Иранская нефть и армянское золото, или Как свергали правительство Моссадыка

Автор: Сергей Баблумян

Ресурсы той или иной страны всегда находятся в поле зрения крупных держав, которые нередко прибегают к смене политических режимов, чтобы завладеть богатствами. В этом контексте колумнист Sputnik Армения проводит параллели между Ираном и Арменией.

В туристическом путеводителе говорится: "Почти все иранские армяне (до 300 тысяч человек – С.Б.) бывали в Ереване". Не меньше армян ежегодно посещают Иран, отношения с которым не просто соседские, а добрососедские.

"Иран – безопасная для армян страна, в которой у представителей этого древнего народа никогда не возникает проблем", – можно прочесть в политическом словаре об Иране, и это действительно так.

Между тем, проблемы с безопасностью не раз возникали у самого Ирана, и если посмотреть внимательнее, то исторические аналогии с Арменией напрашиваются сами собой.

Иран богат нефтью, которая была и остается одним из основных источников дохода страны. В Армении много золота, молибдена и других цветных металлов. Мы тоже продаем их другим странам и получаем за это большие деньги. И там – в Иране, и здесь – в Армении, понимают, что такие месторождения – лакомый кусок, от которого мощные державы хотели бы не просто отщипывать, а иметь в своем кармане целиком, но согласиться на это готовы не все правительства. И тогда их свергают.

Отсюда к истории о том, как и почему в далеком 1953 году убрали главу иранского правительства Мохаммеда Мосаддыка.

мохамед моссадык

Мохаммед Мосаддык

Два слова о нем. "Мосаддык достиг совершеннолетия в эпоху, когда было обнаружено, что Иран обладает невероятно богатым ресурсом, но прежде чем иранцы смогли им воспользоваться, иностранцы отобрали его у них", – замечает Стивен Кинзер в своей книге "Братья: Джон Фостер Даллес, Аллен Даллес, и их тайная мировая война".

Один из братьев – госсекретарь США, другой – директор ЦРУ той же Америки, оба были активными участниками нефтяной сделки.

Даллесы верили, что американское будущее будет всегда лучше, чем прошлое. Иранская история научила Мосаддыка, что все это – чепуха.

Даллесы верили, что бедные страны могут прогрессировать только с посторонней помощью. Мосаддык мучился из-за подчинения своей страны иностранной власти и ненавидел то, что она сделала с Ираном.

Когда весной 1951 года он стал премьер-министром, Меджлис единогласно проголосовал за национализацию нефтяной промышленности. Это сделало премьер-министра героем в глазах миллионов иранцев, почувствовавших, что теперь они могут сами распоряжаться национальным богатством.

Осенью 1952 года Иран разорвал дипломатические отношения с Великобританией. Американцы попытались сгладить отношения, но ничего из этого не вышло.

Западу стало ясно – Мосаддыка надо свергать. Свергали, как повелось, спецслужбы США и Великобритании. К весне 1953 года план свержения был готов, ЦРУ обозначило операцию в греко-романтическом стиле "Аякс" (навевает ассоциации с армянским женским батальоном "Эрато"), английская разведка SIS закодировала ее более прозаически "Boot", в смысле – "дать пинка", на подкуп иранских офицеров и госслужащих выделили 19 миллионов долларов, и дело пошло.

Понятно, был отобран и кандидат на место смещенного Мосаддыка – им стал уволенный им в 1951 году бывший министр внутренних дел Ирана генерал Фазлолла Захеди.


Однако первый блин вышел комом. Полковника, вручившего Мосаддыку шахский указ о его отстранении от должности, охрана премьера сразу же арестовала. А Мосаддык запустил механизм по низложению самого шаха. Но Мохаммед Реза Пехлеви со своей красавицей уже был в Риме, Захеди бежал, на улицы повалил поддерживающий премьера и соответственно настроенный против шаха народ. Взяли под стражу главу шахской гвардии и еще много тех, кого надо. Короче говоря, свержение Мосаддыка провалилось.

А дальше произошло то, что часто бывает с теми, кому кажется, будто он держит ситуацию под контролем. Мосаддыку казалось. Он расслабился, братья Даллесы с английскими коллегами, напротив, напряглись, проплатили (о 19 миллионах долларов, надеюсь, помните) столкновения защитников премьер-министра со сторонниками шаха, начались стычки, и все стали оглядываться на армию.

Не пожелав втягивать страну в гражданскую войну, Мосаддык отказался использовать войска. Тем временем в Тегеран вошли отряды премьера, после коротких боев правительство Мосаддыка пало.

Мигом восстановили дипломатические отношения с Лондоном, создали англо-иранскую нефтяную компанию British Petroleum Company, черное золото потекло куда надо, и в каких угодно баррелях (не осталась в накладе и Америка), а Мосаддыка арестовали, посадили на три года в тюрьму, и на всю оставшуюся жизнь – под домашний арест в своем поместье.

…Жизнь продолжается. Иран сегодня держит свою нефть при себе, продает, кому хочет, сколько хочет и за сколько хочет.

Армения уже который год не может разобраться со своим золотым Амулсаром, который, оказывается, не такой уж и свой. А пока то да се, объявились новые хозяева и на Сотском месторождении – самом крупном в Армении.

Борьба продолжается…

СПУТНИК

Международная новостная служба.

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.