Французский «политический класс» раздавлен – на поверхности

Он разработал правила защиты от таких выборов.

Согласно предварительным результатам президентских выборов во Франции, два кандидата, занявшие первое место в первом раунде и, как следствие, перешедшие во второй раунд, который будет проведен 7 мая, - это Марин Ле Пен (Marine Le Pen), лидер правой партии Национальный фронт, выступающей за выход из Евросоюза и Еврозоны, и Эммануэль Макрон (Emmanuel Macron), лидер центристского, проевропейского движения En Marche, основанного им только в прошлом году.

Итак, поздравляем сегодняшних победителей.

Впервые с начала существования Пятой республики в 1958 году ни один кандидат от основных партий истеблишмента не попал во второй раунд и ни один из двух кандидатов-победителей не был поддержан партиями, представители которых когда-либо занимали президентское кресло

Также впервые за период Пятой Республики партия победителя не будет обладать почти никаким влиянием в парламенте.

По предварительным результатам, Макрон получил 23.7% голосов, Ле Пен - 21.9%, консерватор Франсуа Фийон (François Fillon) - 19.9%, а крайне левый бунтарь Жан-Люк Меланшон (Jean-Luc Mélenchon) - 19.2%.

Как и ожидалось, самое большое поражение понес политический истеблишмент и весь «политический класс», как его называют во Франции. По крайней мере, на поверхности.

Учитывая ужасные результаты пятилетнего пребывания Франсуа Олланда (François Hollande) на посту президента его социалисты практически исчезли в ходе избирательной кампании и на выборах получили лишь 6.3% голосов. Поэтому единственным представителем «политического класса» остался консервативный и скандальный бывший премьер-министр Фийон, который теперь тоже проиграл.

Насколько велика разочарованность общественности политическим классом? Ле Пен на крайне правом фланге, а Меланшон на крайне левом вместе собрали 41% голосов. Это невероятно. Они выступили за выход из Еврозоны (валютный союз из 19 государств-членов) и Европейского союза (28 государств-членов).

Французы уже давно разочарованы двузначной безработицей. Частный бизнес задыхается и не может нанимать. Огромный контролируемый правительством аппарат может расти, получая финансирования от налогоплательщиков, но из-за ограничений на дефицитные расходы он не может вырасти настолько, чтобы вытащить экономику. Государственные расходы во Франции составили 57% ВВП в 2015 году, что чуть ниже показателя, зафиксированного в 2014 году, и занимает второе место в ЕС, отставая лишь от Финляндии и опережая Данию. Что не оставляет много места для процветания частного предпринимательства.

Французы также столкнулись с европейским кризисом беженцев, террористическими актами и множеством других проблем. И общий скептицизм по отношению к Европейскому союзу нарастает.

В 2002 году отец Марин, Жан-Мари Ле Пен (Jean-Marie Le Pen), вопреки всем ожиданиям, победил кандидата от социалистов в первом туре и потерпел поражение во втором туре против эталонного кандидата в президенты Жака Ширака (Jacque Chirac). В первом раунде французские избиратели обратили свой гнев на социалистов. Во втором туре социалисты зажали нос, объединились с консерваторами, и тем самым помогли Шираку одержать решительную победу.

На этот раз во втором туре нет кандидата от истеблишмента. Так что ситуация может стать интересной. Но политический истеблишмент, несмотря на то, что результаты еще даже не объявлены окончательно, взывает к единению с Макроном.

Но у партии победителя почти не будет какого-либо влияния в парламенте. В данный момент у партии Ле Пен есть лишь два места в Национальной ассамблее, нижней палате Парламента, а у движения Макрона их вообще нет.

Выборы в Национальную ассамблею назначены на 11 и 18 июня. Но французская парламентская система целенаправленно выстроена с учетом интересов «политического класса», то есть держит аутсайдеров подальше от власти. Поэтому Национальный фронт уже много лет испытывает такие трудности с получением там значительного количества мест.

Ле Пен или Макрону будут противостоять лишь оппозиционные партии. Премьер-министр будет из одной из партий истеблишмента. Такое вот непростое «сожительство», как они называют ситуацию, когда президент и премьер-министр являются членами разных властных блоков.

Президентская власть во Франции ограничена. Что бы ни решил предпринять новый президент, как, например, обещание Ле Пен о проведении референдума о возврате к франку, на это потребуется одобрение парламента. Правительство будет оказывать некоторое влияние на иммиграцию, беженцев и другие горячие проблемы, но крупные изменения, вероятно, потребуют изменения существующих законов, а на это нужно одобрение парламента.

Похоже, что французский политический класс, написавший сегодняшние правила власти для самозащиты, предвидел такой исход выборов много десятилетий назад и сделал все возможное для удержания у власти даже в случае потери президентского кресла.

Кто бы ни выиграл во втором раунде, он врежется в эту стену. Такая ситуация может породить пять лет неопределенности и политических раздоров, можно ожидать каких-то перемен и возможно финансового и валютного хаоса, но в конце концов политический класс, представляющий истеблишмент на обеих сторонах парламентского зала, сохранит рычаги власти. И если Макрон выиграет, он сам может быстро стать новым лицом этого класса.

аватар

Рихтер, Вульф

Richter, Wolf

Предприниматель и венчурный капиталист. Автор блога Wolf Street.

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.