Как фантазийное мышление привело Америку к $30 трлн долгов

Автор: Эндрю Тич (Andrew Tisch)

Вашингтон, должно быть, сказочное место.

Ведь люди, находящиеся там, поражают самыми невероятными фантазиями.

В волшебном мире Вашингтона теперь можно сказать, что законопроект о федеральных расходах на триллионы долларов «ни во что не обойдется». Можно сказать, что налоговые льготы «окупаются». Можно даже сказать, что правительству не нужны налоговые доллары, чтобы что-либо финансировать, потому что оно может просто «создавать деньги».

К сожалению, американцы сейчас платят большую цену за такое волшебное мышление. Инфляция – как минимум отчасти подстегиваемая рекордными правительственными расходами и бездействием по другим вопросам – достигла самого высокого уровня с 1982 г. Цены на мясо и яйца с прошлого года выросли на 12.2%. Мебель и постельное белье подорожали на 17%, а подержанные легковушки и грузовики – на 40.5%.

волшебник мерлин

Волшебник Мерлин из легенд о короле Артуре и его рыцарях в исполнении Говарда Пайла (Howard Pyle). Источник: Архив Беттмана (Bettmann)

Между тем Казначейство США недавно сообщило, что общий госдолг США сейчас на историческом максимуме – больше $30 трлн. Для наглядности: если сложить стодолларовые банкноты на $30 трлн в стопку, то она почти достигнет метеорологических спутников, вращающихся вокруг Земли на высоте больше 32 000 км.

Конечно, не секрет, что Вашингтон безрассудно тратит деньги. Но не так очевидно, что такому поведению способствует малоизвестный пятидесятилетний закон. Если исправить этот закон, возможно, Америка наконец начнет выбираться из фискального хаоса.

Когда президент Никсон (Nixon) и Конгресс в 1974 г. приняли Закон о государственном бюджете и контроле над расходованием бюджетных средств, они установили ряд новых процедур и процессов для большей прозрачности и дисциплины в федеральном бюджетном процессе. В их числе было создание Управления конгресса по бюджету (Congressional Budget Office (CBO)), получившего задачу анализа бюджетных и экономических последствий законопроектов и предоставления консенсусной оценки издержек, которой могут доверять обе партии.

С тех пор, когда в Конгрессе представляют важные законопроекты, CBO должно их оценить, прежде чем их поставят на голосование. Ставки высоки. Если оценка CBO показывает, что законопроект существенно увеличивает федеральный дефицит, это часто убивает такой законопроект, потому что: 1) его сложнее продать общественности; или 2) его принятие автоматически урезает какие-то другие расходы правительства, чтобы вписаться в другие существующие бюджетные правила.

Короче говоря, CBO должно способствовать фискальной дисциплине, но совокупный госдолг, составлявший в первый год работы CBO $533 млрд, за пять десятилетий умножился в 60 раз. Как такое возможно?

Можно поблагодарить за это волшебников из Вашингтона, чье волшебное мышление уступает разве что их волшебному учету.

По закону, CBO оценивает законопроект согласно тому, как он повлияет на федеральный бюджет в течение 10 лет. Для такого долговечного субъекта, как американское правительство, это очень малое окно, и вы не поверите, какие уловки придумали лоббисты и чиновники, чтобы вписать в это окно или исключить из него то, что им нужно.


Согласно Комитету за ответственный федеральный бюджет, в числе самых излюбленных методов постепенное внедрение одних программ или налоговых правил и отмена других. Или же авторы законопроекта отодвигают издержки за пределы 10-летнего окна, а в его пределы помещают экономию, либо используют временную экономию, чтобы компенсировать постоянные издержки. Уловок множество, но профессор Университета Монтаны Роберт Салдин (Robert Saldin) написал, что все они заставляют CBO «воспринимать всерьез фантазию, будто популярные налоговые льготы или программы расходования действительно будут прекращены, как планировалось, тогда как их почти наверняка продлят».

Именно благодаря таким бюджетным уловкам президентам и Конгрессу неоднократно удавалось принимать законы, оказывавшиеся намного более дорогими, чем заявлялось. Президент Джордж Буш-младший (George W. Bush) перехитрил CBO, чтобы протолкнуть свой налоговый законопроект в 2001 г. и создать программу Medicare Advantage в 2003 г. Президент Обама (Obama) сделал это, чтобы протолкнуть Закон о доступном медицинском обслуживании в 2010 г. Президент Трамп (Trump) провернул это, чтобы протолкнуть свой налоговый законопроект в 2017 г.

Но в мире бюджетного дефицита на $30 трлн некоторые лидеры наконец говорят «хватит». Одна из главных причин для отклонения законопроекта президента Байдена (Biden) о Build Back Better (BBB) («восстановим лучше, чем было»), приведенная сенатором Джо Мэнчином (Joe Manchin), заключается в том, что он полагается на «жульничество и бюджетные уловки», из-за которых, по его словам, законопроект кажется наполовину менее дорогим, чем на самом деле. Американская общественность также почувствовала, что с этим законопроектом что-то не так: в опросе, проведенном CBS в конце прошлого года, большинство ответило, что либо вообще ничего не знает о BBB, либо не знает подробностей. Лидеры Конгресса, похоже, ожидают, что мы будем слепо верить, что они знают, что включает законопроект и что для нас хорошо, подобно азартному игроку Большому Джулу из фильма «Парни и куколки» (Guys and Dolls), бросавшему пустую игральную кость и требовавшему, чтобы другие доверяли, что он знает, где сколько точек.

Первый шаг к решению Вашингтоном американской фискальной проблемы – это чтобы лидеры с обеих сторон потребовали большей честности и прозрачности в учете того, как и что Вашингтон тратит.

Майя Макгинеас (Maya MacGuineas), возглавляющая Комитет за ответственный федеральный бюджет, рассказала мне, что есть ряд разумных реформ, способных подтолкнуть Конгресс в этом направлении. В том числе CBO должно считать описанную в законопроекте политику постоянной, если явно не указано, что она временная, чтобы учесть в своей оценке влияние будущих процентных издержек и включить в свои прогнозы более долгосрочные бюджетные последствия.

Будут ли вашингтонские волшебники сопротивляться этим реформам? Возможно, потому что при честном и прозрачном учете чиновникам сложнее творить экономическую магию, которой, по-видимому, обучают в Хогвартсе.

Ничто из этого не будет просто, так что я могу понять, почему вы, наверное, думаете, что наши политики скорее достанут из шляпы синего осла или красного слона, чем наведут порядок в бюджете.

Но Вашингтону пора избавиться от иллюзий и встретиться с реальностью долговой проблемы, угрожающей безопасности и средствам существования всех американцев ближайших поколений.

Наши дети не должны наблюдать, как волшебные фантазии превращаются в кошмар.

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.