Коронавирус зажег взрыватель на бомбе с часовым механизмом экономического долга Китая

Перед Пекином стоит непростой выбор: стерпеть беспрецедентный удар по экономике или предпринять массовое стимулирование с риском взрывных последствий… Надо остерегаться: финансовый вирус может оказаться не менее опасным, чем биологический.

крах китая

Китай

Стимулирование

Вспышка коронавируса уже сильно ударила по китайской экономике: все основные показатели свидетельствуют о рекордном замедлении роста в первые два месяца года. Но для экономики, ранее бывшей самой быстрорастущей в мире, существует еще большая опасность: Covid-19 может стать катализатором, доведшим до кипения давно назревавшие проблемы. Главная среди этих проблем – возрастающие системные риски в банковской и финансовой системе, вызванные высоким уровнем долга, накопившегося за последнее десятилетие.

Вспышка вируса произошла в самое неподходящее время. Последние 10 лет экономика не только накапливала долг, но также последовательно замедлялась, и в прошлом году темп роста упал до 6.1% – самого низкого уровня за несколько десятилетий. Теперь, как раз когда страна могла рассмотреть увеличение расходов, чтобы поддержать рост, неистовствующая пандемия означает, что доходы будут намного меньше, чем обычно.

Последние данные Министерства финансов Китая показывают, что в январе-феврале бюджетные поступления рухнули на 9.9% – самое резкое падение с 2009 г. Общие налоговые поступления упали на 11.2%, причем их главный источник – доход с НДС – обвалился на 19%. И на фоне этого падения власти предложили внушительные налоговые льготы в ответ на пандемию.

Между тем усугубление пандемии в других странах лишь еще сильнее ударит по китайскому экономическому росту, корпоративной прибыли и личному доходу. В свою очередь, это в ближайшие месяцы неизбежно обвалит государственные доходы.

Предложенные Пекином стимулирующие расходы лишь усугубят уже и так огромное долговое бремя Китая, достигшее в конце прошлого года 310% ВВП, согласно Институту международных финансов. Многие экономики, где наблюдался подобный уровень долга, пережили финансовый крах или экономический кризис. На Китай сейчас приходится около 60% из $72.5 трлн долга развивающихся рынков.

Кампания по снижению доли заемных средств в 2018 г. сократила долговое бремя Пекина. Но затем страна вернулась к кредитному стимулированию, чтобы поддержать рост и побороть последствия торговой войны с США.

Около 80% китайского долга накопилось за последнее десятилетие, так как страна стремилась в 2010-2020 г. достичь политически важной вехи и удвоить размеры своей экономики. Данная веха была ключевой целью китайской мечты о «национальном омоложении» председателя КНР Си Цзиньпина.

Хотя в самом Китае угроза коронавируса пошла на спад, надежды на быстрое восстановление нет, так как Covid-19 все еще неистовствует в ведущих развитых экономиках – в сущности, клиентах и торговых партнерах Китая. Обвал заграничного спроса создаст вторую шоковую волну, бьющую по ориентированной на экспорт китайской экономике, только восстанавливающейся от первого шока, когда китайские города были закрыты.


Бюджетный баланс Китая пострадает как от снижения доходов, так и от растущего запроса на расходы. Рост корпоративного долга, займов региональных правительств и проблемных кредитов коммерческих банков – это три составляющих, способных обрушить хрупкую китайскую финансовую и банковскую систему. Отношение нефинансового корпоративного долга к ВВП подскочило от 93% в 2009 г. до 153% в прошлом году, став одним из самых высоких в мире. Институт международных финансов предупреждал, что Китай – главный движитель глобального нефинансового корпоративного долга. Дефолты по облигациям в Китае также побили рекорды в 2018 и 2019 гг.

Между тем долги китайских региональных правительств подскочат вследствие дополнительного инфраструктурного стимулирования. В результате бремя долга, уже и так равного 40 трлн юаней – около 40% ВВП страны, составившего в прошлом году 100 трлн юаней, – еще больше вырастет. Агентство S&P Global Ratings назвало инструменты финансирования региональных правительств главным фактором накопления скрытого долга. Проблема в том, что тогда как региональные правительства хотят тратить больше, их доход с продаж земли, главного источника поступлений в местные бюджеты, падает. Министерство финансов сообщило, что продажи земли в первые два месяца года упали на 16.4%.

Китайские коммерческие банки также столкнулись с серьезным испытанием из-за роста проблемных долгов. Еще до вспышки вируса китайская банковская системы была бомбой замедленного действия, и государству пришлось вмешаться, чтобы спасти целый ряд кредиторов средних размеров. Отчет о финансовой стабильности, опубликованный Народным банком Китая в конце прошлого года, описывал 586 из почти 4,400 китайских кредиторов как «имеющих высокие риски». Данные китайских комиссий по регулированию банковской и страховой деятельности показывают, что в результате сокращения Пекином кампании по снижению доли заемных средств с середины прошлого года проблемные кредитные балансы коммерческих банков устойчиво росли.

долг

Долг

Перед китайскими чиновниками стоит сложный выбор: стерпеть беспрецедентное замедление или предпринять массовое стимулирование с риском взорвать финансовую бомбу замедленного действия.

Китайские экономические планировщики привыкли полагаться на огромные уровни долгового стимулирования каждый раз, когда рост замедляется. Закрытый характер китайской финансовой системы дает чиновникам роскошь самодовольства, так как у них есть валютные резервы на $3.1 трлн.

Все сигналы говорят о том, что, несмотря на риски, они снова будут делать то же самое. Согласно просочившейся информации, Пекин внес изменения в бюджет на 2020 г., увеличив дефицит до 3.5% ВВП с прежних 3%, чтобы профинансировать массовое стимулирование. Аналитики говорят, что реальный бюджетный дефицит может подскочить намного выше прошлогодних 4.9%, включавших внебюджетные займы и расходы. Съезд китайского политбюро 27 марта рекомендовал расширить пакет стимулирования, включая призывы поднять отношение бюджетного дефицита к ВВП, увеличить эмиссию специальных государственных облигаций и повысить квоту специальных облигаций региональных правительств. Власти также советовали коммерческим банкам увеличить порог для проблемных кредитов в надежде не дать рухнуть тысячам малых и средних предприятий. Правительство уже ускорило эмиссию облигаций. Эмиссия специальных облигаций в первые два месяца 2020 г. утроилась в сравнении с прошлым годом до 950 млрд юаней.

Следует ожидать, что китайский долг в ближайшие месяцы существенно вырастет, как и в предыдущие кризисы. Однако Пекину стоит учитывать, что в этот раз его фискальные меры будут ограничены. Они помогут только внутренней китайской проблеме предложения, но не смогут ничего поделать с внешним спросом. Китаю следует проявлять крайнюю осторожность: финансовый вирус, если позволить ему распространиться, может оказаться таким же опасным, заразным и летальным, как биологический.

аватар

ZEROHEDGE.COM

Финансовый блог номер один.

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.