Как сильный доллар США ударил по всему остальному миру
- дата: 31 октября 2022 (источник от 21 октября 2022)
Автор: Джозеф Солис-Маллен (Joseph Solis-Mullen)
В то время как слухи о текущем долговом кризисе на развивающихся рынках, вызванном быстрым укреплением доллара, всё лето звучали отовсюду, практически никто не размышлял о том, какой будет удар по другим развитым экономикам. Но т.к. доллар достиг рекордного уровня за несколько поколений, удар - это именно то, с чем неожиданно столкнулись некоторые страны.
В сентябре Банк Японии вмешался в ситуацию, чтобы остановить кровотечение, впервые за 25 лет купив иену. Иена, неуклонно падавшая с середины марта, когда Банк Японии объявил, что не поддерживает Федеральную резервную систему в их «ястребином» стремлении побороть инфляцию, вероятно, останется под давлением, учитывая приверженность Банка Японииультранизким процентным ставкам. Однако этот единичный шаг ознаменовал удар по макрофондам, спекулирующим на валютных рынках: подумайте дважды, прежде чем открывать короткие позиции по иене.
На следующей неделе настала очередь Банка Англии. Рынки облигаций, взбудораженные неожиданным заявлением нового премьер-министра Великобритании Лиз Трасс (Liz Truss) об очередном снижении налогов без финансирования и увеличении расходов, устроили активную распродажу, из-за чего фунт стерлингов продемонстрировал крупнейшее падение в истории за один день. Это движение привело к резкому росту доходности, а цены на облигации двигались обратно пропорционально доходности. Банк Англии уже погряз в экономическом кризисе, где инфляция по-прежнему составляет около 10%, а стоимость отопления в пять раз выше, чем год назад. Теперь стало понятно, что вмешательство Банка Англии было предпринято для спасения нескольких государственных пенсионных фондов, чьи позиции с заемными средствами были ликвидированы из-за распродажи.
Рынки облигаций и валюты хотя бы временно успокоились благодаря этим интервенциям. Примеры Японии и Англии иллюстрируют преимущество валютного суверена перед большинством заемщиков на развивающихся рынках, вынужденных брать кредиты в долларах, чтобы получить доступ к международным кредитным рынкам: в случае кризиса Банк Англии и Банк Японии могут просто включить печатный станок, чтобы не гасить свет и кормить людей.
У Италии, где экономический кризис ещё тяжелее, чем у Великобритании, нет другого выбора в преддверии предстоящей зимы, кроме как с благодарностью согласиться на любую защиту Брюсселя и Европейского центрального банка (ЕЦБ), т.к. спреды по ее облигациям угрожают расшириться.
Конечно, все вышеперечисленные действия могут помочь избежать немедленного кредитного события. Однако их использование стало слишком регулярным, и теперь ошеломляющие долги богатых стран мира будут все сильнее сказываться в новых условиях более высоких процентных ставок. При этом доля ВВП, выделяемая на выплату процентов по долгам, значительно растет.
По всей видимости, данная проблема продлится долго.
Сегодня это кажется незначительным, по сравнению с голодом, случившимся из-за роста курса доллара в таких странах, как Нигерия, Египет, Аргентина или Кения. Но полное влияние того, что Федеральная резервная система сверху донизу игнорирует инфляцию, еще не полностью материализовалось на ее основных развитых торговых партнеров. Изменения в реальной экономике отстают от изменений процентных ставок, но уже сейчас предупреждения из Сеула и Дели говорят о том, что разворот потоков капитала, вызванный его перемещением в казначейские обязательства, препятствует необходимым инвестициям. Однако всё это меркнет по сравнению с возможным ущербом от глобальной рецессии, вероятность которой, по предупреждению Всемирного банка, Международного валютного фонда и Всемирной торговой организации, увеличилась, и во многом из-за стремительных темпов повышения ставок ФРС.
Со своей стороны, Джером Пауэлл (Jerome Powell) и компания остаются равнодушными к слезным мольбам о спасении. Экономика США подает смешанные сигналы. В частности, ссылаясь на сохраняющуюся напряженность на рынке труда, ставшую результатом демографического дисбаланса между поколениями, ФРС продолжает создавать политическое пространство, необходимое для борьбы с инфляцией. Сталкиваясь с жалобами как законодателей, так и инвесторов, высокопоставленные чиновники ФРС неоднократно подчеркивали необходимость сохранения своего курса для сохранения «авторитета».
Очевидно, что этот подвиг можно совершить, только столкнув перегретую экономику с обрыва.
В тот момент, когда практически все руководители центральных банков во всем мире спали за рулем, надо отдать должное тем немногим центральным банкам, сделавшим всё правильно. Например, в Бразилии и Мексике, странах с проблемной историей инфляционных скачков и распродаж валют, повышение ставок было более ранним и резким; в результате их валюты устояли на фоне глобального спада на развивающихся рынках; что, в свою очередь, помогло бразильскому и мексиканскому бизнесу в условиях ухудшения мировой экономики. В обоих случаях экономический рост сохранился, несмотря на ухудшение макроэкономической ситуации.
Как гласит старая пословица, унция профилактики стоит фунта лечения.
Если бы Федеральная резервная система придерживалась какой-либо версии правила Тейлора, ставки бы автоматически скорректировались, как только инфляция начала рост в 2021 году. Как бы то ни было, принятие желаемого за действительное, вводящие в заблуждение нарративы и еще несколько необъяснимых причин привели к серии ненужных и смертельных потрясений для мировой экономики.
Комментарии 0
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.