек. Добавим к этому американский кризис с рекордными студенческими займами, и, как следствие, молодежь вступает в брак позже и заводит меньше детей, чем когда-либо.

Учитывая, что расходы в значительной степени зависят от размера семьи, текущее и будущее потребление приносится в жертву текущему росту цен активов. Чем дольше длится спад рождаемости и чем меньше иммиграция, тем больше принимается неорганических шагов. Япония и Германия были первыми. Обе страны применяли политику, способствующую росту экспорта, в то время как потребительская база в этих странах сокращалась. Японии посредством своей валюты и Германии посредством евро удавалось поддерживать рост благодаря пока еще растущему населению потребительских стран. За ними последовал Китай, но из-за замедления роста числа потребителей ему пришлось сделать больше неэффективных внутренних инвестиций (как и Японии). Но теперь глобальный потребительский спад стал новой нормой… и экспортерам приходится иметь дело с сокращающимся рынком потребительских стран. Идет борьба за уменьшающийся кусок. Глобализм и сокращение торговых пошлин на фоне депопуляции потребительских стран больше не имеют смысла.

Что говорит демография о перспективах Китая и исламского мира?

Китай, Японию, Южную Корею и Тайвань, скорее всего, ждет демографический и экономический коллапс (возможно, в течение десятилетия). Спад населения в Северо-Восточной Азии сокрушителен и неизбежен… и невозместим на глобальном уровне. Что касается исламского мира, то здесь ситуация смешанная. Исламский мир следует глобальной тенденции сокращения рождаемости. Только в самых бедных исламских странах (плюс Африка южнее Сахары) рождаемость по-прежнему растет, но замедляющимися темпами. Экономический рост большинства из этих стран всецело зависит от глобального роста и инвестиций… и их перспективы связаны с глобальным спадом. В военном плане эти страны, очевидно, не имеют наступательных возможностей и практически не представляют существенной угрозы вдали от собственных границ. Что касается Саудовской Аравии и других зависящих от нефти исламских и неисламских (Мексика, Россия, США, Канада и т. д.) стран, то здесь наблюдается гонка между падающим потреблением в потребительских странах и падающим уровнем открытия месторождений, истощением ресурсов и уровнем добычи стран-производителей (причем постоянно снижающиеся ставки стимулируют подпитываемый все большим долгом рост производственных мощностей).

В твоей последней публикации говорится о доле рабочей силы в США и предсказывается рецессия, но президент Трамп (Trump) говорит, что экономика в порядке и ей ничего не грозит. С чем связано такое расхождение во мнениях?

Если кратко, то население трудоспособного возраста движет потреблением и строительством жилья. При минимальном росте трудоспособного населения и его полной занятости больше нет людей, способных присоединиться к трудовым ресурсам, и занятость больше не может расти. Без роста числа работников не будет роста числа потребителей и покупателей недвижимости. Всякий раз, когда трудовые ресурсы полностью заняты, как сейчас, рецессия неизбежна из-за отсутствия ресурсов для дальнейшего роста.

Какой твой любимый демографический и экономический график?

Первый график – это общее число ежегодных рождений в богатых, отвечающих за 50% мирового населения, и бедных странах. Важно отметить, что на богатые страны приходится 90% дохода, сбережений и доступа к кредиту, плюс 90% потребления энергии, при давно падающей рождаемости и численности детородного населения…

всемирный демографический кризис

Ежегодные глобальные рождения

Богатые vs. бедные страны и ставка по федеральным фондам (FFR)

Млн рождений; FFR, %

FFR, %; Рождения в богатых странах; Рождения в бедных странах

Далее – общий ежегодный прирост населения, а также прирост населения до 45 лет, также в богатых и бедных странах:

всемирный демографический кризис

Ежегодный глобальный прирост населения

Богатые vs. бедные страны

Млн

Богатые (всего) - голубым; Бедные (всего) - красным; Богатые (0-44); Бедные (0-44)

Общее ежегодное изменение населения потребительских стран по возрастным группам:

всемирный демографический кризис

Ежегодное изменение, глобальное потребительское население

Млн чел.

0-64 лет; 65-74 лет

от 75 лет; Всего

Ежегодное изменение потенциальных трудовых ресурсов потребительских стран, по возрастным группа и доле рабочей силы… потенциальный рост трудовых ресурсов до 2026 г. станет нулевым, после чего начнет бесконечно падать:

всемирный демографический кризис

Ежегодное изменение потенциальных трудовых ресурсов потребительских стран

Млн чел.

0-64 лет; 65-74 лет

от 75 лет; Всего

Прирост населения 0-69 лет в богатых и бедных странах, по периодам:

всемирный демографический кризис

Богатые vs. бедные страны

Изменение населения 0-69 лет, по периодам

Млрд

Богатые; Бедные

Прирост населения от 70 лет в богатых и бедных странах, по периодам:

всемирный демографический кризис

Богатые vs. бедные страны

Изменение населения от 70 лет, по периодам

Млрд

Богатые

Бедные

Мировая экономика в следующие 30 лет, основные направления изменений – твой прогноз?

Депопуляция, дефляция, депрессия… и всевозможные противоположные действия центральных банков и правительств, чтобы продлить рост цен активов и создать инфляцию. Любые инфляционные действия, скорее всего, усугубят волну депопуляции, увеличат производственные мощности на фоне падающей потребительской способности и ухудшат долгосрочную ситуацию, отодвигая развязку до тех пор, пока дальше отодвигать уже будет некуда.

Твой совет читателям.

Никто не знает, чем все закончится, но лучше всего свести к минимуму долги, продолжать держать акции, недвижимость, облигации (вероятно, они продолжат расти, но по неправильным причинам), немного наличных и/или криптовалют… а также держать физическое золото и/или серебро для страховки на случай, когда все пойдет не так.

аватар

Хамильтон, Крис

Hamilton, Chris

Экономический блогер.

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.