Китайский бум стартапов на мели

китайский стартап по аренде велосипедов

Велопрокатные компании, одни из самых горячих стартапов, разоряют инвесторов.

«Сейчас кажется, что велопрокат – глупейший бизнес, но в него пробовали войти умнейшие мозги Китая, – сказал Reuters У Шэнхуа (Wu Shenghua), основатель 3Vbike, одной из множества рухнувших китайских велопрокатных компаний. – Теперь это действительно выглядит смешно».

«Смешным» впоследствии считают многое из того, что во время пузыря считалось изобретательным и не должно было подвергаться сомнениям.

Велопрокатные компании – лишь один пример. В течение короткого промежутка эти компании, с их капиталоемкой, убыточной, занижающей стоимость проката бизнес-моделью, были в числе самых горячих стартапов в Китае. За 18 месяцев безумия, достигшего пика в 2017 г., они привлекли $2 млрд венчурного капитала. Словно грибы после дождя, появилось больше 40 платформ.

Потерпевшее теперь крах велопрокатное безумие основывалось на идее о том, что можно жить и процветать, сдавая в прокат велосипеды по заниженной цене и даже бесплатно, если это удастся компенсировать за счет объема.

Начало безумию положили Mobike и Ofo, и в какой-то момент на них приходилось 95% рынка. Их велосипеды можно встретить по всему Китаю, и они вышли на международные рынки.

В апреле Mobike была приобретена за более чем $2 млрд Meituan Dianping, убыточным стартапом по доставке еды, частично принадлежащим китайскому интернет-гиганту Tencent. Meituan в сентябре запустил нашумевшее первичное публичное предложение (IPO) в Гонконге, собрав $4.2 млрд. Tencent впоследствии отчитался о $1.3 млрд прибыли с IPO. Покупателям повезло меньше: с тех пор акции Meituan обвалились на 37%. Но, учитывая, сколько денег компания собрала на IPO, на какое-то время ей их еще хватит.

В случае Ofo все не совсем так. Данная компания тоже «оценивалась» в $2 млрд. На пике она действовала в 20 странах, включая США. Но, как и другие велопрокатные компании до нее, Ofo сейчас пребывает в процессе краха.

В ряде стран, включая США, свою деятельность компания уже прекратила.

В недавнем письме сотрудникам генеральный директор Дай Вэй (Dai Wei) признал, что Ofo имеет проблемы с дефицитом наличных, отчасти из-за того, что миллионы недовольных пользователей требуют возврата средств, а отчасти из-за того, что поставщики требуют оплату. По его словам, Ofo продолжает работу среди «боли и отчаяния».

В числе проблем:

  • Поставщики остались без оплаты.
  • Пекинский суд внес генерального директора Дая в кредитный черный список.
  • Ofo пробовала продавать свои активы, в основном помятые велосипеды, но очень мало смогла за них выручить – всего $2 за велосипед.
  • Велосипеды возвращают поломанными, бесполезными и не имеющими никакой ценности.
  • Больше 12 млн пользователей попросили через интернет вернуть деньги за предоплаченные поездки и проездные. Другие требуют возврата средств в офисах компании в Пекине.

В очереди на возврат средств был и Цзян Чжэ (Jiang Zhe), студент из Пекина, рассказавший Reuters, что он обычно покупал месячный проездной, но добавивший: «В последнее время я не пользовался услугами Ofo, так как не мог найти рабочих велосипедов».

Испуганное министерство транспорта сообщило, что попросило Ofo оптимизировать процедуру возврата средств. Оно также призвало общественность быть «терпимее», чтобы помочь национальным инновациям добиться успеха.

«Компании будет трудно вернуться в свои золотые дни, – сказал Reuters бывший руководящий сотрудник Ofo, попросивший не называть его имя. – Думаю, большинство людей просто ждут, когда придет конец».

Крах едва только зародившейся индустрии начался больше чем год назад.

В июне 2017 г. рухнула первая велопрокатная компания: WukongBike, основанная всего шестью месяцами ранее и унесшая с собой в безвестность пользовательские средства и венчурный капитал. Компания сдавала 1,200 велосипедов в городе Чунцин. Изначально с пользователей бралась небольшая плата, а затем все поездки стали бесплатными. Большинство велосипедов исчезли, так как у них не было GPS-трекера.


В ноябре 2017 г. рухнула Bluegogo, третья крупнейшая китайская велопрокатная компания. Она собрала $90 млн венчурного капитала, в том числе $58 млн в феврале 2017 г. Компания вышла на международный рынок. В январе 2017 г. она открыла представительство в Сан-Франциско, но закрыла его уже в марте того же года. До ноября 2017 г. она растратила все наличные, и новых инвесторов, готовых вложить в нее деньги, не нашлось. То был конец.

Также в ноябре 2017 г. рухнула компания Mingbike, собравшая $15 млн с венчурных фирм и работавшая в крупнейших китайских городах, и предоплаченные средства пользователей испарились.

И то было лишь начало конца ажиотажа.

После краха третьей по величине компании, Bluegogo, говорили, что два лидера, Mobike и Ofo, выиграют от этого и смогут подняться. Их стратегия также заключалась в низких тарифах и периодах бесплатных поездок, тогда как им приходилось финансировать дорогой, капиталоемкий бизнес.

Без бесконечного притока новых наличных эти прожигающие деньги машины ждет крах. Идея о том, будто эти стартапы могут сдавать велосипеды по заниженной стоимости и часто бесплатно, если им удастся компенсировать это за счет расширения и увеличения числа велосипедов, – это симптом еще большего безумия, изобретенного в Кремниевой долине и сымитированного в Китае.

Но безумие разбилось о скалы реальности. Из Wall Street Journal:

«Китайские стартапы в первой половине года получили рекордные суммы денег, включая $14 млрд, собранные у инвесторов AntFinancial, финансовой дочерней компанией Alibaba. Но в третьем квартале инвестиции стали замедляться, так как венчурным капиталистам, особенно мелким, стало сложнее найти деньги на фоне борьбы Пекина с долгом. За первые три квартала 2018 г. венчурные фонды собрали на 56% меньше денег, чем за аналогичный период 2017 г., согласно информационной компании Zero2IPO.

Учитывая замедление китайской экономики в последние месяцы, инвесторы, скорее всего, будут более осмотрительны в том, куда вкладывать деньги. В хорошие времена инвесторы охотно финансируют быстрорастущие, неприбыльные стартапы. Когда бум идет на спад, компании без жизнеспособной бизнес-модели ждут неприятности. Потери могут понести и технологические гиганты Alibaba и Tencent, вложившие в последние годы в стартапы миллиарды, которые, возможно, придется списать».

Компания Tencent уже печально известна своими несвоевременными вылазками на американскую технологическую сцену, в том числе покупкой в ноябре 2017 г. 146 млн акций Snap после их обвала. В день объявления о покупке (цена покупки не называлась) акции Snap торговались примерно по $13. Сегодня цена акции $5.35. Если Tencent заплатила $13 за акцию и все еще их держит, то компания потеряла на этой сделке свыше $1.1 млрд. А собственные акции Tencent, чьи депозитарные расписки торгуются в США, упали с январского пика на 35%.

аватар

Рихтер, Вульф

Richter, Wolf

Предприниматель и венчурный капиталист. Автор блога Wolf Street.

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.