Гордыня Джорджа Сороса

Автор: д-р Тибор Макан (Dr. Tibor Machan)

Немало известных и богатых людей не готовы просто наслаждаться своими деньгами и делать все то, что, по их мнению, важно. Они хотят это беспрерывно рекламировать и пытаться учить всех остальных. Миллиардер венгерского происхождения, финансист Джордж Сорос (George Soros) не является исключением.

В откровенно нарциссическом эссе, опубликованном в The New York Review of Books от 23.06.2011 под названием «Моя благотворительность», Сорос обращается к аудитории этого чванливого, элитарного издания, чтобы каждый прочитавший эту статью знал какой он «добродетельный». То есть добродетельный по меркам морали требующей от нас всех, что надо, во-первых служить человечеству, а лишь потом заботиться о себе. Сорос пишет:

«Я сделал своим принципом достижение личного интереса в моем бизнесе, с учетом правовых и этических ограничений, но я руководствуюсь общественными интересами в качестве публичного интеллектуала и филантропа. Если оба этих интереса находятся в конфликте, то общественный интерес должен преобладать. Я без колебаний защищаю политические меры, находящиеся в противоречии с моими деловыми интересами. Я твердо верю, что наша демократия будет функционировать лучше, если больше людей примут этот принцип. И если их волнует хорошо функционирующая демократия, они должны следовать этому принципу, даже если другие этого не делают. Даже небольшое число людей, исполненных  гражданской сознательности, может изменить ситуацию».

Звучит благородно, если вы видите во всем этом хоть какой-то смысл. Но «благородство» это вопрос, того какие ценности люди должны защищать и пропагандировать. Вот почему заявление Сороса звучит сомнительно. Это, в первую очередь, позволяет ему выглядеть хорошо в целом без необходимости делать много хорошего в частности. Видите ли, служение интересам общества - это одна из тех целей, с которыми всем нравится себя связывать, но не многие имеют представление, что это на самом деле означает. Инженер, обеспечивающий бесперебойную работу железной дороги, служит интересам общества? Художник, рисующий потрясающий пейзаж, композитор, создающий прекрасные симфонии, врач, излечивающий от болезней, сапожник, ремонтирующий обувь, поэт, чьи стихи заставляют нас плакать, - служат ли все эти люди интересам общества? Нет сомнений, что все те, кто ценит плоды их труда, являются членами общества, так что представители профессий перечисленных выше на самом деле служат общественным интересам.


Или таковыми можно назвать лишь тех, кто принес огромные жертвы, отказался от всех преимуществ, которые они получили от своей работы? Почему? Почему только другие люди являются общественностью? Если я служу моим собственным интересам, я также служу и интересам представителя общественности. Так что же на этой земле служит общественным интересам? Кто изучает этот вопрос и отвечает на него надежно, объективно и компетентно?

Как давно было установлено классическими либеральными экономистами, служение интересам общества на самом деле лучше всего осуществляется с помощью служения своим собственным интересам. Не существует единого общественного интереса, помимо следования некоторым абстрактным принципам, не содержащим какой-либо специфики.

Американские отцы-основатели задали нам верное направление, сказав, что целью правительства является обеспечение и защита прав всех граждан страны. Это право на жизнь, свободу и стремление к счастью. Как обеспечение этих прав служит интересам общества? Очень просто, так как безопасное пользование этими правами находится в интересах всех и каждого. Вы, я, наши соседи, сапожник, врач, художник, ученый - все они и миллионы других людей служат своим собственным интересам, за исключением тех случаев, когда кто-то имеет право наложить на них бремя, не взятое ими на себя добровольно.

В случае с Джорджем Соросом это означало бы, что он служит общественным интересам делая именно то, что действительно и несомненно служит его собственным интересам без насилия над другими. Как указал Адам Смит (Adam Smith), он может даже не осознавать, что он служит общественным интересам, - на самом деле все, что требуется – это преследовать свой собственный интерес и убедится, что такая свобода обеспечена для всех. Это означает, что следование своим ​​личным интересам, при условии, что это действительно наш собственный интерес, в конечном счете, также служит интересам общества. Там вообще нет конфликта, в отличие от ситуации воображаемой Джорджем Соросом, в которой эти интересы конфликтуют. Конфликта быть не может, если эти интересы правильно поняты.

Естественно, что конфликт может возникнуть между желаниями и реальными интересами лицами, в том числе и общественными. Когда я упорно тружусь на ниве просвещения своих студентов или объясняю принципы человеческой свободы читателям моих книг и статей, я служу как моим собственным, так и общественным интересам. И когда я не служу своим истинным интересам, я также наношу вред общественному интересу, то есть интересу  общественности, к которой я принадлежу.

Так что г-н Соросу следует смирить свою гордыню и прекратить разговоры о служении какому-то смутному общественному интересу, прежде своего собственного. Ему следует выяснить, что действительно в его интересах и следовать этим путем. Тогда общественный интерес сам о себе позаботиться.

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.