Кремниевая долина замедляется, вероятно из-за начала спада
- дата: 4 октября 2019 (источник от 30 сентября 2019)
Автор: Джон И. МакНеллис (John E. McNellis):
Самый сильный аргумент в пользу ходящей по воздуху экономики – WeWork, Uber, Lyft и другие «единороги», которым не суждено заработать ни цента. Выбрасывание на этих неудачников миллиардов долларов предвещает рецессию.
В мультипликационной физике действует закон: персонажи могут ходить по воздуху, если они ничего об этом не подозревают. Как только Багз Банни осознает, что он висит в воздухе, сила тяжести возьмет свое и он рухнет на землю. Не напоминает ли нынешняя экономика такого героя мультфильмов? Не парит ли она неосознанно в воздухе? А может, наоборот, мы стоим на прочной почве, лишь кажущейся зыбучим песком?
Самый сильный аргумент в пользу ходящей по воздуху экономики – WeWork. Или же Uber, Lyft и другие компании-«единороги», которым не суждено заработать ни цента. Выбрасывание на этих неудачников миллиардов долларов предвещает рецессию, если вспомнить предупреждение Алана Гринспена (Alan Greenspan) об «иррациональном оптимизме». (Хотя политик Гринспен сам не прислушался к собственному предупреждению). В прошлом году я думал, что я уже покончил с критикой WeWork, но гении с Уолл-стрит и деловые СМИ опять взялись за свое и снова заблуждаются насчет этой компании.
Да, у Адама Нойманна (Adam Neumann) президентское чутье на конфликты интересов. Ах, скажем прямо: он откровенный вор. Но популярный сегодня мотив – избавиться от недостойного Нойманна и урезать издержки – упускает из виду главное: WeWork не должна стать публичной компанией. Сама ее концепция несостоятельна. Даже если бы компанией управлял сам Иисус – или Уоррен Баффетт (Warren Buffett), – ее все равно ждал бы провал. Подробнее см. в моей статье за июль 2015 г. «МыРаботаем до поры до времени».
Какие еще есть индикаторы рецессии? Почти все убеждены, что экономика слишком хороша, чтобы это длилось долго, и что экспансия слишком затянулась. Ветераны, высматривающие облака в ясном небе, видят стаю черных лебедей: торговая война с Китаем, выходки России, обострение отношений с Северной Кореей и Ираном. А теперь еще Украина и импичмент. Если смешать все эти страхи и тревоги, то, пожалуй, как обычно бывает в жизни, можно спонтанно создать кризис. В конце концов, если перефразировать знаменитого философа Йоги Берру (Yogi Berra), «рецессия на 90% состоит из психологии».
Еще? Отвратительные излишества, достойные Марии-Антуанетты (Marie Antoinette). Мария-Антуанетта чувствовала бы себя в области залива Сан-Франциско как дома. В новом ресторане Selby’s на окраине Кремниевой долины гамбургер стоит $50. Klatch Coffee в Сан-Франциско продает кофе по $100. Да, $100 за чашечку кофе.
Кое-кто скажет, что если вы не видите в этом предзнаменования рецессии, то вы плохо смотрите.
Но могут возразить: какого черта? Рецессия? С ума сошли? Уровень безработицы близок к историческому минимуму, рост числа рабочих мест остается сильным, зарплаты растут во всех экономических сословиях, и попробуйте назвать хоть один крупный американский город, не загроможденный строительными кранами.
Такие диаметрально противоположные взгляды можно наблюдать в сфере недвижимости. На прошлой неделе я посетил ежегодный осенний съезд Института управления землей. По шкале от 1 до 10 (1 – Великая депрессия) выборка из чуть более чем 50 застройщиков из разных уголков страны в среднем оценила свой бизнес в 7 баллов. Однако в этом неформальном опросе меня поразило то, как часто более опытные застройщики отвечали: «Сейчас 7, но мы движемся к 4». Дух рецессии незримо парил в воздухе.
Невозможно сказать, каково положение на американском
национальном рынке недвижимости, потому что… никакого национального рынка
недвижимости нет. В каждом штате и городе своя ситуация, свои вызовы и
возможности.
Тем не менее вот приземленный взгляд на Кремниевую долину: один талантливый ипотечный брокер говорит, что рынок жилья в Кремниевой долине застыл и его объемы сильно уступают весенним. Почему? «Китайцы ушли, и инвесторы бездействуют. Они предчувствуют, что цены существенно упадут. Покупают лишь те, кому действительно нужно жилье».
Сожалеть о нормальном жилищном рынке – это смешно, но в Пало-Альто такого не было с 2009 г.
Другой брокер по продаже элитного жилья сказал: «Последние 60 дней рынок просто исчез. Мы наблюдаем мини-рецессию». Однако он считает, что весной рынок вернется.
Двое управляющих новых крупных квартирных проектов признали, что выполняют свою норму по аренде только за счет предоставления существенных бесплатных сроков. И я могу сказать из личного опыта, что рынок аренды офисов остыл.
Великая Кремниевая долина замедляется, но неизвестно, для короткой передышки или затяжного перерыва (ставлю на второй вариант). Но, честно говоря, мне вообще не стоит рассуждать о национальной рецессии. Почему? Потому что когда стоишь посреди пылающего поля, кажется, что горит весь мир.
Мой мир – розница – переживает рецессию как минимум с 2009 г., а может и дольше. Не депрессию. Не Армагеддон. Но рецессию. Рецессию, порожденную не бесконтрольными страхами и эмоциями, а чрезмерным строительством, электронной коммерцией и ростом операционных издержек. Тем не менее во время рецессии можно и преуспевать – как млекопитающие, когда динозавры вымирали: мы сейчас строим три розничных проекта и покупаем четвертый.
Комментарии 0
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.