Как не подохнуть корове: неналоговые платежи в Таджикистане

Автор: Шухрат Негматулло

Начало 2019 года ознаменовалось сразу несколькими фискальными инициативами со стороны властей Таджикистана. 6 февраля парламент принял поправки в закон «Об иных обязательных платежах в бюджет», которыми введен сбор за разрешение на строительство торговой и жилой недвижимости в Душанбе. Отныне застройщики будут платить в казну государства от 165 до 220 сомони ($17,5-23,5) за каждый квадратный метр возводимого объекта. А чуть ранее Министерство транспорта республики сообщило, что все автотрассы первой категории в стране станут платными. Ведомство уже разрабатывает соответствующие предложения правительству.

Ежегодно жители Таджикистана узнают о принятии новых законов или изменениях в существующие, которые вынуждают их тратить все больше денег на всевозможные выплаты государству. Принимаются эти законодательные нормы якобы с благими намерениями – сохранение семей, воспитание детей, предотвращение радикализма, забота о благосостоянии народа и стабильности государства и так далее. Однако для населения такая забота оборачивается крупными денежными издержками, недовольством, досадой и разочарованием в справедливости власть предержащих.

Даешь план по налогам!

Каждый год госструктуры Таджикистана вступают в очередную гонку за выполнение бюджета. Многих руководителей интересует не столько создание благоприятных условий для развития вверенной им отрасли, сколько собираемость налогов и других платежей в бюджет, чтобы по итогам года не получить «по шапке».

На недавнем заседании правительства было заявлено о выполнении доходной части бюджета на 100,3%. Причем налоговые поступления в бюджет перевыполнены на 0,6%, а таможенные – на 1,2%. Однако президент Эмомали Рахмон остался недоволен собираемостью налогов на прибыль и на добавленную стоимость (НДС). Он выразил беспокойство по этому поводу и уже традиционно поручил Минфину совместно с Налоговым комитетом, Таможенной службой и властями на местах «принять меры по своевременному выполнению доходов госбюджета».

Такое поручение дается на протяжении уже двух десятков лет. В стране, где после длительной гражданской войны (1992-1997) почти полностью была разрушена промышленность и пришло в упадок сельское хозяйство, поступления в госбюджет были недостаточными. Восстановление народного хозяйства требовало огромных интеллектуальных и моральных усилий, финансовых средств и экономических реформ. Власти решили пойти другим путем. Им стала политика, направленная на ужесточение налогообложения, увеличение размеров пошлин, штрафов и других выплат. Сформировавшись 20 лет назад, такая политика продолжает укрепляться. Но «выжимать» налоги с неработающих или дышащих на ладан, убыточных экономических субъектов — дело непростое, поэтому ставка все чаще делается на неналоговые платежи в бюджет.

Нажми на кнопку — получишь результат

В начале января 2019 года Налоговый комитет (НК) потребовал от операторов интернета и мобильной связи рассчитать стоимость минут разговоров через Viber, WhatsApp и другие мессенджеры и платить с них налоги. Операторы пытаются убедить чиновников, что это сделать технически невозможно, однако опасаются, что, поняв это, налоговики заставят их попросту повысить стоимость интернета. Между тем интернет в Таджикистане и без того один из самых дорогих в мире, и это итог чрезмерного контроля властей.

Напомним, что год назад Служба связи Таджикистана приказала интернет-провайдерам отключить услугу NGN (мультисервисные телекоммуникационные сети Next Generation Network), объяснив необходимостью обеспечения безопасности страны. На самом деле чиновников обеспокоило падение спроса на стационарную международную связь, поскольку таджикистанцы массово стали использовать довольно дешевые звонки по сетям NGN, из-за чего доходы Службы связи упали, и якобы поэтому снизились ее налоговые выплаты в госбюджет. Однако население увлеклось бесплатными мессенджерами и так и не перешло на услуги «Таджиктелекома». Теперь же Налоговый комитет выступает за возобновление NGN-связи, но с более высокими тарифами и установлением платы за звонки в мессенджерах.

Это абсурдное требование вызвало бурю возмущений в соцсетях. Эксперт в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) Парвина Ибодова в своем посте в Facebook, в частности, написала:

вайбер

Viber на экране смартфона

«Очередная попытка взять штурмом остатки роскоши новых технологий в Таджикистане. Как можно губить то, что приносит прибыль? Корова ж может просто подохнуть!!! В 2010-2013 годах наша страна была одной из самых продвинутых в отношении развития ИКТ. Нам завидовали, нас копировали, у нас брали лучшие примеры. [...] А теперь? Все в тартарары. Ребята уезжают развивать IT другим странам, мигрантам ломают хребет все сильнее, мы уже на предпоследних местах во всяких рейтингах по развитию ИКТ, инвесторы обходят нас стороной. Каждые полгода регулятор или другой госорган пытается еще что-то да и повесить на операторов и провайдеров, а они, соответственно, перевешивают все на нас с вами. И все понимают, что по-любому прокатит, так как интернет и мобильная связь это уже неотъемлемая часть жизни. И мы все равно будем делать то, что "доктор" прописал... Как донести, что еще чуть-чуть, и вообще ничего не будет. С нами не хотят работать, нас не принимают всерьез. А ведь это один из немногочисленных шансов доказать, что мы не страна равшанов и джамшутов».

Антинародное законотворчество

Для того чтобы скорректировать прибыль бюджета в условиях постоянной инфляции, в 2008 году Минфин установил «показатель для расчетов» (ПДР). Все платежи, налоги, пошлины и штрафы с тех пор начисляются и рассчитываются в ПДР. Размер ПДР может меняться (читай увеличиваться) и утверждается ежегодно законом о госбюджете. Вначале он составлял 25 сомони, но уже в следующем, 2009-м, году вырос до 35 сомони (на 40%), а в 2012 году – до 40 сомони. В 2017 году ПДР достиг 50 сомони, а в нынешнем, 2019 году, был увеличен до 55 сомони ($5,8). То есть за десять лет показатель для расчетов вырос на 220%. Если учесть, что взимаемые государством выплаты составляют от нескольких ПДР до десятков и сотен, то при повышении размера показателя суммы штрафов, платежей, налогов, пошлин и сборов ощутимо возрастают, ложась бременем на плечи простых граждан.

Так, например, самый дорогой загранпаспорт на пространстве СНГ в Таджикистане. Его официальная стоимость, включающая пошлину и сбор за услугу, составляет $88. В странах, экономическое положение которых получше и доходы населения заметно выше, паспорта намного дешевле: в России $61,8, в Казахстане $59,1, Узбекистане $22, Кыргызстане $7,7. А потребность в загранпаспортах у населения Таджикистана велика, ведь каждый второй трудоспособный житель республики зарабатывает в России, и многие везут туда свои семьи. Так что МИД и МВД имеют неплохой доход на выдаче таких документов.

В Таджикистане также одни из самых высоких штрафов за нарушение правил дорожного движения (ПДД). К такому выводу пришли эксперты юридической компании «Химоя», сравнив размеры штрафных санкций за самые распространенные виды нарушений ПДД в Таджикистане, Кыргызстане и России.


Власти Таджикистана не просто регулярно повышают штрафы, сборы и пошлины, но и постоянно находятся в поисках новых источников неналоговых поступлений в бюджет. Так, в 2012 году с подачи правительства и при безропотном одобрении депутатами одним махом были изменены 14 законов республики. Суть изменений состояла в значительном снижении существовавших до этого момента страховых гарантий госслужащим и военнослужащим. По последним это ударило больнее, поскольку военные имели право на возмещение вреда, полученного в ходе опасных операций или боевых действий. Размеры выплат, получаемых членами семей военнослужащих в случаях их гибели при исполнении, были снижены в 10 раз. Почти в 7 раз уменьшены компенсации, получаемые военнослужащими при тяжелых увечьях, втрое снижены размеры пособий, выплачиваемых при увольнении по общему заболеванию, полученному в результате службы. В отличие от развитых стран, где население требует отмены законодательных нововведений, ущемляющих социальные права, в Таджикистане все прошло тихо.

В том же году парламент страны утвердил поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) РТ, в результате которых более ста видов штрафов возросли от 8 до 60 раз. В кодекс добавили новые виды штрафов, ужесточили санкции за повторно совершенное правонарушение. Так, водителям за несоблюдение ПДД, предпринимателям за нарушения в порядке производства работ, несвоевременную сдачу отчетности, невыполнение указов налоговиков и тому подобное стали грозить штрафы в размере от $240 до $2900 (отметим, что средняя зарплата в Таджикистане в то время составляла менее $100). Результатом увеличения штрафов в 2012 году стало повышение поступлений от них в казну денег на 40%.

Однако законодатели на этом не остановились. В 2015 году КоАП вновь был «поправлен». Штрафы за некоторые правонарушения, связанные с безопасностью дорожного движения и эксплуатацией автомобилей (например, за управление авто лицом, не имеющим права на него, находящимся в состоянии опьянения и другие), увеличились в два и более раза, превысив $400.

Штрафы за язык

Фискальное законотворчество продолжает бить ключом, рождая все новые и новые нормативные акты, способствующие отъему денег у населения. В 2009 году в КоАПе появились новые виды штрафов — за несоблюдение требований вновь принятого закона «О государственном языке». Штрафы установлены за незнание языка, ошибки в его использовании, вывески на магазинах, кафе и других заведениях, выполненные не на государственном (таджикском) языке, и так далее.

Эта статья активно работает: ежегодно Госкомитет по языку и терминологии рапортует об объемах штрафов, поступивших в казну. Например, в 2016 году за невыполнение норм закона о госязыке было открыто 59 дел, общая сумма полученных штрафов составила более $6 тысяч. В 2017 году по тому же поводу суды рассмотрели уже 319 административных дел, наложив штрафы на общую сумму около $7,2 тысячи. Видимо, активность комитета по языку была признана недостаточной в фискальном плане, и в прошлом году мэрия столицы оповестила о создании комиссии по контролю за реализацией указанного закона.

Штрафы за веру

Поводом для введения очередных административных наказаний стал новый закон «О свободе совести и религиозных объединениях», принятый в 2009 году. Спектр штрафных санкций за его нарушения здесь чрезвычайно широк их насчитывается не менее дюжины: от проведения религиозных мероприятий и обучения религии до установления религиозными организациями международных связей и получения религиозного образования за рубежом без согласования с Комитетом религии и регулирования традиций и обрядов.

Все вышеперечисленные статьи предусматривают наложение штрафов в размере 7-50 ПДР для граждан, от 20 до 100 ПДР для руководителей религиозных организаций и от 100 до 200 ПДР для юридических лиц. То есть размеры штрафов могут составить от нескольких десятков до сотен тысяч долларов. При повторном совершении обнаруженных правонарушений размер штрафа возрастает в три-четыре раза.

Штрафы за детей

В 2011 году появился закон «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей», содержащий массу запретов. Например, несовершеннолетним строго запретили посещать мечети, с 20 до 6 часов (позже нижнюю границу снизили до 18 часов) им нельзя находиться в ночных клубах, интернет-кафе, компьютерных центрах, ресторанах и других заведениях. В 2012 году штрафы за неисполнение родителями обязанностей по воспитанию и обучению детей были значительно повышены.

По данным МВД Таджикистана, только за последние пять лет свыше 60 тысяч родителей были привлечены к административной ответственности за совершенные их детьми противоправные действия. О полученных бюджетом суммах МВД скромно умолчало. Но, исходя из того, что штрафы по этой статье составляют $6-18, благодаря им казна пополнилась на полмиллиона долларов.

Людей штрафуют, невзирая на их материальное положение. Так, несколько лет назад «Азия-Плюс» рассказывала, что вдова, многодетная мать и единственная кормилица малоимущей семьи Татьяна Олейникова была привлечена к уголовной ответственности и оштрафована на 4 тысячи сомони (около $540) за то, что не смогла отправить детей в школу. А у нее просто не было на это денег.

В 2015 году в исполнительном аппарате президента было создано новое структурное подразделение. Вместе с министерствами юстиции, образования и науки, внутренних дел, Генпрокуратурой, Госкомитетом по делам женщин и другими ведомствами оно должно «полностью и всесторонне обеспечить реализацию этого закона», указанного выше.

Штрафы за свадьбы и поминки

Беспрецедентной новеллой стал закон «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан», принятый в 2007 году и ужесточенный через 10 лет. Соответственно, появились штрафные санкции за его несоблюдение. Закон был призван ограничить расходы на проведение свадеб, народных и семейных праздников, поминок и других традиций. В частности, он регламентирует время, число гостей и даже количество блюд на мероприятиях. Ответственными за исполнение закона являются Комитет религии, регулирования традиций и обрядов и Агентство по госфинконтролю и борьбе с коррупцией.

свадьба в Таджикистане

Свадьба в Таджикистане

Очень эффективным оказался этот закон в деле опустошения карманов жителей. Например, буквально на днях популярную певицу Фирузу Хафизову решением суда оштрафовали  на 5 тысяч сомони (около $530) из-за того, что она пригласила на празднование своего дня рождения нескольких коллег по сцене, в то время как законом предписано отмечать такой праздник дома в кругу семьи.

Такие случаи происходят довольно часто, и под карательный меч закона попадают как богатые и знаменитые, так и рядовые таджикистанцы. Ранее СМИ сообщали о студентке медколледжа из Худжанда и молодом душанбинце, оштрафованных за проведение дня рождения в ресторане. Причем во всех случаях доказательством вины послужили видеозаписи празднований, выложенные в интернете участниками мероприятий. Еще большее число граждан было уличено в незаконном проведении свадеб то количество гостей превысило разрешенные 150 человек, то гуляли больше положенных трех часов.

Закон об упорядочении традиций ежегодно приносит в госказну миллионы сомони. Так, в 2018 году за его нарушение к ответственности были привлечены 648 человек, которые  выплатили в виде штрафов свыше 3 млн сомони ($325 тысяч).

Штрафы по-крупному

Если штрафы, пошлины и другие выплаты за госуслуги с рядовых жителей приносят в госбюджет не слишком большие доходы, то с юридических лиц можно «срубить» сразу многомиллионные суммы. Поэтому Налоговый комитет Таджикистана часто проводит проверки крупных налогоплательщиков, в частности мобильных операторов.

К примеру, в 2015 году налоговики обвинили сотового оператора «Вавилон-М» в сокрытии доходов на 341 млн сомони (около $50 млн по тогдашнему курсу) и выставили соответствующий штраф. «"Вавилон-М" был оштрафован ни за что. Проверка Налогового комитета ничего не нашла. Тогда вытащили все данные о звонках по услуге "Любимый номер". Это такая услуга, при которой один раз снимается с баланса 3,6 сомони и далее можно говорить бесплатно. Так вот, налоговики посчитали все минуты абонентов, звонивших друг другу бесплатно, и от себя накрутили сверху налог на неполученную прибыль с этих разговоров. Затем его умножили на несколько лет плюс накрутили штрафы огромные. Когда "Вавилон-М" подал в суд, он проиграл все инстанции, потому что суд всегда выносит приговоры в пользу госоргана, законно это или нет. Адвокаты были в ужасе от такого решения, иностранцы, работающие с компанией, обеими руками держались за голову», — рассказал сотрудник компании.

Огромные штрафы — в десятки миллионов долларов — были выставлены и другим операторам мобильной связи: компаниям «Таком» (работает под брендом «Билайн»), «Мегафон», Tcell. Их попытки доказать необоснованность этих взысканий были безуспешными. Компания «Билайн», уплатив штраф и оставшись в убытке, ушла из Таджикистана.

Тайное латание дыр

Доля неналоговых платежей в бюджете Таджикистана значительно меньше налоговых поступлений (всего 4-8% от бюджетных доходов), однако они способны закрыть дыры от недобора каких-то налогов. Ведь установленные планы по неналоговым поступлениям из года в год не только исполняются, но и значительно перевыполняются.

Ситуацию прекрасно иллюстрирует бюджетное исследование, проведенное депутатами Комитета по экономике и финансам парламента, согласно которому в 2011 году резко, почти вдвое, вырос объем неналоговых поступлений в госбюджет. Это произошло в связи с увеличением размеров штрафов и пени по итогам налоговых проверок. В 2012 году многие виды штрафов были вновь повышены, и доходы возросли еще на 40%. В последующие годы взимаемые с населения неналоговые платежи (штрафы, пошлины) ежегодно росли на 10-17%. Таким образом, за шесть лет (2010-2016) планируемые и взимаемые с населения неналоговые выплаты в госбюджет выросли почти на 380%.

Согласно анализу Всемирного банка (ВБ), в 2016 году недобор налогов «был частично компенсирован сбором значительного объема неналоговых доходов, показатели по которым были перевыполнены на 43,4% в результате более высокого объема взыскания штрафов, последовавших после проведения камеральных проверок».

Такая фискальная политика продолжилась и в последующие два года, о чем говорится в другом, недавно опубликованном докладе ВБ: «В рамках госбюджета были достигнуты целевые показатели по валовой сумме поступлений. Это было реализовано, впрочем, за счет опережающей динамики неналоговых поступлений, превысившей прогнозируемые показатели. Дефицит поступлений от НДС и других статей покрывался за счет штрафов и пеней, которые взыскивались в ходе осуществления выездных проверок бизнеса».

Авторы доклада отмечают, что правительство больше не показывает полученные сборы по итогам проведения налоговых проверок в отдельной категории, а поступившие суммы перераспределяются по соответствующим категориям налогов. То есть недобор налогов от промышленности восполняется штрафами, что финансово-экономический блок правительства тщательно скрывает, чтобы не портить благополучную картину экономического роста в республике. «Такое методологическое изменение в представлении бюджета препятствует проведению надлежащей оценки тенденций добровольного соблюдения налогового законодательства в стране», заключают экономисты ВБ.

Неразвитая промышленность, упадочное сельское хозяйство, слабый средний и малый бизнес при массовой безработице просто не могут наполнить налогами государственную казну. В подобной ситуации другие страны, предоставляя разные льготы, гранты и низкопроцентные кредиты, стимулируют развитие бизнеса, который в будущем принесет в бюджет гораздо большие поступления. В Таджикистане же постоянно повышают налоговое и прочее фискальное давление на бизнес, не проводя мониторинга воздействия таких мер. При этом некоторые крупные компании и предприятия необоснованно освобождаются от НДС, налога на прибыль и таможенных платежей. Такая фискальная политика многим представляется недальновидной, поскольку она, возможно, и решает сиюминутные задачи, однако не достигает долгосрочных целей — создания устойчиво развивающейся экономики и роста доходов граждан.

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.