Грядущий дефицит серебра
- дата: 28 сентября 2015 (источник от 14 сентября 2015)
С момента моего озарения 30 лет назад по поводу манипуляций ценой серебра на бирже COMEX я понимал, что неизбежным следствием искусственного подавления цен будет возникновение дефицита серебра в какой-то момент времени. Если цены на какой-либо товар в течение длительного времени удерживались на слишком низком уровне, то в силу закона спроса и предложения предложение должно снизиться, а спрос возрасти до такой степени, при которой возникнет дефицит физического металла, что положит конец манипуляциям.
Я никогда особенно не увлекался геополитическим или монетарным анализом или даже теориями заговора, моим основным занятием всегда был анализ спроса и предложения сырьевых товаров. Поэтому я знал, что основной силой, движущей цены вверх, был фактический товарный дефицит. Если нет достаточного количества товаров для удовлетворения спроса, то цена может подниматься до уровня, достаточного для удовлетворения спроса. Это основной фактор рынка, и мало кто станет это оспаривать.
В 1985 году моё внимание к серебру привлекло то, что цена казалась слишком низкой и не соответствовавшей достоверным свидетельствам того, что потребление серебра превышало объём добычи. Это было причиной неуклонного уменьшения мировых запасов серебра. В попытке согласовать эти два конфликтующих обстоятельства - низкая цена вопреки превышению спроса над предложением - я обнаружил факты концентрированных коротких продаж на COMEX и (намного позже) лизинг металла. Это открытие ещё больше убедило меня в том, что это должно закончиться сильно выраженным дефицитом физического серебра; поскольку чрезмерные короткие продажи бумажного серебра на COMEX и неоправданный сброс реального металла (лизинг) не могли продолжаться бесконечно, или это должно было раз и навсегда опровергнуть закон спроса и предложения.
Долгосрочный дефицит потребления серебра закончился. Он имел место каждый год после Второй мировой войны, но закончился только в 2006-м, более чем через 20 лет после моего раскрытия манипуляций. Но мировые запасы серебра уже понесли урон, и на сегодняшний день они снизились более чем на 90% по сравнению с годом начала Второй мировой войны. В 2006 году серебро наконец убедительно преодолело барьер $10 и направилось к $20 в 2008-м и к $50 в 2011-м. Это был намного более длительный период, чем я предполагал, и последующее подавление цены после её пика также было сильнее, чем я предполагал. Но по крайней мере моё непоколебимое убеждение в том, что физическая нехватка является самым мощным повышающим фактором было верным, потому что пик цены в 2011 году был результатом образования дефицита физического серебра. Правда, резкий целенаправленный слом цены приглушил этот появляющийся дефицит в самом начале, снизив растущий инвестиционный спрос, но нет оснований полагать, что это можно организовать на постоянной основе.
Когда я говорю о появлении нехватки серебра в 2011-м, или близкой к этому ситуации, я имею в виду основную оптовую форму серебра - стандартные слитки весом в 1000 унций. Сейчас имеет место явно выраженный дефицит розничной формы серебра, как это бывало в последние несколько лет. Но такой розничный дефицит по определению влияет только на наценку на отдельные виды розничного серебра, а не на цену слитков весом 1000 унций (на которой основана наценка).
Это не значит, что нехватка серебра для розничной продажи никак не связана с нехваткой серебра для оптовой продажи. Хотя бы потому, что речь идёт о разных формах одного и того же материала. Но более важен уникальный характер инвестиционного спроса на этот товар. И розничный, и оптовый спрос на серебро основан на инвестиционном спросе. В случае розничной формы серебра спрос на 100% инвестиционный, а в случае оптового спроса - лишь отчасти (хотя инвестиционный спрос является «универсальным заменителем» в оптовом спросе).
И тут мы подходим к главному в отношении предстоящего дефицита оптового серебра. Из всех основных потребляемых товаров, будь то нефть, медь, кукуруза или любой другой товар, только серебро является стимулятором инвестиционного спроса, сверх утилитарного потребительского спроса, как для других товаров. Это не относится к золоту, просто потому, что промышленность потребляет столь небольшое количество золота, что практически весь спрос относится к инвестициям и ювелирной отрасли. Поэтому, так как цена золота определяется согласием между продавцом и покупателем, и поскольку у него нет промышленного потребления, мне трудно понять, как может образоваться его настоящий товарный дефицит.
При возникновении дефицита любых потребительских товаров этот дефицит всегда обусловлен нарушением на стороне поставок. В качестве примеров можно назвать дефицит сырой нефти в результате одностороннего сокращения добычи странами ОПЕК, или вызванный погодными условиями неурожай, или какие-либо непредвиденные ограничения объёма производства. Много лет назад я был участником истории с апельсиновым соком, связанной с неожиданными заморозками. Также я читал в Уолл-стрит джорнал о дефиците стекла для новых небоскрёбов из-за того, что многие производители стекла разорились при обвале рынка недвижимости.
Одна из причин возникновения товарного дефицита в основном со стороны спроса, а не предложения, в том, что резкий роста спроса обычно не возникает неожиданно. Например, потребление кофе на душу населения в Бразилии едва ли изменится так же резко, как может измениться предложение в случае сильных заморозков в Бразилии или Колумбии. Поэтому срывы в поставках любого товара более вероятны, чем изменения на потребительской стороне.
Но для серебра дело обстоит иначе, и это основная причина вероятной нехватки физического металла. Проще говоря, уникальная дойная функция спроса у серебра - важнейшего промышленного товара и универсального инвестиционного актива - обуславливает свойство, отсутствующее у других товаров - возможность резкого роста спроса, способного создать дефицит. Я допускаю также нарушения поставок серебра, как и для любого другого товара; но только серебро имеет также потенциал срыва на стороне спроса.
Это видно по сегодняшней нехватке многих розничных форм серебра. Это не потому, что монетный двор США внезапно сократил выпуск своих Серебряных орлов. За последние пять лет он произвёл их больше (200 млн), чем за первые 24 года программы выпуска монет (150 млн). Монетный двор в этом году уже выпустил больше Серебряных орлов, чем в любом предыдущем году; но тем не менее, Серебряных орлов не хватает. Понятно, что дефицит Серебряных орлов возникает в результате роста инвестиционного спроса, а не из-за сбоев на стороне предложения.
Но погодите - нам говорят, что растущий инвестиционный спрос на розничные формы серебра - совсем не то, что растущий инвестиционный спрос на слитки весом 1000 унций. Так ли это? Не думаю. Хотя я могу согласиться, что внезапное повышение инвестиционного спроса на физическое владение соевыми бобами, сырой нефтью, медью или живым скотом маловероятно, мне кажется, что такой скачок инвестиционных покупок в серебряных слитках по 1000 унций не просто неизбежен, это уже случалось и раньше. Конечно же, то, что случалось раньше, может произойти вновь, и особенно в отношении серебра. Все обстоятельства, которые я отслеживаю, свидетельствуют о том, что скачок инвестиций более вероятен, чем когда-либо раньше.
Важно дать определение понятию «дефицита». Первое определение берётся из Гугла: ситуация, когда что-либо необходимое не может быть получено в достаточном количестве. На свободном рынке, когда возникает дефицит товара, предлагаемая цена повышается до тех пор, пока товар не становится доступным для тех, кто готов заплатить больше. Это особенно верно для инвестиционных активов, потому что потенциальные покупки не ограничиваются теми, кто использует этот товар в повседневной жизни.
Двойной спрос на серебро означает только одно - оно нужно тем, кто использует его для промышленных и других целей, и тем, кто хочет сохранить его как инвестиционный актив. Двойной характер спроса на серебро оказывает умножающее действие на спрос, и это свойство отсутствует у любого другого товара. Когда инвестиционный спрос на серебряные слитки весом 1000 унций возрастёт, что я считаю неизбежным, спрос на серебро для промышленности и ювелирной отрасли не будет ждать, пока спадёт инвестиционный спрос. Двойной спрос означает, что оба вида спроса будут оставаться в силе одновременно.
Двойному спросу на серебро соответствует двойной источник предложения - нетто-новые поставки добытого и переработанного металла и предложение из существующих запасов. Истинное количество «нового» серебра - это то, что доступно инвесторам после удовлетворения спроса промышленности и ювелирной отрасли. Это «остаточное» количество, по моим расчётам, не превышает 100 млн унций ежегодно, или в долларах и при текущих ценах, не более $1.5 млрд ежегодно. Важно отметить, что новые поставки серебра появляются ежедневно, так как серебро извлекают из недр и очищают; тогда как спрос не имеет дневного ограничения. Что касается «старого» серебра, 1.3 млрд унций в форме слитков по 1000 унций, доля, доступная для продажи при текущих ценах очень мала (как и для чего-либо другого).
Важно то, что инвестиционная часть двойного спроса на серебро может резко возрасти в любой момент (как это недавно было с розничным серебром), в то время как сторона предложения намного более ограничена и будет расти со временем при куда более высоких ценах серебра. И извечная человеческая склонность начинать инвестиции только при растущей цене актива может служить гарантией того, что инвестиционный спрос на серебро будет расти при повышении цен.
Итак, с одной стороны, мы имеем потенциальный резкий рост инвестиционного спроса на слитки весом 1000 унций, учитывая то, что это форма с максимальной относительной стоимостью на данный момент, и в них деноминированы индексные фонды биржи COMEX и всего мира. К ним устремятся те, кто использует серебро для промышленных целей при появлении дефицита и отсрочек поставки; и с другой стороны, имеется очень ограниченное потенциальное предложение. Это материал может стать беспрецедентно дефицитным.
Если предстоящий дефицит серебра является, как я полагаю, неизбежным, почему этого ещё не произошло? Короткий ответ в том, что торговля фьючерсами на COMEX настолько довлеет над ценой серебра (а теперь и других товаров), что подавлен самый верный признак физической нехватки товара, рост цены. Цена серебра подавлена не избытком реального металла, розничного или оптового, или недостатком физического спроса, она подавлена избытком деривативных контрактов. По сути, искусственная цена, исходящая от COMEX, шунтирует истинное функционирование закона спроса и предложения.
Поэтому вопрос в том, насколько ещё манипуляции ценой с помощью COMEX будет позволять оттягивать и возникновение дефицита серебра? Ответа у меня нет, но я уверен, что это закономерный вопрос. Я также уверен в том, что когда появится дефицит оптового серебра, его уже невозможно будет сдерживать торговлей деривативами, и останется старый добрый способ - позволить рынку установить истинную конечную цену. Конечно, надо быть готовым к инвестициям раньше, чем нехватка металла отразится на цене.
Комментарии 5
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.