Инфляция растекается в экономику США. Компании повышают цены, и клиенты готовы их платить

Признаки нарастающей в экономике инфляции теперь видны повсеместно. Еще одно свидетельство тому – публикация индекса деловой активности Flash PMI от IHS Markit с данными от компаний из обслуживающего и производственного секторов.

Для компаний инфляция имеет место с двух сторон: то, что они должны платить своим поставщикам, и то, сколько они могут позволить себе брать со своих клиентов – потребителей, правительств или других компаний.

И компаниям всё больше удается перенести повышение цен производственных факторов на клиентов – то есть клиенты не совсем противятся повышению цен и не переходят на другие источники, чтобы обойти это повышение. А такой настрой способствует инфляции.

Данные индекса деловой активности основаны на том, что сообщили руководители о своих компаниях (названия не раскрываются) и об условиях, с которыми они встретились в текущем месяце. Никакие количественные показатели или долларовые суммы не используются.

И вот что они сказали о двух аспектах инфляции, согласно Markit:

О растущих ценах на факторы производства:

  • «Инфляционное давление усилилось, так как задержки поставок и дефицит подняли цены на факторы производства».
  • «Темп инфляции стоимости факторов производства [в январе] был самым высоким за всё время (с начала сбора данных в октябре 2009 г.), поскольку также отмечен рост издержек на транспорт и средства индивидуальной защиты».
  • На фоне усиленного роста производительности и новых заказов производители столкнулись с «существенными задержками в цепочках поставок, дефицитом сырья и созданием запасов», что «поднимает цены на факторы производства».

Перенос повышенных цен на факторы производства на цены продаж:

  • Производители поднимали цены продаж «самыми резкими темпами с июля 2008 г. в попытке частично перенести повышенное бремя издержек на клиентов».
  • «Ряду фирм удалось частично перенести повышенное бремя издержек… тогда как инфляция конечных цен резко ускорилась».
  • «В обслуживающем секторе эффект был менее заметен, так как фирмы стремились увеличить продажи».

«На фоне скачка роста ощущаются ограничения производственных мощностей, – резюмируется в отчете. – В последние два месяца не только дефицит поставок развивался невиданными за всю историю исследования темпами, но цены также росли из-за дисбаланса спроса и предложения».

«Инфляция стоимости факторов производства, следовательно, также достигла максимума за всю историю исследования и оказала дополнительное повышающее давление на средние цены продаж товаров и услуг», – говорится в отчете.

Ценовое давление повысилось в июне после обвала спроса в предыдущие месяцы. Тогда Markit сообщала, что «инфляционное давление вернулось, так как цены на факторы производства и цены продаж поднялись впервые с февраля, причем и те, и другие – на значимую величину». И «фирмы частично перенесли повышенные цены поставщиков на клиентов через повышение цен продаж. Рост в целом был существенным и самым резким за 16 месяцев».

С тех пор ценовое давление возросло в большей части экономики, причем огромный рост наблюдался в продовольственном сырье, стали и строительных материалах.

Продовольственная инфляция – игнорируемая Федеральной резервной системой в ее индексе затрат на личное потребление – стартовала особенно оживленно. Цены на пшеницу, кукурузу и сою подскочили до уровней, не наблюдавшихся более шести лет, на фоне сильного экспортного спроса со стороны США и низких американских запасов. Рост цен на сельскохозяйственное сырье поднимает издержки для производителей продовольствия, которые уже переносят эти издержки, повышая розничные цены для потребителей.

Строительные материалы также дорожают на фоне дефицита из-за текущего переселения, когда жители многоэтажек в некоторых дорогих городах неожиданно пытаются купить или снять дом в пригороде или деревне, а застройщики не дремлют.

Цены на древесину начали расти в июне и побили исторические рекорды в августе-сентябре на фоне огромной волатильности, а затем почти снова достигли этих рекордов в конце декабря. Хотя в январе цены немного откатились, они все еще выше, чем до августа.

«Начинает ощущаться дефицит древесины: о нем сообщают 31% подрядчиков, тогда как в прошлом квартале было 11%», – согласно индексу коммерческого строительства Торговой палаты США за 4-й кв. 2020 г. А в целом 71% подрядчиков – в сравнении с 54% в 3-м квартале – сообщили о дефиците тех или иных строительных товаров и материалов, особенно стали, электротоваров, кроме медной проволоки, и светотехнической продукции. Подрядчики также сообщили о дефиците квалифицированных кадров: 81% говорит об «умеренном или высоком уровне сложности в поиске квалифицированных работников».

Инфляционное давление несмотря на слабую экономику и 10 млн недостающих рабочих мест

Интересно, что это ценовое давление наблюдается несмотря на то, что экономика в целом далеко не переживает бум: годовой рост ВВП в 3-м квартале составил 2.8%, в то время как исчезло 10 млн рабочих мест, согласно отчету Бюро статистики труда за декабрь, на фоне внезапного ослабления сценария занятости с прошлого года:

безработица в сша

Работники: опрос домохозяйств (красным) и организаций (зеленым)

Опрос домохозяйств включает фрилансеров

Млн чел.

На основе роста населения

Источники: Бюро статистики труда, Федеральный резервный банк Сент-Луиса

О ценовом давлении сейчас сообщается во всей экономике. Несмотря на жалобы на ухудшение бизнеса, компании в обслуживающем секторе – самые большие относятся к финансам, страхованию, здравоохранению, информационным и профессиональным услугам – в регионе Федерального резервного банка Нью-Йорка также сообщили о росте цен и зарплат, внеся свой вклад в самую странную экономику за всю историю.

аватар

Рихтер, Вульф

Richter, Wolf

Предприниматель и венчурный капиталист. Автор блога Wolf Street.

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 1

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

OZK 28.01.2021 в 07:28
Похоже амеры впервые столкнулись со столь очевидным инфляционным эффектом домино. И ох.ели. Мы так уже тридцать лет живём...