Краткая история гинеи

На русском языке публикуется впервые

золотая гинея

Гинея 1685 г. с бюстом Якова II (James II) (ссылка)

Гинея имеет увлекательную историю, потому что ее эволюция раскрывает много разных денежных феноменов. Она начала свою жизнь в 1663 г. в королевстве Англия как простая монета, одно средство обмена в целом море конкурирующих средств обмена, включавшем кроны, шиллинги, полупенсовики, фартинги, не говоря уже обо всех иностранных монетах, обращавшихся в Англии, бумажных банкнотах Банка Англии, а также полном спектре портативного имущества, такого как украшения и произведения искусства, и не слишком портативного, такого как дома, земля и т. п. Если бы всё так оставалось, жизнь гинеи была бы скучной и я бы о ней не писал.

Но в конце XVII века гинея переступила черту и стала чем-то совершенно иным. Вместо того чтобы функционировать как всего лишь одно средство обмена среди многих, гинея неожиданно оказалась одним из двух британских расчетных средств, определяющих государственную расчетную единицу, в данном случае фунт (£). За несколько десятилетий гинея перетянула функцию расчетного средства на себя и занимала это господствующее положение до 1816 г., когда ее вывели из обращения.

Что интересно, хотя гинея перестала существовать в 1816 г., память о ней была достаточно сильной, чтобы она продолжала функционировать как расчетная единица, хоть и относительно несущественная, вплоть до XX века. Больше об этом – далее.

Всего лишь обычная монета

Тогда как большинство английских монет того времени были серебряными, гинея была золотой. Введенная в 1663 г. при Карле II (Charles II), она изначально приравнивалась денежными властями (монетным двором и королем) к 20 шиллингам, или одному фунту (£). Фунты, шиллинги и пенсы, или £sd, составляли английскую расчетную единицу – набор знаков, которые торговцы присваивали своим товарам, чтобы указывать цены. Фунт столетиями определялся в серебряных монетах, но решение монетного двора присвоить гинее значение 1 фунта (или 20 шиллингов) означало, что теперь фунт определялся как в серебряных, так и в золотых монетах.

Однако, согласно лорду Ливерпулу (Lord Liverpool), общественность и власти игнорировали эту оценку в 20 шиллингов, поэтому у гинеи появилась цена, определявшаяся рынком. Таким образом, гинея ничем не отличалась от любого другого товара; ее цена независимо плавала согласно прихотям покупателей и продавцов.

Это контрастирует с английскими серебряными монетами. Серебряные пенсы, полупенсовики и фартинги выполняли дополнительную функцию – служили расчетной единицей в стране. Фунт,  £, символ, с помощью которого торговцы обозначали цены или деноминировали долги, определялся в государственных серебряных монетах. Другими словами, устанавливая цену фермы £10, продавец указывал, что ферма стоит количество серебра, содержащееся в определенном наборе пенсов и фартингов.

Когда что-то служит расчетным средством, его цена не может независимо плавать. Вместо этого целая вселенная других цен меняется, чтобы отразить изменения стоимости расчетного средства. Например, если бы цена серебра в 1670-х выросла из-за повышенного спроса на серебряные украшения, то все английские цены должны были упасть. Или если бы количество серебра в государственных монетах сократилось, то английские цены выросли бы. Однако изменение спроса на золото в 1670-х привело бы к совершенно другому результату. Изменилась бы относительная цена гинеи, но мало что еще. Поэтому расчетная единица – особенная. В отличие от всех других товаров, все цены вращаются вокруг нее.

То, что изначальная оценка гинеи 1663 г. игнорировалась, очень важно. Представьте, что власти непреклонно хотели ее навязать. Возвращаясь к нашему примеру с фермой, установив цену £10, наш продавец указывал бы, что ферма стоит либо количество серебра, содержащееся в определенном наборе пенсов и фартингов, либо количество золота, содержащееся в гинее. Возникла бы совершенно другая система – биметаллизм. Но больше об этом – позже.

Ливерпул говорит нам, что в первые десятилетия гинея колебалась от 21 до 22 шиллингов, но в 1695 г. ее цена быстро выросла до 30 шиллингов. Причиной был не рост спроса на золото, а ускорившийся темп обрезывания и порчи пенсов, что сокращало количество серебра в монетах. Гинеи были не единственным товаром, выросшим в цене в 1695 г. Все английские цены вращались вокруг падающей стоимости серебряного пенса. Когда серебряные монеты были реформированы (их серебряное содержимое восстановлено) вследствие Великой перечеканки 1696 г., цена гинеи быстро вернулась к 22 шиллингам.

Переход на биметаллизм

Всё изменилось в 1697 г., когда Казначейство – ведомство, ответственное за сбор налогов – объявило, что все гинеи будут приниматься его кассирами за 22 шиллинга. До этого Казначейство принимало гинеи по текущему рыночному курсу. Как указывает Сайкс (Sykes), после 36 лет плавающего курса это было равнозначно фиксации цены гинеи относительно серебра. Гинея не могла обращаться дешевле этой оговоренной суммы, например по 21 шиллингу, потому что арбитражер скупит гинеи по 21 шиллингу и заплатит ими налоги по 22 шиллинга, заработав 1 шиллинг на каждую гинею. (В следующем году Казначейство снизило этот курс до 21 шиллинга 6 пенсов.)

Британия, придерживавшаяся до 1697 г. серебряного стандарта, теперь перешла на биметаллический стандарт, где фунт определялся как количество серебра, содержащееся в английских пенсах, и одновременно количество золота, содержащееся в гинее.

Гинея берет верх

Проблема нового стандарта была в том, что, закрепив гинею на уровне 21 шиллинг 6 пенсов, Казначейство переоценивало золото относительно рыночной цены, а точнее отношения серебро/золото, преобладающего в других странах. Насколько? В 1702 г. сэр Исаак Ньютон (Isaac Newton), мастер Монетного двора с 1699 г., заключил, что «курс золота в Англии слишком высок примерно на 10-12 пенсов на гинею». Другими словами, Казначейство должно было объявить, что будет принимать гинеи только примерно по 20 шиллингов 6 пенсов, или на 4.6% дешевле.

Каковы были последствия этой переоценки? Все серебряные пенсы стали покидать Британию, и их заменяли золотые монеты. Имея выбор – погашать долги или платить налоги переоцененным или недооцененным инструментом, люди всегда предпочтут использовать переоцененный. В конце концов, купив во Франции золото на 20 шиллингов 6 пенсов и заплатив им налоги на 21 шиллинг 6 пенсов в Англии, можно было получить 4.6% прибыли (минус издержки на транспортировку и чеканку). Недооцененный инструмент, в данном случае серебро, лучше всего использовать в других странах, где за него можно купить большее реальное количество товаров (или заплатить большую реальную сумму налогов), чем в стране, где он искусственно недооценен. Конечно, это закон Грешема (Gresham): плохое вытесняет хорошее.


Итак, наша гинея, начинавшая как простое средство обмена, не только стала одним из двух английских расчетных средств, но также была ответственна за массовый отток серебра из Англии.

К 1717 г. отток серебра стал настолько существенным, что власти решили что-то с этим сделать. Ньютон, по-прежнему мастер Монетного двора, заметил, что рыночная цена гинеи около 20 шиллингов 8 пенсов, учитывая обменный курс серебра и золота на других европейских рынках, и предложил для начала снизить курс с 21 шиллинга 6 пенсов до 21 шиллинга.

Но даже при такой сниженной цене английские власти всё равно переоценивали желтый металл. Они теперь зафиксировали отношение серебра к золоту на уровне 15.069:1, но так как в Голландии и Франции оно было 14.8:1, экспорт серебра и импорт золота оставался прибыльным. Отток серебра продолжался десятилетиями, пока этого металла почти не осталось. Англия перешла с биметаллического стандарта на монометаллический. Хотя де-юре по-прежнему действовал биметаллический стандарт, де-факто он превратился в золотой стандарт. И виной этому была гинея, контролировавшая теперь английские цены (или, по крайней мере, решение неверно ее оценить) (1).

Конец гинеи

Следующее столетие английские цены вращались вокруг стоимости золотой гинеи, до Великой перечеканки 1816 г., когда жизнь гинеи неожиданно подошла к концу. Со времен Исаака Ньютона гинея неудобно оценивалась в 21 шиллинг, или 1 фунт 1 шиллинг. Из-за этого платежи были несколько затруднены, так как не было монеты, способной погасить вексель или долг ровно в 1 фунт, а люди любят круглые числа. Было принято решение ввести более удобную монету – соверен – содержащую чуть меньше золота. Соверен удобно оценивался в 1 фунт, или 20 шиллингов. В итоге расчетная единица фунт содержала столько же физического золота, как раньше, но теперь существовала монета, соответствующая ровно одному фунту. Гинея была мертва.

Точнее, не совсем. Хотя она больше не чеканилась, гинея продолжала использоваться в оценке товаров. Согласно Виллему Бёйтеру (Willem Buiter) (PDF), аукционные дома и «дорогие и претенциозные магазины» продолжали устанавливать цены в гинеях в XIX и XX вв. Например, одежда и мебель, изготовленные на заказ, оценивались в старых золотых монетах. Использовалась единица, обозначавшаяся g или gn, во множественном числе gs или gns, хотя платежи совершались в соверенах или банкнотах Банка Англии.

Тарифы врачей и юристов рекламировались в старых золотых монетах и часто были известны как «тарифы в гинеях». Тогда как простые рабочие получали зарплату в фунтах, платежи в гинеях считались более «джентльменскими». Периодически это встречалось в литературе того времени. В рассказе Артура Конана Дойля (Arthur Conan Doyle) о Шерлоке Холмсе «Палец инженера» (The Adventure of the Engineer's Thumb) незнакомец делает мистеру Хадерли, инженеру-гидравлику, оказавшемуся в затруднительном положении, уникальное предложение: «Вас устроят пятьдесят гиней за одну ночь работы?»

золотая гинея

Реклама 1929 г.

Стандартная ставка, какую Чарльз Диккенс (Charles Dickens) платил за материалы для его еженедельников Household Words и All The Year Round, составляла полгинеи за колонку или гинею за страницу. Гинея часто упоминается в его романах. В «Оливере Твисте» (Oliver Twist) (где действие происходит в 1840-х) добродетельный мистер Браунлоу предлагает 5 гиней за информацию об Оливере.

В наше время лошадей продолжают оценивать на аукционах в гинеях.

золотая гинея

Лошадь Dancing Rain продана за 4 млн гиней

Конечно, для когда-то всемогущей гинеи это своего рода понижение в звании. Выступать единицей на аукционе Tattersalls не то же самое, что лежать в основе всех цен. Но, по крайней мере, это лучше, чем участь заменившего гинею соверена, никак не дающего о себе знать, да и вообще всех других средневековых монет, которые не обращаются и не используются как традиционные единицы.

(1) Понижение гинеи до 21 шиллинга в 1717 г. сопровождалось требованием, чтобы гинеи принимались по такой цене как законное платежное средство. До этого в качестве законного платежного средства функционировало только серебро, то есть должник мог погасить свой долг только серебряными монетами. После изменений должник мог погасить свой долг либо серебряными монетами, либо гинеями, и выбор был прост, учитывая переоценку золота.

аватар

Конинг, Джон Пол

Koning, John Paul

Финансовый аналитик, дизайнер, эксперт по свободному банкингу, криптовалютам, драгоценным металлам.

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.