Конец культа Китая
- дата: 1 августа 2012 (источник)
Жители Гонконга не доверяют Китаю много лет. В конце концов, этот город более века был колонией Британской Империи, а под китайским господством (если быть точным, при двух системах в подчинение одной стране) находится всего 15 лет. В этом городе редко услышишь что-то плохое о Британии (потому что большинство о ней и понятия не имеют), но узнаешь много негативного о Китае, особенно о Коммунистической партии Китая. Мы просто никогда им не доверяли.
В то время как недоверие к политическому классу Китая в Гонконге сохраняется (и будет сохраняться еще долгое время), после 15 лет китайского правления сомнения в стабильности китайской экономики и сомнения в способности политического класса управлять экономикой более или менее развеялись.
Раньше гонконгцы ездили в Китай за дешевыми товарами. Теперь материковые китайцы приезжают в Гонконг за действительно дорогими вещами. Там, где в Китае раньше были сельскохозяйственные угодья, теперь стоят современные здания. Инфраструктура крупных городов улучшается, иногда обгоняя Гонконг. До передачи суверенитета Гонконг уже был богатым городом, в то время как Китай был очень бедной страной. Раньше Китай был бедным, грязным, относительно нецивилизованным и тому подобное. Сегодня ситуация такова, что если бы китайская экономика не выросла до того уровня, которого она достигла за последние десять лет, этот город бы погиб. Сегодня Китай, особенно это касается крупных городов вроде Шанхая, сильно напоминает Гонконг: современный, интернациональный, шикарный. О городах вроде Шанхая не скажешь ничего дурного.
Никто не собирается оспаривать достижения китайской экономики. То, что мы видим в Китае сегодня, по крайней мере, на поверхности, - это прогресс. И этот прогресс был действительно колоссальным. На протяжении более 30 лет китайская экономика нарушала законы «земного притяжения», никогда не входила в режим рецессии и избавила громадное количество людей от нищеты. Как и следовало ожидать, за последние десять лет отношение к китайской экономике существенно изменилось – от рынка, от которого хотелось держаться подальше, до рынка, который никто не хочет потерять.
Вероятно, утверждение о том, что лучше избегать инвестиций в китайские компании, несколько преувеличено, но меньше десяти лет назад можно было запросто встретить человека, имевшего серьезные сомнения по поводу инвестиций в Китай. На макроуровне история с «превращением Китая в величайшую экономическую державу» не была такой уж великой, хотя любой знал, что экономика в Китае очень быстро растет. На микроуровне у многих создалось впечатление, что либо китайскими компаниями плохо управляют, либо управляют мошенники, которые подделывают отчетность и/или производят товары очень низкого качества, чтобы попросту грабить народ. Помимо этого, китайское правительство фальсифицировало статистику, а скептики оборачивали ее в свою пользу, заявляя, что экономика не может вырасти так быстро. Коррупция, тем временем, процветала. Для получения прибыли бизнесмены подкупали правительственных чиновников, а те, в свою очередь, богатели за счет колоссальных объемов взяток.
Если вы придерживались подобного мрачного мнения о Китае в начале 2000-х годов (сразу после того, как китайское правительство солгало по поводу атипичной пневмонии, - к слову о тех, кто управлял государством), хотя и упустили бычий рынок акций (который, кстати, завершился в 2007 году), не факт, что это мрачное мнение было адекватным. С начала времен (тут я, конечно, несколько преувеличиваю), Китай обладал такой продуктивностью и необходимыми навыками в создании фальшивых и низкокачественных продуктов, которые мало кто в силах себе представить, и которые иногда опасны для здоровья.
Мы также знали, что уровень коррупции в Китае был ужасным с начала времен (и это не преувеличение, потому эта тема возникала на протяжении возвышений и падений всех императорских династий): невозможно было избежать подкупа чиновников, если хотелось достичь успеха в бизнесе в Китае, в то же время, было невозможно быть неподкупным чиновником, если хотелось успешного карьерного роста в госсекторе (и в данном случае под успехом имеется в виду реальное повышение по службе, совмещенное с умением брать взятки и не быть пойманным или вроде того).
Банки давали займы всякому, имеющему связи в госаппарате (то есть тому, кто подкупал государственных чиновников), поэтому чтобы доверять банковской отчетности, инвесторы должны обладать особой верой. А если вы бизнесмен и имеете связи в правительстве, банки, скорее всего, с готовностью предоставят вашей компании дешевые кредиты, даже если вы подделываете свою отчетность. Наконец, никто никогда не принимал китайскую статистику за чистую монету, а при политическом режиме, помешанном на продвижении собственных достижений, мнение скептиков о том, что статистические данные намеренно фальсифицируются, вполне оправданно.
Вот проблемы Китая в прошлом. Но если все эти сложности кажутся вам знакомыми, то это нормально, потому что о них говорят все больше людей. Это не просто история, это нынешняя реальность. В Китае по-прежнему полно предпринимателей, которые производят некачественные товары, представляющие опасность для людей. Уровень коррупции столь же серьезен, если не хуже. Для успешного достижения целей все еще приходится подкупать чиновников (а размеры взяток чиновникам, необходимых для достижения целей, насколько я понимаю, лишь возросли), а государственные служащие не могут выстроить успешную карьеру, если не будут брать.
Банки не изменили манеру кредитования, так что если у вас хорошие отношения с госслужащими, вы сможете получить дешевые кредиты, даже если у вас на самом деле нет залога. При этом вы не разоритесь до тех пор, пока вам дают кредиты, даже если вы уже банкрот и подделываете отчетность (до тех пор, пока ваши знакомые в правительстве все еще там и в добром здравии). Наконец, по-прежнему никто не принимает китайские статистические показатели за чистую монету.
Единственная разница между нынешним временем и периодом десятилетней давности состоит в том, что сейчас народ все это просто игнорирует, потому что невероятный бычий рынок и, на первый взгляд, безудержный экономический рост привели к созданию культа Китая, связанного с созданием в инвестиционных кругах убеждения в том, что Китай – это лучший вариант для инвестиций. Как сказал управляющий хедж-фондом Хью Хедри (Hugh Hendry): «Для создания культа на рынке капитала достаточно десяти лет». По сути, периода негативного роста в Китае не наблюдалось на протяжении более 30 лет.
Несмотря на тот факт, что китайский пузырь фондового рынка лопнул в 2007 году, сам культ Китая продолжает привлекать новых последователей. После того, как пузырь лопнул и начался кризис Лиман, многие были уверены, что фондовый рынок очень быстро превзойдет пик 2007 года, потому что китайская экономика очень стабильна. Мнение о том, что Китай стал лучшим местом для инвестиций, обрело еще большую популярность, когда экономики западных стран выглядели смертельно ранеными после кризиса (хотя это не так).
Еще более популярная идея о том, что экономическое влияние переместилось с Востока на Запад, или что мы вернулись в биполярный мир впервые с конца Холодной войны, помимо многих других идей, укрепили уверенность в том, что Китай – это отличное место для вложений. Даже по сей день мы понимаем, что существует множество европейских компаний, которые стремятся инвестировать в Китай, потому что Китай выглядит «надежнее» Европы.
На заре восстановления мировой экономики инвестиции в Китай хорошо окупались по сравнению со многими рынками в остальной части мира, вновь подтверждая убежденность в том, что Китай действительно неуязвим, что Китай – это лучшее место для инвестиций. Те же самые скептики, которые не вложились в китайские акции 10 лет назад, так как были уверены, что китайские компании публикуют ложные показатели, начали вкладываться в них в 2007, 2008, 2009, 2010, 2011 и 2012 годах. Те же самые скептики, которые не купили в китайские акции из-за опасений по поводу коррупции, теперь принимают коррупцию как часть реальности, и именно она определяет, способна ли компания делать деньги.
Те же самые скептики, считавшие, что китайские банки занижали показатели безнадежных кредитов, теперь начали верить, что покупать акции китайских банков – то же самое, что покупать акции HSBC в 1980-х, то есть это даст прибыль в сотни процентов в ближайшие тридцать лет. Инвесторы также обращали намного меньше внимания на случаи мошенничества, когда культ достиг апогея, хотя ситуация не изменилась. Но вместо того, чтобы определить проблемы, связанные с плохим управлением, мошенничеством и коррупцией, кое-кто утверждает, что это отдельные случаи, не имеющие отношения к способу ведения бизнеса в Китае. Помимо этого, в то время как китайские статистические показатели не внушают доверия, все больше людей пытаются интерпретировать данные так, чтобы те подходили под их собственные доводы в пользу бычьего рынка. Вместо того, чтобы подумать о возможно глиняных ногах такого роста, теперь они говорят, что недооценен объем потребления, а китайское потребление будет самой масштабной инвестиционной историей эпохи.
Но опережающая динамика китайских акций долго не продлилась: сначала Шанхай, а затем и Гонконг превратились из двух лучших рынков в мире в рынки с показателями хуже европейских. В то время как многие инвесторы были полны надежд, что акции быстро достигнут пика 2007 года, этого просто не происходит. Медведи вроде нас еще громче заговорили о структурных проблемах китайской экономики с конца 2010 и в 2011 году, а именно – о пузыре недвижимости, вездесущих избыточных мощностях, чрезмерном притоке инвестиций и связанном с ним неприемлемом росте задолженности и так далее, и нас все больше беспокоят проблемы, о которых мы не особенно упоминали: коррупция и ее связь с чрезмерным объемом инвестиций, а также последствия отсутствия инфляции. Что касается фондовых инвестиций, то медведи все поняли правильно еще два года назад, и теперь экономика быстро замедляется, в то время как рынок недвижимости охлаждается, как они и предсказывали. К несчастью, люди все чаще обвиняют спекулянтов, играющих на понижение, вместо того, чтобы признать свои ошибки.
Однако культ еще вполне себе жив. За последние несколько лет создалось впечатление, что китайское правительство неуязвимо, и оно магическим образом контролирует экономический агрегат, что замедление им «намеренно» устроено, и что все в экономике по-прежнему под контролем. К несчастью, большая часть тех, кто прибегает к подобным доводам, чтобы доказать, что замедление роста – не такая уж большая проблема, явно забыли, что замедление роста экономики в последнее время в основном начиналось с ужесточения кредитно-денежной политики центральными банками, призванного контролировать инфляцию и притормозить экономику, и большинство, если не все подобные случаи кончались рецессией, которой никто не желал. Многие также не осознавали, как трудно будет Китаю выйти из долговой дефляции. Так что мы не имеем ни малейшего понятия, насколько сильно Китай отличается от остального мира в данном случае, и вынуждены предположить, что сторонники китайского культа оказались в плену иллюзий.
Когда замедление экономического роста станет реальностью, а жесткая посадка – неизбежной, на поверхность выйдут еще больше описанных нами проблем. Культ наверняка прекратит существование, в лучшем случае, через ближайшие несколько лет. Остается лишь понять, когда он, наконец, умрет, и будет ли эта смерть быстрой или медленной.
Комментарии 3
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.