FATF рекомендовала срочно принять законодательные и практические меры по предотвращению злоупотребления виртуальными активами
- дата: 9 ноября 2018 (источник от 29 октября 2018)
FATF (Группа по разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием денег - Financial Action Task Force) рекомендовала странам обеспечить регулирование провайдеров услуг в сфере виртуальных активов в целях противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), их лицензирование или регистрацию, а также эффективную систему мониторинга.
Это предусматривают изменения в стандарты FATF, утвержденные на октябрьском пленуме.
В заявлении FATF, размещенном на ее сайте, говорится, что "все юрисдикции должны срочно принять законодательные и практические шаги по предотвращению злоупотребления виртуальными активами".
Указанное включает оценку и понимание рисков, связанных с виртуальными активами в своих юрисдикциях, применение риск-ориентированного регулирования ПОД/ФТ к провайдерам услуг в сфере виртуальных активов и определение эффективных систем осуществления риск-ориентированного мониторинга или надзора за такими провайдерами.
FATF определила виртуальные активы как "цифровое выражение ценности, которое может цифровым образом обращаться или переводиться и может быть использовано для целей платежа или инвестиций". Виртуальные активы не включают в себя цифровое выражение фиатных валют, ценных бумаг и других финансовых активов, по которым уже существуют рекомендации FATF.
Под провайдерами услуг в сфере виртуальных активов FATF понимает любое физическое или юридическое лицо, которое осуществляет в качестве предпринимательской деятельности один или более из следующих видов деятельности или операций для или от имени другого физического или юридического лица: обмен между виртуальными активами и фиатными валютами, обмен между одной или более формами виртуальных активов, перевод виртуальных активов, а также хранение или администрирование виртуальных активов или инструментов, позволяющих осуществлять контроль над виртуальными активами, и участие в предоставлении финансовых услуг, связанных с предложением выпускающего лица или продажей виртуального актива.
При этом FATF отмечает, что виртуальные активы и связанные финансовые услуги имеют потенциал содействия финансовым инновациям и результативности, а также улучшению финансовой доступности, но и создают новые возможности для преступников и террористов по отмыванию их доходов или финансированию их незаконной деятельности.
FATF на основании проводимого им мониторинга рисков в данной области сделала вывод о срочной необходимости для всех стран принять скоординированные меры по предотвращению использования виртуальных активов в преступных целях и в целях терроризма.
Из рекомендаций FATF следует, что юрисдикции должны обеспечить регулирование деятельности провайдеров услуг в сфере виртуальных активов в рамках ПОД/ФТ, в частности, по осуществлению надлежащей проверки клиентов, включая текущий мониторинг, хранение данных и направление сообщений о подозрительных операциях.
Рекомендации FATF требуют осуществлять мониторинг или надзор только в целях ПОД/ФТ и не подразумевают, что провайдеры услуг виртуальных активов подлежат или должны подлежать гарантиям стабильности или защиты инвесторов, не подразумевают каких-либо гарантий защиты инвесторов или потребителей.
В заявлении отмечается также, что в настоящее время провайдеры услуг виртуальных активов в большинстве юрисдикций не урегулированы в целях финансовой стабильности или защиты инвесторов и потребителей и некоторые станы могут принять решение о запрете виртуальных активов на основании своей оценки рисков.
FATF намерена в дальнейшем
подготовить обновленное руководство по риск-ориентированному подходу в сфере регулирования
провайдеров услуг в сфере виртуальных активов, включая надзор и мониторинг за
ними, а также руководство для оперативных и правоохранительных органов по
выявлению и расследованию незаконной деятельности с виртуальными активами.
Согласно отчету о национальной оценке рисков легализации (отмывания) преступных доходов, подготовленному Росфинмониторингом, криптовалюта биткойн в 2017 году использовалась в финансовой структуре незаконного оборота наркотиков в 23-х субъектах РФ.
"Анонимность расчетов с использованием криптовалют обеспечивает популярность данного способа при совершении преступлений, и кроме того, усложняет процесс расследования", - говорится в документе.
В отчете отмечалось, что фактов использования виртуальных валют при совершении преступлений в сфере экономики на территории РФ зафиксировано не было.
"Вместе с тем, криптовалюты могут использоваться на различных этапах движения наркодоходов, включая расчеты наркопотребителей за наркотики, легализацию полученного преступного дохода и распределение денежных средств между организаторами ОПГ, а также выплату вознаграждений закладчикам, наркокурьерам, работникам нарколабораторий", - сообщил Росфинмониторинг.
В настоящее время оборот криптовалют и проведение ICO в России не регулируются специальным законом. В начале мая Госдума приняла в первом чтении законопроект "О цифровых финансовых активах", который регулирует отношения, возникающие при создании, выпуске, хранении и обращении цифровых финансовых активов, а также права и исполнение обязанностей по смарт-контрактам.
Комментарии 0
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.