Как пандемия меняет российскую торговлю: Магазины без покупателей и фермерские рынки вместо бутиков

Автор: Юлия Хожателева

квартира в москве

Люди разлюбили гипермаркеты, потому что стали ценить свое время и не готовы тратить на них часы своей жизни.

Фото: Екатерина МАРТИНОВИЧ

«Вот она, смерть традиционной торговли!» - кликушествовали журналисты в начале пандемии. Розница и правда была в плачевном состоянии: магазины терпели убытки, персонал отправляли то в отпуск за свой счет, то на все четыре стороны. Торговым центрам предвещали тотальное разорение, а барахолкам из 90-х - триумфальное возвращение.

Прошло полтора года. Не все торговые точки пережили тяжелые времена, но большинство из них пока еще продолжает стоять на своих местах. Однако пандемия с ее бумом интернет-торговли меняет российскую сферу торговли прямо на наших с вами глазах. О том, в каких магазинах мы скоро будем проводить свое время (и будем ли вообще), «Комсомолка» поговорила с экспертами рынка.

БЕГОВАЯ ДОРОЖКА МЕЖДУ ПРИЛАВКАМИ

Гипермаркеты закрываются по всей стране, а новые не строятся. Например, «Ашан» за год - с июня 2020 по июнь 2021 года - закрыл 36 магазинов. Компания X5 Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») только во втором квартале этого года закрыла девять гипермаркетов. IKEA последние большие магазины открывала 10 лет назад, а в последнее время перешла на новый формат. Теперь шведский мебельный гигант делает упор на городские магазины с небольшим ассортиментом, но возможностью заказа любых товаров онлайн.

- Время сейчас - один из ключевых ресурсов. Люди разлюбили гипермаркеты, потому что стали ценить свое время и не готовы тратить на них часы своей жизни. Поэтому такой формат магазинов умирает, - ставит диагноз Дмитрий Янин, председатель правления Конфедерации обществ потребителей. - Классический пример - IKEA с ее лабиринтами и столовыми. Разрабатывалась для того, чтобы покупатели проводили там по полдня и больше. Этот формат уже не современный, он проиграл и будет уходить в прошлое. А продуктовые гипермаркеты уже не в силах конкурировать с другими магазинами по ценам и теряют клиентов, которые уходят в онлайн. Им хотели придать некий шарм фитнеса: мол, катишь тележку с едой и сбрасываешь килограммы. Но идея не сработала.

СКЛАД ДЕШЕВЫХ ТОВАРОВ

А пока гипермаркеты потихоньку уходят в историю, российские города захватывает более нужный и актуальный формат - дискаунтеры, они же «магазины для бедных». Звучит не очень оптимистично, но факт. В них все построено на жесткой экономии. Минимум ассортимента, площади, освещения, персонала, декора. Зато и цены удается держать на низком уровне.

За полгода число таких магазинов выросло на четверть - с 3197 до 4057. У X5 Group работает уже более двух десятков магазинов «Чижик». Fix Price за пять месяцев открыл 333 новых точки. Сеть магазинов ультранизких цен «Светофор» за первое полугодие открыла более 800 (!) магазинов.

- Сложно назвать это магазином, это скорее некий склад с товарами, приемлемый для большой группы потребителей с очень низкими доходами, - комментирует Дмитрий Янин.

Но если магазин низких цен складом можно назвать разве что в переносном смысле, то даркстор - в самом прямом. Этим зловещим словом, которое переводится с английского как «темный магазин», именуются торговые точки без покупателей. Они представляют собой специальные склады с товарами, где собирают онлайн-заказы для доставки. По данным «Infoline-аналитика», за пару месяцев число дарксторов в России выросло на треть - их уже 900. А к концу 2021-го их число перевалит за тысячу. И это неудивительно, ведь продажа продуктов онлайн за прошлый год выросла в 3,5 раза, а за первый квартал нынешнего года - в четыре раза.

- Люди хотят покупать быстрее, а когда есть доставка и дарксторы, и ходить никуда не надо, - описывает Дмитрий Янин удобства нового формата. - Пандемия придала всему этому ускорение, как топливо двигателю. Раньше люди могли месяц-два ждать заказанных через интернет товаров, теперь все можно получить за считанные дни или часы. Все потому, что в России бум доставки из-за очень дешевого труда курьера. В развитых странах доставка так не развивается, потому что дорого перевозить маленькие партии. У нас же от чека в 1000 рублей магазин уже может обеспечить бесплатную доставку.

ТЦ ПЫТАЮТСЯ ВЫЖИТЬ

Прошли те времена, когда огромные торговые центры площадью с аэропорт привлекали десятки тысяч клиентов с утра до ночи.

- Возросшая популярность интернет-торговли значительно повлияла на классический ритейл. Индустрия меняется и, думаю, что термина «Торговый центр» скоро не останется. Будет развлекательно-, досугово-, спортивно-, все что угодно, и только в конце, может быть, останется маленькое слово «торговый». Потому что процент общепита, развлечений, спорта, досуга в ТЦ уже приближается к 50%, а доля ритейла будет продолжать сокращаться, - уверен Булат Шакиров, президент Союза ТЦ России, Белоруссии и Казахстана. - Кроме того, сегодня из пяти тысяч качественных торговых центров страны сотни находятся либо в состоянии банкротства, либо уже переходят в собственность банков.


Еще одна тенденция в торговле: в России, как в старые (и не всегда) добрые времена все популярнее становятся фермерские рынки. И руководство торговых центров, пытаясь остаться на плаву, приглашает аграриев под свою крышу. Под эти цели даже убирают бутики - развалы с фруктами-овощами сулят больше прибыли.

- Форматы фермерских рынков выигрывают у классической продажи обуви, одежды и т. п., - констатирует Шакиров.

В попытках выжить торговые центры все чаще стараются с кем-нибудь объединиться. И не только существующие, но и те, что еще только в проектах строителей.

Например, идет активное «сращивание» торговых центров и жилых комплексов. И ТЦ, и покупатели в одном флаконе (вернее, здании) - удобно и практично!

- Многие компании строят жилые районы и в их составе делают торговую «составляющую». Иногда это может выглядеть как один проект, в котором первый этаж становится ТЦ, а над ним возвышаются 3-4-5 жилых башен, - приводит пример Булат Шакиров.

Случаются даже «симбиозы» торговых центров и спортивных объектов. Например, в Москве на месте снесенного стадиона «Динамо» вырос комплекс с футбольной и хоккейной аренами и ТЦ на первом этаже.

А пока огромные комплексы хватаются за соломинку, их вовсю теснят небольшие районные торговые центры. По словам Шакирова, сейчас этот формат переживает второе рождение.

- Однозначно приходит время малых ТЦ, люди хотят совершать покупки рядом с домом, - продолжает Булат Шакиров. - Там будет все, начиная от продуктов питания и одежды и заканчивая МФЦ, ресторанами, кафе, детскими развлекательными центрами, фитнес-клубами. Много таких проектов уже строится.

Причина - та же самая: люди стали больше ценить свое время. Ехать через полгорода в ТЦ - слишком расточительно. Пандемия не только заставила нас освоить интернет-шопинг. Мы научились бережнее относиться к тому, что у нас есть.

аватар

ГАЗЕТА КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 1

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Цыган 10.10.2021 в 06:31
Андрей Ковалёв уже в панике со своими тц, я ему писал в вк Андрюха тебе будет жопа когда он собирался наращивать квадратные метры щас он это понял что ковидла это навсегда пока не переформатируют систему много бизнеса поляжет кто не успеет спрыгнуть со старого формата