Кредитно-денежный порядок Жака Рюэффа и мы
- дата: 31 декабря 2022 (источник от 2 декабря 2019)
Источник: LAWLIBERTY.ORG
Автор: Самуэль Грегг (Samuel Gregg)
Жак Рюэфф (Jacques Rueff), судья Европейского суда Европейского объединения угля и стали (фото из каталога Национальных архивов США)
Мы живем в странные кредитно-денежные времена. В Европе и Японии центральные банки ввели отрицательные процентные ставки, чтобы стимулировать вялую экономику, несмотря на обильные свидетельства, что подобная политика не работает. Европейский центральный банк даже перезапустил свою четырехлетнюю программу количественного смягчения, чтобы попытаться решить проблему слабого экономического роста в Еврозоне. По ту сторону Атлантики Федеральная резервная система (ФРС) пытается откалибровать процентные ставки, чтобы помочь Америке избежать рецессии, хотя прогнозы насчет приближения рецессии расходятся. Все громче звучат призывы к ФРС взять курс на отрицательные процентные ставки.
Все эти тенденции указывают на международную кредитно-денежную систему, где ведущие центральные банки мира движимы политической реакцией на текущие события, вместо того чтобы фокусироваться на главной цели любой разумной кредитно-денежной системы: обеспечении стабильной единицы учета, способствующей свободным экономическим решениям потребителей, домохозяйств и бизнесов в долгосрочной перспективе. С такой точки зрения, в глобальной экономике растет кредитно-денежный беспорядок.
Основательный подход к проблеме, определенно, требует рассмотрения того, что на самом деле составляет порядок в кредитно-денежной системе. Мало кто рассуждал об этом вопросе больше, чем французский экономист и чиновник Жак Рюэфф (1896-1978).
Поиск порядка
Возможно, виднейший французский экономист XX века, Жак Рюэфф, главным образом, запомнился разработкой экономических реформ (план Пине (Pinay) – Рюэффа), реализованных Шарлем де Голлем (Charles de Gaulle), когда тот в 1958 г. возглавил правительство погрязшей в экономическом кризисе Франции. Считается, что эти реформы – либерализация торговли, сокращение расходов, существенные изменения в налогообложении и социальном обеспечении, прекращение субсидирования многих отраслей и девальвация франка – спасли Францию от валютной нестабильности, высокой инфляции, промышленной неконкурентоспособности, слабости рынка капиталов и низкой производительности. В последние 15 лет жизни Рюэфф перешел с французской на мировую сцену, став ведущим сторонником восстановления классического золотого стандарта на фоне постепенного краха Бреттон-Вудской системы.
Однако Рюэфф также очень интересовался фундаментальными вопросами политэкономии. Он еще в конце 1920-х публично критиковал Джона Мейнарда Кейнса (John Maynard Keynes). В тот же период Рюэфф пришел к убеждению, что рыночная экономика и лежащая в ее основе кредитно-денежная система представляют хрупкую структуру, подверженную извращению и упадку. За свою жизнь Рюэфф наблюдал несколько серьезных расстройств западных кредитно-денежных систем. Он не верил, что решения каким-то образом спонтанно возникнут снизу.
Подобно немецким ордолибералам Вальтеру Ойкену (Walter Eucken) и Вильгельму Рёпке (Wilhelm Röpke), Рюэфф настаивал, что для выживания рыночной экономики необходимы упорядочивающие решения, учреждающие и защищающие определенные институты.
Много размышлений Рюэффа на эту тему можно найти в его важнейшей книге «Общественный порядок» (L’Ordre Social) (1945). Значительная часть этого труда написана в период, когда Рюэфф во время Второй мировой войны был отстранен от высоких должностей на государственной службе французским режимом Виши из-за своих еврейских корней.
«Общественный порядок» – сложная работа. В ней узкоспециализированная экономика сочетается с рассуждениями о природе денег, опасности дефицита, инфляции, приходе к власти Гитлера (Hitler) и государстве, чтобы прийти к общей теории (как следует из названия книги) общественного порядка. Ключевые разделы о денежно-кредитном порядке находятся в шестой и седьмой частях книги.
Согласно Рюэффу, общественные отношения, лежащие в основе рыночной экономики, более утонченны, чем кажется. Когда эти отношения ухудшаются ниже определенного уровня, оживить их сложно. Следовательно, по мнению Рюэффа, государство должно применять определенные правила, укрепляющие эти основополагающие отношения.
Хотя Рюэфф отчасти имел в виду строгое соблюдение прав собственности и верховенства закона, его особенно волновала кредитно-денежная стабильность. Рыночные отношения быстро развалятся, если государство поставит кредитно-денежную стабильность ниже достижения таких целей, как низкий уровень безработицы. Рюэфф настаивал, что, в отсутствие кредитно-денежной стабильности, правительства для поддержания порядка с большой вероятностью будут прибегать к таким радикальным мерам, как контроль цен. Однако подобная политика сильно ограничивает свободу и еще больше подрывает эффективность рыночного обмена, создавая еще большую потребность во вмешательстве.
Настоящие и ложные права
Но чем должно руководствоваться государство в поддержании кредитно-денежной стабильности? Здесь мы подходим к одному из самых новаторских аспектов взглядов Рюэффа на денежно-кредитный порядок: его различению настоящих и ложных прав (vrais droits и faux droits).
Под «настоящими правами» Рюэфф понимал право собственности и т. п. Такие права обеспечивают минимальный экономический порядок, разъясняя, что кому принадлежит, и позволяя людям свободно реализовать свою естественную склонность обладать, использовать и обмениваться вещами. Тем не менее таким правам должны придавать форму, структуру и содержание правительственная политика и законодательные решения. Договорное законодательство, к примеру, позволяет людям взаимовыгодно координировать использование своей собственности.
Законодательное признание таких прав эффективно, потому что согласуется с экономическими истинами о человечестве. Поэтому такие права и «настоящие». И напротив, законы и политика, противоречащие определенным экономическим фактам – спросу и предложению, механизмам мотивации, склонности людей преследовать собственные интересы и т. д., – создают, по словам Рюэффа, «ложные права».
Например, правительство может объявить, что люди имеют право на здравоохранение. Но если рынку здравоохранения не дают работать, такое право существует только на бумаге, а значит, оно «ложное». Более того, тот факт, что государство объявило о таком праве, но не смогло его обеспечить, способствует неуважению к закону, а также росту требований граждан к государству осуществить то, чего оно осуществить не может. В демократическом обществе, по мнению Рюэффа, политикам сложно противостоять подобному давлению. Результатом становится политика, множащая ложные права в экономике.
Последствия для денег
Как же идея Рюэффа о настоящих и ложных правах определяет его понимание кредитно-денежного порядка и беспорядка?
В «Общественном порядке» Рюэфф приводит пример правительства, желающего достичь новых целей. Однако вместо того, чтобы покрыть издержки за счет повышения налогов или сокращения расходов в других сферах, правительство предается дефицитному расходованию. Чтобы скрыть реальные издержки, центральный банк должен либо покупать правительственные облигации дешевле рыночной цены, либо напрямую монетизировать долг. Согласно Рюэффу, так правительства и центральные банки «последовательно и во все большей степени присваивают ложные права активам [своих] кредиторов».
Один из результатов такой политики – инфляция. Ложные права проникают в кредитно-денежную систему, подрывая ее способность обеспечивать стабильную единицу учета. Но проблема не ограничивается кредитно-денежной сферой. Чем больше законодатели рассматривают денежно-кредитную политику как способ избежать сложных решений по налогам и расходам, тем больше они пренебрегают основными политическими обязанностями – такими как сообщение гражданам правды о происходящем. Как следствие, кредитно-денежной беспорядок скрывает от граждан все издержки, связанные с умножением ложных прав, и одновременно подрывает политическую мораль.
Сейчас можно увидеть, как кредитно-денежная политика создает ложные права, когда центральные банки пытаются поддерживать низкий уровень безработицы или стимулировать экономический рост с помощью отрицательных процентных ставок и количественного смягчения. Сами по себе экономический рост и низкий уровень безработицы – достойные цели. Однако отрицательные процентные ставки и количественное смягчение порождают ложные права. Наглядные примеры – банки-зомби, поддерживаемые на плаву, вместо того чтобы позволить им обанкротиться, или накопление финансовых активов, чья жизнеспособность зависит от притока в экономику легких денег. Еще одно следствие этих ложных прав в том, что значительная часть населения, финансовый сектор и политики сопротивляются предложениям избавить экономику от зависимости от легких денег.
Рюэфф выступал за восстановление классического золотого стандарта, потому что был убежден, что это существенно ограничит возможность правительств и центральных банков навязывать экономике ложные права и, как следствие, извращать экономическую и политическую жизнь. Рюэфф также указывал на внушительный успех золотого стандарта в деле стабилизации цен, что обеспечивает важное законное право, необходимое для поддержания долгосрочных рыночных отношений.
Рюэфф учит нас, что ключ к кредитно-денежному порядку в создании институтов, помогающих рыночным отношениям функционировать, вместо того чтобы их подрывать. Учреждение и защита такого рода правил требует внутренней убежденности, позволяющей противиться соблазну близорукости, а также силы духа, недостающей большинству современных законодателей и центральных банкиров. Но это тем более подчеркивает, почему в нашу эпоху растущего кредитно-денежного беспорядка стоит прислушаться к Жаку Рюэффу – человеку, не боявшемуся говорить правду об экономике политикам всех убеждений.
Комментарии 1
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.