Как в Бурятии контрабандисты перевозили золото через границу в Китай

золото

Автор: Виктор Харитонов

День таможенника, отмечаемый 25 октября, дает прекрасную возможность рассказать не только о славных борцах с контрабандой, но и о самой контрабанде, которая порой приобретала весьма оригинальные формы.

Но даже на фоне разнообразных способов - один случай контрабандной переправки золота через границу можно считать беспрецедентным. В контрабанде «принял участие» генерал-губернатор Приамурья барон Кофр Андрей Николаевич, правда, сам не ведая того. А Забайкалье, включая Бурятию, входило в то время в Приамурское генерал-губернаторство. Казус этот вскоре стал широко известен, хотя точных подробностей мало кто знал. 

Вот как об это вспоминает молодой поручик (1857-1943) Михаил Владимирович Гурулев, только что назначенный в Забайкалье:

- Хищники умудрялись перевозить золото контрабандным путем через китайскую границу, иногда даже в экипаже самого генерал-губернатора, как это случилось в мое время, в 1889 году. Устроили это таким образом. Проведали контрабандисты, что объезжавший Забайкалье генерал-губернатор барон Корф, по приезде в Селенгинск, принял приглашение китайских властей заехать из Кяхты в пограничный китайский городок Маймачин на обед, приготовленный в его честь.

Зная хорошо генерал-губернаторский тарантас, таможенные чиновники осматривать не посмеют, хищники всунули незаметно в ящик, где обыкновенно хранится колесная мазь, с десяток грязных, захватанных мазью ящичков колесной мази, в которых вместо мази было золото. Сам контрабандист, зорко следя издали за этим тарантасом, одновременно перешел границу с пустыми руками, а по прибытии в Маймачен усердно помогал ямщику-буряту мазать колеса тарантаса, только не той, конечно, мазью, которую он заготовил. Оставалось загадкой: как же контрабандисты умудрились всунуть незаметно золото в губернаторский тарантас.

Подробности раскрыл в своих мемуарах граф Альфред Кейзерлинг (1861-1939), в то время также молодой чиновник особых поручений при генерал-губернаторе, сопровождающий Кофра в поездке в Кяхту:

- Однажды генерал губернатору барону Корфу пришлось сделать остановку на пути из Верхнеудинска в Кяхту - одна из осей тарантаса перегрелась. Остановились мы возле небольшой рощицы. Ямщик и сидевший на козлах казачий вахмистр выпрягли лошадей и сняли с тарантаса передние колеса, чтобы заново смазать ось. На козлах у ног ямщика всегда есть специальный ящичек, где хранятся фунтовые упаковки колесной мази. Их-то теперь и достали, и одну израсходовали почти полностью. 

Пока тарантас приводили в порядок, из зарослей вышли двое бродяг, вежливо поздоровались и предложили свою помощь. Нас порадовало, что в этой глухомани нашлись помощники, ведь тарантас был тяжелый, а лошади беспокоились. Остановка поэтому вышла короткая, барон Корф велел дать бродягам хорошие чаевые, и мы поехали дальше.

Но едва лошади тронулись, как навстречу но полном скаку вылетели трое верховых полицейских. Генерал-губернатор приказал остановиться и спросил их, куда они так спешат и за кем гонятся. Они отвечали, что преследуют золотоконтрабандистов и на сей раз наверняка схватят, потому что полиция обложила их со всех сторон. Мы пожелали им удачи и собрались ехать дальше. Меж тем нас нагнали шедшие следом бродяги. Полицейские тотчас набросились на них и закричали: «Вот они мошенники, их-то мы и ищем!».


Бродяги разыграли удивление и объявили, что в жизни не имели касательства к золоту и что полицию кто-то обманул. Их немедля подвергли обыску. И хотя ничего не нашли, полицейские все равно увезли их с собой. Мы продолжили путь и уже через несколько часов прибыли в Кяхту, а там заехали к богатому чаеторговцу Немчинову, который принял нас воистину по-княжески. Во дворе у него всегда толклось великое множество китайских купцов и погонщиков верблюдов.

Наутро один из оборванных китайцев вручил барону Корфу записку. Дескать, какой-то русский просил передать ее генерал-губернатору. Записка гласила: «Благослови Господь Ваше высокопревосходительство за доставку золота нашему китайскому другу».

Тут мы и сообразили, что произошло. Пока ямщик и вахмистр смазывали ось, один из бродяг-помощников спрятал свои гильзы с золотом в ящике где хранилась колесная мазь. Вахмистр вспомнил, что велел ему закрыть ящик и поставить на место, под козлы. Конечно, это лишь один, пусть и уникальный эпизод в многолетней истории борьбы между таможенниками и контрабандистами, порой удивительной и авантюрной. Столь же замечательными были и биографии авторов цитируемых мемуаров - Михаила Владимировича Грулева и прибалтийского немца графа Альфреда Кейзерлинга, искренне любивших Россию и оставивших интереснейшие воспоминания. Удивительно, но написанные много лет спустя они сохранили теплое отношение авторов к Забайкалью и его жителям.

аватар

ГАЗЕТА МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.