ЕЩЕ РАЗ РАЗЪЯСНЯЕМ РОДИТЕЛЯМ В ЧЕМ ОПАСНОСТЬ БЕЗПОРЯДОЧНОЙ ПЕРЕДАЧИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ РЕБЕНКА
- дата: 16 ноября 2021 (источник от 20 сентября 2021)
Источник: OUZS.RU
Автор: Иван Ваганов
Почему мы настоятельно не рекомендуем отдавать персональные данные родителей и детей (т.е. подписывать соответствующие согласия) в электронные дневники/журналы, на цифровые образовательные платформы, операторами и владельцами которых являются как государственные, так и частные структуры?
Многие мамы и папы, не погруженные глубоко в тему объявленной Минпросветом «цифровой трансформации» образования, по-прежнему задают вопрос: а что такого в согласии на обработку персональных данных ребенка в школе (на цифровых платформах, в рамках электронного журнала/дневника, участия в олимпиадах и конкурсах, кружках и секциях и т.д.)? Мол, ничего особенного в этих бумажках нет, они просто необходимы школе для учета учебных достижений школьников.
Вынуждены снова вернуться к этому вопросу (который мы подробно разбирали в первой части Стратегии ОУЗС по борьбе с ЦОС/дистантом) и дать тезисные разъяснения – почему же сбор персональных данных государственными/частными образовательными структурами является фундаментом «электронного образования» и представляет угрозу личной и национальной безопасности.
1. Персональные данные школьников – основная пища электронных платформ, которые в будущем полностью заменят и ликвидируют традиционную школу.
Чтобы проиллюстрировать этот тезис, вспомним заявление мэра Москвы Сергея Собянина, сделанное еще в марте 2019 г. на встрече с московскими педагогами:
«Одна из глобальных задач МЭШ — создание электронного портфолио учащегося. Можно попросить родителей, чтобы они контрольную работу написали, но информацию за все 11 лет учебы невозможно подделать. В конечном итоге электронное портфолио будет сопровождать его на протяжении всей дальнейшей жизни.
В портфолио будут результаты всех контрольных, результаты участия в олимпиадах, конкурсах. Это огромный массив информации. Надо его создавать, обрабатывать и смотреть, как он пригодится ребенку. Главное — как и кто будет это оценивать. Надо специальный алгоритм разработать или что-то другое, не оценочное».
Что это за «другой, не оценочный алгоритм», о котором заявляет Собянин, расскажем чуть ниже. Сначала отметим, что электронное портфолио (оно же – цифровой профиль) на каждого школьника, которое в 2021 году анонсировал и министр просвещения Сергей Кравцов – это далеко идущая,озвученная форсайтщиками еще в начале 2010-х годов, программа по тотальному учету и контролю за людьми. И не только по контролю, но и по прямому управлению ими, по переформатированию, перековке личностей и судеб людей – в соответствии с лекалами и задачами владельцев электронных алгоритмов, на откуп которых отдана обработка ПД наших детей.
В паспорте федерального проекта «Цифровая образовательная среда», являющегося частью нацпроекта «Образование» (утвержден Правительством в 2018 г., на реализацию выделено 79,8 млрд. рублей до 2024 г.), среди основных целей заявлено: «доля обучающихся по программам общего образования, доп. образования для детей и среднего проф. образования, для которых формируется цифровой образовательный профиль и индивидуальный план обучения с использованием федеральной платформы ЦОС, в общем числе обучающихся по программам – 90% к 2024 г.».
То есть 90% всех школьников России должны будут получить цифровой профиль и персональную траекторию обучения на платформе ЦОС к 2024 году. Таковы задачи Минпросвета и Правительства в рамках реализации федпроекта «ЦОС», которые они будут усиленно выполнять.
С переводом ребенка в цифровую образовательную среду (что неизбежно следует из Стратегии цифровой трансформации образования, представленной Правительством РФ в июле 2021 г., - там сказано, в частности, о полном переходе на электронные учебники к 2024 г.) основным источником формирования его «персональной образовательной траектории» станет его «цифровой след», который будет учитывать все его интересы и предпочтения в соцсетях и т.д. Параллельно будет поэтапно уничтожаться единая объективная система оценки знаний и качества их преподавания. В Липецкой области, например, процесс уже активно пошел – там во всех 20 муниципалитетах (120 классов, около 40 школ) с 1 сентября 2021 г. вводится учеба без отметок, то есть упраздняется традиционная пятибалльная система оценки и домашние задания).
ВСЕ ПЕРЕЧИСЛЕННОЕ НЕВОЗМОЖНО ОСУЩЕСТВИТЬ БЕЗ ДОБРОВОЛЬНОГО СОГЛАСИЯ РОДИТЕЛЕЙ НА АВТОМАТИЗИРОВАННУЮ ОБРАБОТКУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ДЕТЕЙ.
2. Персональные данные школьников – основа для формирования их «цифрового следа», для пожизненного контроля и прямого управления ими на основе алгоритмов нейросети (ИИ) – «узаконенного рабства».
В известном форсайт-проекта «Образование-2035» (один из авторов – спецпредставитель Президента РФ по цифровизации, основатель АНО АСИ, гендиректор платформы «НТИ 20.35» Дмитрий Песков) прямым текстом говорится: «индивидуальные траектории обучения формируются под запросы заказчиков». Заказчиками образования становятся крупные корпорации, которые на первых этапах могут даже финансировать обучение человека в школе и вузе, но лишь с одним обязательным условием – он должен быть образован в заданной ими парадигме и впоследствии отработать все, что на него потратили.
Ранняя
профориентация и развитие «цифровых компетенций» у школьников также указаны в
паспорте федерального проекта «ЦОС» как обязательные задачи. Так что это
никакая не конспирология – все ключевые моменты, прописанные в докладе Дмитрия
Пескова и профессора МШУ «Сколково» Павла Лукши «Будущее образования:
глобальная повестка» (2013 г.), перекочевали в российский нацпроект
«Образование». Личный профиль компетенций/цифровое портфолио человека будущего
занимают там ключевое место (см. скрины к тексту 1-3).
Инноваторы
сами признаются, что человек в новой системе образования не будет принадлежать
сам себе: его неповторимая личность, не говоря уже о душе, не имеет значения
для бизнес-инвесторов и «людеардеров». Главное, чтобы биообъект был легко
управляем и имел достаточные интеллектуальные способности для развития по
заданной заказчиком «карьерной траектории». Апофеозом этой воплощенной
«Матрицы» будет «Алмазный букварь» – мега-продвинутый искусственный интеллект,
который станет «онлайн-учителем» каждого человека, определяя ему судьбу на
основании анализа собранного персонального «цифрового следа». Для исчезновения
последних сомнений система прямо именуется авторами-проектировщиками
«узаконенным рабством» (см. скрин 4).
Приведем еще один характерный пример, чтобы раскрыть ближайшие последствия передачи ПД детей цифровым экспериментаторам, которые пока не очевидны для всех родителей. В 2019 году в Москве на территории Сколковского института науки и технологий (Сколтеха) проходил образовательный интенсив для «лидеров цифровых изменений» – «Остров 10-22». Это мероприятие проходит ежегодно при поддержке некоммерческих структур при Правительстве (АНО АСИ, АНО «Цифровая экономика», Фонд «Сколково», НТИ), а также Российской венчурной компании (теперь оно уже именуется «Архипелаг 10-22» – намек на расширение масштабов). В рамках интенсива отобранные нейросетями студенты, преподаватели и ректоры университетов должны повести страну в «цифровое будущее».
Процитируем путеводитель по проекту «Остров 10-22»:
«Мы считаем, что перед всеми субъектами системы образования цифровая трансформация ставит 4 ключевых вызова-перехода: 1. к управлению на основе данных; 2. к актуальному и постоянно обновляемому содержанию образовательных программ; 3. к представлению о человеке как обитателе цифровой среды (что порождает новые требования и к нему, и к системе образования); 4. к представлению об университете как части цифровой экосистемы образования».
Итак, от
участников интенсива напрямую требуется «измениться внутренне, чтобы стать
цифровыми людьми», которые затем будут управляться (направляться по жизни) ИИ
на основе регулярно собираемого и обновляемого персонального цифрового следа
(см. скрин 5 к нашему тексту).
Цитируем авторов руководства для «островитян» далее:
«Кроме того, вы столкнетесь с рекомендательной системой. Она указывает степень соответствия мероприятия вашему профилю, который мы построили по результатам предостровной диагностики. Вам предстоит самим определить, учитывать ли рекомендации или принимать решения, полагаясь на внутреннее понимание своей траектории развития.
Еще один значимый концепт, на котором держится наша информационная система, - цифровой след. Цифровой след – это ваша рефлексия и те «артефакты» вашей деятельности, которые могут быть оцифрованы и интерпретированы в рамках нашей информационной системы и структуры данных. Остров – это уникальная возможность собрать разнообразный и хорошо структурированный цифровой след. С помощью него строятся предиктивные и экспертные аналитические системы, позволяющие управлять процессами (организационными, образовательными, административными) на основе данных, а не личного опыта и экспертизы. Именно поэтому мы просим вас оставлять максимум данных в информационной системе».
Все вышеперечисленное – еще одно доказательство того, что цифровым трансформаторам нужен от нас «максимум данных», персональных данных, естественно. Ключевым инструментом, позволяющим управлять людьми и процессами в обществе, является сбор личного «цифрового следа». Перманентная слежка, контроль, управление – все заявлено прямым текстом.
По логике
хозяев «человеческого капитала», каждый рядовой гражданин должен приносить им
доход с самого рождения. Поэтому и вводятся сегодня в школах «персональные
карты обучающихся», начальные классы обучают «финансовой грамотности»,
школьникам открывают «именные счета» в рамках допобразования.
Электронное досье на ученика нужно для тех же целей – чтобы человека заблаговременно (пока он сам даже не решил, чем хочет заниматься) записали в соответствующую касту и нашли ему куратора-будущего работодателя. На этой ниве уже активно проявляют себя неправительственные структуры вроде образовательного центра «Сириус» (фонд «Талант и успех»), недавно безальтернативно предложившего свою платформу (и требующего соответствующего согласия на обработку ПД детей) для проведения Всероссийской олимпиады школьников в 65 регионах.
3. Персональные данные школьников – ценнейший объект охоты хакеров и нерезидентов РФ, в согласие на обработку ПД обычно включена и «трансграничная передача».
Далеко за примером ходить не надо – совсем недавно из баз данных цифрового навигатора доп. образования Нижегородской области попали в открытый доступ 48 тыс. позиций ПД детей и родителей. По оценкам экспертов, это крупнейшая утечка в сеть сведений о детях в России с 2015 года. В базе содержатся в том числе фамилии, имена, отчества, даты рождения, телефоны и e-mail родителей и номера СНИЛС.
По данным компании InfoWatch, всего в 2020 году в России зафиксировано 404 случая утечки данных из коммерческих и государственных организаций в России. То есть безопасность ПД в электронных базах гарантировать в принципе невозможно. Утечки данных детей с содержанием контактов родителей провоцирует разные виды мошенничества, связанного с манипуляцией информацией о ребенке: от сообщений родителям, что с ребенком что-то случилось и вымогательств денег до личного шантажа компроматом, фейковых рассылок о госдотациях на школьников и т.п.
Более того, передача ПД детей третьим лицам, в том числе – иностранцам, зачастую прописывается в пользовательских соглашениях различных цифровых образовательных платформ и сервисов, предоставляемых по договору-оферте. При этом родителей зачастую не знакомят с текстом оферты, он вообще не находится на видном месте при регистрации/активации аккаунта на платформе. Именно такая история с пользовательским соглашением с МЭШ (КИС ГОСУЭВ Правительства Москвы), начало пользования которой подразумевает согласие пользователя с офертой от Департамента информационных технологий Москвы (school.mos.ru/help/documentation/termsofusegusoev).
Начиная использовать МЭШ и ее сервисы (в том числе – электронный журнал и дневник – это подсистемы КИС ГОСУЭВ), родитель дает согласие, что с него и с его ребенка будут собирать и обрабатывать всевозможные ПД, собирать статистику, использовать все это для межведомственного взаимодействия, передачи третьим лицам, в том числе – трансграничной передачи при использовании ресурсов третьих лиц. При этом оператор (ДИТ) не несет ответственности за любую информацию и материалы, размещенные на ресурсах третьих лиц, и их законность. И наконец, приняв эту оферту, вы даете добровольное согласие на формирование цифрового портфолио вашего ребенка.
4. Персональные данные школьников – основа для присвоения антиконституционного личного социального рейтинга в рамках открытого на каждого цифрового профиля.
Электронное портфолио (цифровой профиль ученика) уже введено приказами директоров и/или муниципальных администраций во многих образовательных учреждениях страны. Оно не имеет ничего общего с привычными нам журналом и дневником, куда вносятся только оценки успеваемости. По своей сути, это банк достижений и личных компетенций человека, формируемый почти с пеленок, а также система накопления баллов за то, что машинный алгоритм признает «успехами».
В школах Перми, к примеру, цифровое портфолио ученика используется с 2018 г. и дает учащимся школ возможность накапливать баллы и участвовать в общем рейтинге, получать бонусы при поступлении в вузы, сертификаты на обучение в платных образовательных учреждениях, билеты в театр, оплату путешествий и т.д. Через электронные портфолио ищут волонтеров, ребят с лидерскими качествами, участников различных общественных объединений и высылают школьникам соответствующие приглашения. Как видим, власти уже начали фиксировать внеучебные достижения и ранжировать школьников по общему рейтингу.
Суть этой инновации полностью раскрывается в докладе «Будущее образования: глобальная повестка», выдержки из которого приводились выше.
«Системы оценки достижений (как в образовании, так и за его пределами) могут строиться как процесс непрерывной оценки в игроподобной динамике (примерно так, как это делается в MMORPG – массовых онлайн-курсах, где за каждое игровое действие игрок получает очки, а по совокупности — уровни и связанные с ними бонусы). Такая система, построенная в логике quests & achievements и встроенная в дополненную реальность, может сопровождать человека на протяжении полного дня — когда можно зарабатывать баллы за здоровый образ жизни, правильное социальное поведение («перевел старушку через дорогу») и пр. При совмещении с процессом обучения, образование превращается в «личный квест по прокачке персонажа», когда учащийся, выступая как игрок, развивает себя по рекомендованному сценарию», – пишут Песков и Лукша.
Ключевые слова здесь – «по рекомендованному сценарию». То есть человек не развивается сам, как полноценная личность, а воспитывается по заданным строгим лекалам, будучи фактически с пеленок загнанным в жесткие рамки оценочного алгоритма. Вся судьба человека, весь сценарий развития уже прописан специально обученными «социальными инженерами» – и возможности для самодеятельности, собственного свободного выбора здесь предельно сужаются. Очевидно, что речь идет о социальном рейтинге, который уже введен в Китае, о замене (и ликвидации) традиционных законов, прав и свобод новым «цифровым правом» с инструментами тотальной слежки и управления человеком.
Вернемся к словам Сергея Собянина из начала нашего материала: мол, надо придумать «что-то другое, неоценочное» на основе анализа информации из цифрового портфолио ребенка. Это и есть тот самый алгоритм присвоения человеку баллов, не оценок за полученные знания, а именно баллов «лояльности» в рамках личного социального рейтинга. Именно его аналог, как следует ожидать, и введут в школах Липецкой области, где отменили традиционные оценки. И не только в этом регионе…
Резюме по согласию на обработку ПД школьников:
Цифровая трансформация образования осуществляется в несколько этапов, чтобы народ сразу не был шокирован и не пошел в отказ. Сначала родителям вещали про удобство электронных журналов и дневников для отслеживания успеваемости их детей, и, надо признать, почти все на это клюнули. Затем речь пошла уже об электронных учебниках, тетрадях и домашних заданиях. Теперь в официально утвержденных планах Правительства – регистрация всех детей на цифровых платформах, полный отказ от учебы на бумаге, заведение на каждого ученика цифрового профиля/портфолио. На горизонте маячит пока официально не заявленная Минпросветом, но уже очевидная новая «рейтинговая оценка» (социальный рейтинг), выводящаяся нейросетью из тотального контроля за жизнью ребенка.
Ведение цифрового профиля школьника будет включать в себя и сбор биометрических ПД, которые могут использоваться для удаленной идентификации на платформе, для контроля поведения/психоэмоционального состояния, для анализа всех этих сведений в рамках его «цифрового следа».
В недалеком будущем на эти же обр. платформы и в цифровые профили загонят и заочников, и семейников, и «самообразованцев», потому что все экзамены и аттестации будут проходить в онлайн-режиме, на базе конкретных школ, участвующих в данной системе.
И не удивляйтесь, что если вы дали согласие на обработку ПД и используете платформу-оферту типа МЭШ, а потом внезапно отказываетесь от перехода на дистант, от внесения туда очередных сведений о ребенке и т.п. (не отозвав предварительно ПД ребенка у школы и из электронных баз), вам могут начать угрожать ограничением/лишением родительских прав. По мнению цифровизаторов, которое разделяют многие «прогрессивные» школьные директора (в частности, директор школы №1520 г. Москвы В.В. Кириченко, входит в межведомственную рабочую группу по вопросам развития системы общего образования и разработку ФГОС), недопуск ребенка на цифровые платформы – равно ограничению его права на образование.
Теперь самое главное – все озвученные действия и планы цифровизаторов автоматически оказываются вне закона, если вы не даете школе/операторам обр. сервисов и платформ согласие на автоматизированную обработку ПД своего ребенка (либо отзываете это согласие). Вопрос подписания согласия, начиная с типового заявления, которое дают при зачислении ребенка в обр. организацию, становится настоящим Рубиконом для думающих родителей. Все предельно просто – либо утопическая цифровая образовательная среда утвердится и поглотит наших детей с молчаливого СОГЛАСИЯ большинства граждан, либо ей будет поставлен шлагбаум.
Цифровые лоббисты, в том числе из пед. сообщества, дружно забывают, что в соответствии с Конституцией и 123-ФЗ «Об образовании» бесплатное общее образование имеет исключительно заявительный, а не договорной характер. То есть никаких оферт/соглашений с платформами заключать не нужно, такой обязанности у родителей нет. А в соответствии со 152-ФЗ «О персональных данных», образовательная государственная услуга оказывается гражданину без истребования согласия на обработку ПД. Поэтому знайте: если в школе из вас под разными предлогами его выбивают, либо отказываются отзывать ПД ребенка по вашему заявлению – это противозаконно. Надеемся, что мы прояснили этот вопрос для большинства родителей.
Образцы отзывов заявлений об отзыве/отказе от обработки ПД ребенка в школе, а также жалоб на действия администрации школы, можно найти здесь
Пошаговая инструкция по отказу от автоматизированной обработки ПД ребенка в школе
Комментарии 0
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.