Когда бумажные деньги перестают быть деньгами
- дата: 14 декабря 2021 (источник от 12 апреля 2021)
Автор: Даниэл Лакалль (Daniel Lacalle)
Валюты большинства развивающихся и развитых рынков в 2021 г. значительно обесценились против американского доллара, несмотря на агрессивную кредитно-денежную политику Федеральной резервной системы (ФРС). Более того, валюты развивающихся экономик, выигравших от роста цен на товарные ресурсы, также ослабли, несмотря на сильный экспорт. Следовательно, инфляция в развивающихся экономиках намного выше, чем уже и так высокие цифры в США и Еврозоне.
Главная причина этого в проблеме глобального обесценивания валют, делающего граждан беднее.
Большинство центральных банков мира применяют такую же экспансивную политику, что и Европейский центральный банк и ФРС, но результаты диспропорционально бьют по бедным, так как цены растут, особенно на товары и услуги первой необходимости, тогда как также увеличивается фискальный и кредитно-денежный дисбаланс.
Многие развивающиеся экономики применяли очень опасную политику одновременного увеличения фискального и торгового дефицита, ошибочно считая, что это ускорит экономический рост. Теперь поступают прогнозы о росте и восстановлении, но кредитно-денежный дисбаланс остается.
Таким образом, большинство валют падают относительно американского доллара. Политика мировых центральных банков не менее агрессивна, чем политика ФРС, но без глобального спроса, каким пользуется доллар США. Если государства продолжат играть в эту опасную игру, локальный и международный спрос на их валюту испарится и возрастет зависимость от американского доллара. Но главное, если ФРС продолжит подвергать испытанию статус доллара как глобальной резервной валюты, то все бумажные валюты могут лишиться доверия и произойдет переход на другие альтернативы.
Если частный сектор не принимает валюту как измерительную единицу, общее платежное средство и средство сбережения, обеспеченное резервами и спросом со стороны этого самого частного сектора, то валюта теряет стоимость и перестает быть деньгами. В конечном счете она становится бесполезной бумагой.
Примеров государственных валют, не являющихся ни средством сбережения, ни общепринятым платежным средством, много. От исчезнувшего эквадорского сукре до аргентинского песо и венесуэльского боливара – примеры в истории бесчисленны.
На Кубе инфляция сейчас, по оценке, 6,900% из-за отсутствия спроса на бесполезную валюту, не обеспеченную реальными резервами.
Когда такое происходит, государство не создает деньги; оно просто выпускает платежное средство – валюту. Фактически оно выпускает долговые расписки, пользуясь доверием и спросом со стороны частного сектора. Как и в случае эмитента облигаций, в чью кредитоспособность перестают верить, стоимость этих расписок падает, если валюту не поддерживает частный сектор.
Но главное, правительство не определяет стоимость валюты и ее использование. Их определяет конечный агент частного сектора, принимающий долговую расписку, предполагая, что она сохранит свою стоимость и будет по-прежнему приниматься как платежное средство.
Следовательно, когда правительство создает намного больше этих всё более бесполезных долговых расписок, превышая локальный и международный спрос, эффект аналогичен масштабному дефолту. Правительство просто разоряет граждан, вынужденных использовать валюту, и разрушает веру в ценность своих долговых расписок.
Когда государство создает валюту без реального резервного обеспечения или спроса, оно уничтожает деньги.
Когда правительство выпускает валюту – долговые расписки, – не являющуюся ни средством сбережения, ни общепринятым платежным средством, ни измерительной единицей, оно не только не создает деньги – оно их уничтожает, обрушивая покупательную способность бедных граждан, оказавшихся в заложниках и вынужденных принимать его бумажные расписки (бюджетных работников, пенсионеров и т. д.).
Именно это мы наблюдаем во многих государствах по всему миру: масштабное сокращение зарплат и сбережений из-за вмешательства правительства в кредитно-денежный баланс ради собственной выгоды. Правительства выигрывают от инфляции, потому что они возвращают свои долги валютой, падающей в стоимости, а также платят меньше тем, кто на него работает или оказывает ему услуги. Даже в развитых странах с относительно стабильными валютами инфляция очень выгодна для правительств, получающих более высокий доход с денежных налогов (с зарплат, прибыли и продаж)… и очень неблагоприятна для сбережений и реальных зарплат.
Некоторые говорят, что работники могут выиграть, потому что зарплаты вырастут в тандеме с инфляцией. Это просто неверно. Зарплаты в лучшем случае могут вырасти вместе с индексом потребительских цен (ИПЦ), а это очень слабый показатель инфляции, представляющий собой корзину, разработанную правительственными ведомствами, чтобы занизить реальную инфляцию средних товаров и услуг. Однако даже если рассматривать ИПЦ, повышение зарплат подавляющего большинства работников даже не компенсирует рост индекса. Именно поэтому медианные реальные зарплаты в США падают.
Тем, кто говорит, что государство всегда может «создать и потратить деньги» – что оно может просто создать деньги, необходимые для финансирования государственного сектора, потому что остальные экономические агенты их примут, – следует выдавать зарплату в аргентинских песо и пожелать приятного времяпровождения.
Комментарии 1
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.