Глобальные банкротства резко растут, несмотря на триллионы долларов ликвидности
- дата: 1 сентября 2020 (источник от 24 августа 2020)
Автор: Дэниел Лакалль (Daniel Lacalle)
Бестолковый карантин разрушил глобальную экономику, и последствия могут продлиться годы.
Теперь очевидна ошибочность аргумента «жизни или экономика», когда мы видим, что таким странам, как Тайвань, Южная Корея, Австрия, Швеция или Нидерланды, удалось сохранить структуру бизнеса и экономику и одновременно намного лучше справиться с пандемией, чем странам со строгим карантином.
Один из самых тревожных фактов этого кризиса – это темпы роста числа банкротств. Несмотря на вливание $11 трлн ликвидности и правительственную помощь в 2020 г., исторические максимумы акций и облигаций и исторические минимумы доходности государственных и корпоративных облигаций, компании банкротятся самыми быстрыми темпами с периода Великой депрессии. Почему? Потому что кризис платежеспособности не прикрыть ликвидностью.
Триллионная ликвидность дает инвесторам и правительствам ложное чувство безопасности, потому что доходность облигаций низкая, а цены на активы высокие, но это мираж, вызванный покупками центральных банков и неспособный скрыть, насколько быстро у компаний развиваются долгосрочные проблемы с платежеспособностью. Важно, что участившиеся банкротства и массовое превращение компаний в зомби означают рост безработицы, спад инвестиций и замедление экономического роста в будущем.
Ликвидность лишь скрывает риски, но не решает проблем с платежеспособностью, вызванных падением денежных потоков, в то время как издержки остаются высокими.
Согласно FT, крупные американские корпорации сейчас рекордными темпами подают заявки о банкротстве, практически превзойдя уровни финансового кризиса 2009 г. Состоянием на 17 августа рекордных 45 компаний с активами на более чем $1 млрд каждая подали заявку в соответствии с Главой 11 Кодекса США о банкротстве. В Германии порядка 5,000 компаний считаются неплатежеспособными и превращены в зомби бессмысленным «законом о неплатежеспособности», просто продлевающим агонию фактически обанкротившихся бизнесов. Банк Испании предупредил, что 25% всех компаний в стране стоят на пороге закрытия из-за неплатежеспособности. По оценке Moody’s, больше 10% бизнесов в ведущих экономиках испытывают серьезные финансовые затруднения, и многие из них фактически банкроты.
Как такое могло случиться? Со времени кризиса 2008 г. все политические действия были нацелены на то, чтобы сохранить низкую доходность облигаций, дотации раздули правительственные расходы и дефицит, а от огромных вливаний ликвидности выиграли крупные компании, использовавшие эти деньги, чтобы защитить цены своих акций благодаря их выкупу и дешевым кредитам. Однако дешевые деньги также вели к неэффективным инвестициям, плохому распределению капитала и уровням долга выше нормы. Малые бизнесы не увидели преимуществ огромной ликвидности и бюджетных программ, тогда как крупные компании стали слишком комфортно себя чувствовать с завышенными уровнями долга, низкой доходностью задействованного капитала и слишком низкими как для растущей экономики коэффициентами платежеспособности.
Дешевые деньги и огромные дотации посеяли семена кризиса платежеспособности, ускоренного безответственными решениями некоторых правительств полностью остановить экономику. Когда экономика перегружена долгом и имеет слабые показатели продуктивности и платежеспособности, остановить ее на два месяца – это последний гвоздь в крышку ее гроба. И последствия придется расхлебывать не один год.
Помощь фирмам-зомби только всё усугубляет, а новый карантин может оказаться
летальным. Решением может быть то, на что правительства не пойдут,
так как это не ведет к громким заголовкам и не создает впечатление, будто
политики спасают мир: меры на стороне предложения, активирующие механизмы
рефинансирования, реструктурирования и повышения эффективности.
Дальнейшие меры на стороне спроса, бессмысленные планы стимулирования с целью строить что угодно любой ценой и новые вливания ликвидности лишь всё усугубят и приведут экономику к стагнации с последующим финансовым кризисом, когда число банкротств будет резко расти, а стоимость банковских активов – падать, так как проблемных кредитов будет становиться всё больше и больше, несмотря на активные действия центральных банков.
Правительства пойдут по пути Японии: больше долга, больше дотаций и огромных бюджетных расходов. Но когда Еврозона, Китай и США повторят ошибки Японии, это лишь приведет к стагнации и вечным дисбалансам, которые невозможно скрыть. Большие расходы и вливания ликвидности не могут привести ни к чему другому, кроме как к еще большему долгу, слабому экономическому росту и снижению реальных зарплат.
Чтобы положить конец проблеме фирм-зомби и риску еще больших дотаций, нужен более открытый рынок, меньше бюрократии и более гибкие механизмы реструктуризации. Что-либо другое окончится стагнацией.
Комментарии 1
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.