Если бы Османская империя была спасена, а не уничтожена
- дата: 21 мая 2022 (источник от 13 июля 2017)
Источник: THEECONOMIST.COM
Когда летом 1914 г сербский боевик застрелил австрийского эрцгерцога, страны Европы, словно падающие кегли, одна за другой начали вступать в войну. Австро-Венгрия объявила войну Сербии; Россия, в то время союзник Сербии, объявила войну Австрии; Германия, будучи союзником Австрии, объявила войну России, а союзники России Франция и Британия объявили войну Германии и Австрии. К началу августа полыхал уже весь континент.
Однако одна из кеглей, Турция, продолжая раскачиваться, никак не могла решить, в какую сторону падать. Что было делать увядающей Османской империи: присоединиться к Антанте (Британии, Франции и России) или же пойти вслед за Центральными державами (Германией и Австро-Венгрией)?
Турецкая империя с 500-летней историей становилась все меньше и меньше. Она потеряли свои территории в Африке, практически все средиземноморские острова и большую часть земель на Балканах, а также земли в восточной Анатолии. У страны было множество долгов, она отставала в техническом плане, и имела нестабильную политическую обстановку.
Но несмотря на это, земли султана располагались на двух континентах и контролировали доступ к Черному морю. Его арабские территории протянулись в обход священных городов Ислама до гор Йемена и Персидского залива, где, как говорили, находились огромные пустоты, заполненные вязкой черной жидкостью, вскоре ставшей главным источником энергии во всем мире, заменив собой уголь.
Уверенные в слабости Турции, Британия, Франция и Россия могли бы легко ее разгромить и поделить трофеи между собой. К счастью, разум возобладал. В конце июля на борту британского дредноута у побережья Норвегии собрался тайный конклав. Дальновидный политик по имени Уинстон Черчилль (Winston Churchill), тогда первый лорд Адмиралтейства, совместно с французскими, российскими и турецкими дипломатами разрабатывал договор. По признанию турков перед ними стояла непростая задача — Германия также предлагала оружие и золото взамен на вступление в союз с ними.
Достигнутое соглашение оказалось чрезвычайно выгодным для всех заинтересованных сторон. Франция щедро простила Турции все долги. Россия отказалась от своих претензий на османские территории и добровольно покинула часть земель в Анатолии. Черчилль пообещал Турции бесплатно достроить два военных корабля, находящихся на британских верфях. Турции пообещали уберечь от нападения все ее уязвимые территории. Для империи, больше века находящейся в статусе живого трупа, началась новая жизнь.
Антанта также выиграла от достигнутых соглашений. Благодаря единоличному доступу к Черному морю, союзники России могли пополнять запасы царской армии, действующей нерешительно в начале войны. Оборонять границы Турции не было необходимости и, Россия перебросила свои многочисленные ударные войска с Кавказа на укрепление линий фронта. Отдельными соглашениями Турция признала контроль Британии над Суэцким каналом, Аденом и Договорным Оманом Персидского залива, обеспечив безопасность морских путей для массовой дислокации британских войск из колоний на Западный фронт. Турецкая армия присоединилась к наступательным силам против Австро-Венгрии. Считается, что благодаря такому союзу война длилась бы на целый год меньше. Центральные державы, возможно, не просили бы мира сразу же после вступления в войну Америки, а продолжали бы сражаться.
Спасенное правительство Османской империи приступило к радикальным реформам. Среди арабов, армян, греков и курдов росли националистические настроения, поэтому султан Мехмед V (Mehmed V) издал исторический фирман или манифест, признающий отдельные народы, но объединяющий их под суверенитетом Османской империи.
Султану пришлось сохранить титул халифа, главнокомандующего правоверных мусульман-суннитов, полученный его предками четыре столетия назад, что очень пригодилось, когда империи пришлось подавлять восстание религиозных фанатиков в центральной Аравии под предводительством Ибн Сауда (Ibn Saud), пообещавшего людям очистить Ислам. Но, прежде всего, империю воспринимали как очень терпимое государство. Когда гонения со стороны Нацистов заставили евреев покинуть Европу в 1930-х гг, многие нашли пристанище именно там (также, как и в 1492 г, когда их изгнали из Испании), а именно в провинции Иерусалима.
Если бы только
Излишне говорить, что все вышесказанное — выдумка. На самом деле, все было с точностью до наоборот. В Первой мировой войне Турция сошлась с Германией, а союзники попытались захватить и поделить ее империю. Черчилль, вместо того, чтобы отдать военные корабли, за которые Турция платила частями, перевел их на вооружение британского флота. В 1915 г он отдал сокрушительный приказ — напасть на Турцию. Высадка на Галлипольском полуострове стоила союзникам 300,000 жизней. Британские кампании против Турции в Ираке и Леванте унесли жизни еще миллиона человек.
Потери Турции к концу войны насчитывали от 3 до 5 млн человек, почти четверть населения Османской империи. Около 1.5 млн армян были безжалостно убиты турецкими властями, считавшими их пятой колонной, подосланной враждебной Россией. А когда Британия с Францией захватили арабские земли, то подавление восстаний стоило еще нескольких тысяч жизней.
Скольких сегодняшних бед на Ближнем Востоке, начиная с гражданских войн и заканчивая террором во имя Ислама (и восстановления халифата), появлением сектантских диктаторов типа Башара Ассада (Bashar al-Assad), не говоря уже о злопамятном турецком «возрожденце» Реджепе Тайипе Эрдогане (Recep Tayyip Erdogan), можно было бы избежать, если бы только Черчилль вместо того, чтобы топить Турцию, открыл перед ней свои объятия?
Комментарии 1
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.