Кус Янсен о реальных размерах спроса на золото в Китае

Sprott Money News (SMN): Привет, и вновь добро пожаловать на «Спроси эксперта»! Я – Джефф Рутерфорд (Geoff Rutherford), представляю Sprott Money News, и сегодня со мной на линии Кус Янсен (Koos Jansen), ведущий блога In Gold We Trust. Кус – создатель и автор материалов на In Gold We Trust. Он запустил свой сайт в 2013 году после того, как обнаружил несоответствия в отчетности о количестве физического золота, выводимого с Шанхайской биржи золота. Сегодня сайт посвящен исследованиям Куса, его читают многие эксперты индустрии по всему миру. Кус также входит в число консультантов Золотого антитрестового комитета (GATA); после всех этих слов я бы хотел поприветствовать Куса Янсена. Хорошего дня, Кус. Как ты поживаешь?

Кус Янсен: Я в порядке, спасибо, Джефф.

SMN: Прекрасно, прекрасно. Кус, чтобы ты знал, недавно у нас была беседа, но я не упоминал о ней. Наш председатель, г-н Эрик Спротт (Eric Sprott) относится к тебе с большим уважением. Он рекомендовал тебя нашим слушателям ранее, так что я действительно очень рад, что ты сегодня с нами.

Кус Янсен: Да, я слышал эту передачу, где он рекомендовал меня. Вообще-то я разговаривал с ним по телефону через несколько недель после этого. Он сказал, что мой сайт у него в закладках, и я был очень польщен.

SMN: Здорово, здорово. Отлично, Кус. Итак, Кус, ты начал вести свой блог In Gold We Trust еще в 2013 году. И за такое короткое время ты привлек внимание как инвесторов, так и экспертов индустрии. Перед тем, как мы начнем, ты мог бы рассказать нашим слушателям о возникновении твоего интереса к золоту, особенно к китайскому рынку золота, как все это произошло?

Кус Янсен: Все началось после банкротства банка Лиман. В то время, в 2008 году, я не был знаком с экономикой. Она мне всегда нравилась, но пару лет назад у меня была другая профессия, так что я не имел с ней ничего общего. Но после банкротства Лиман я обратил на это внимание, и немного позднее кризис начался и в Нидерландах. В 2009 году я смог реально видеть депрессию и происходящую здесь рецессию. Люди теряли работу, впадали в депрессию. И тогда я начал собирать кое-какие книги, потому что я начал интересоваться: как может быть такое, чтобы плотник, отлично делающий свое дело, вдруг больше не может найти себе работу?

Просто основные вопросы пришли на ум, и я начал читать, и я начал читать блоги. Я думаю, мое преимущество состоит в том, что я не изучал экономику, так что я мог развивать свои собственные идеи. Я мог выбирать свои собственные книги, свои собственные блоги, реально развивать собственное мышление, вместо того, чтобы слушать рассказы преподавателя о Кейнсе и о том, как все устроено. Я сам до всего доходил, так я и начал интересоваться золотом и экономикой в 2009-2010 годах. Мой интерес развивался и рос, и я начал писать статьи на голландском для маленьких блогов; а затем, в 2013 году, я узнал о Шанхайской бирже золота.

В начале 2013 года не было никого, насколько мне известно, в англоговорящем мире или на Западе, кто писал бы о Шанхайской бирже золота. Так что, когда я узнал о ней, я подумал: «Ничего себе, вот это история. Это нечто». Мне помогали несколько китайцев. Я познакомился с одним парнем из Китая в Твиттере, а потом связался с другими китайцами в блогах. Я получил эти базовые знания, или исходную базу, от китайцев с материка, действительно умных людей. И я начал копать, и узнал не только о Шанхайской бирже золота, о том, сколько металла вывозится из хранилищ, и так далее, но и о структуре китайского рынка золота.

Самое забавное – это то, что я пользовался многими программами-переводчиками, чтобы читать китайские СМИ, потому что то, что китайцы пишут на английском – это всего лишь то, во что они хотят заставить нас поверить, но если читать все на китайском, это совершенно другая история. Я читал с помощью программ-переводчиков, но если я считал, что нашел что-то интересное, я просил моих друзей в Китае перевести это для меня, чтобы у меня были надлежащие доказательства, потому что программный перевод неточен.

SMN: Круто. Это действительно интересно. Итак, в сущности, по твоим словам выходит, что ты вроде как получил доступ к инсайдерской информации от людей внутри страны. С другой стороны, если посмотреть на это с иной точки зрения, ты обнародуешь информацию, которой нет в широком доступе для остальной части западных СМИ и аудиторий. Твои цифры существенно отличаются от официальных данных. Итак, откуда ты берешь свои данные и насколько они, по твоему мнению, надежны?

Кус Янсен: Я беру их из китайских СМИ. Например, у Шанхайской биржи золота есть два сайта. У них есть сайт на английском и на китайском. Мои данные взяты, по большей части, с китайского сайта, потому что вся интересная информация об изъятиях из хранилищ, к примеру, публикуется только на китайском сайте. На английском сайте пишут кое-что об объеме торгов; они дают информацию о поставках, а это другая история. Я бы хотел сделать акцент на этом, поставки – это другая история, в отличие от изъятий на Шанхайской бирже золота. Так что я получаю данные с китайских сайтов, китайский вебсайт – с Шанхайской биржи золота, а также из китайских СМИ; и многое из всего того, о чем я говорил, присылают китайцы с материка, которые мне помогают.

Например, вы можете зайти на сайт Шанхайской биржи золота – на его английскую версию, и увидеть несколько отчетов – Отчет о китайском рынке золота за 2011, 2010 годы. Но существует гораздо больше отчетов, которых больше нет в интернете, но у меня они есть, потому что мне их присылают. Некоторые из них – на китайском языке, так что их действительно трудно читать. Вот откуда я беру свои данные, и не так уж просто собрать все это в кучу, но я сделал это, и составил собственный анализ, и никто не способен опровергнуть мое исследование, как мне кажется. Я реально просил народ на Твиттере и других профессионалов: «Пожалуйста, опровергните мой анализ или попробуйте сказать что-нибудь, доказывающее мою неправоту», но это комплексное исследование, и я думаю, оно серьезное.

SMN: Итак, Кус, почему, как ты считаешь, существует такое расхождение между тем, что мы реально видим на Западе в плане спроса на золото, и тем, что на самом деле происходит в Китае?

Кус Янсен: Я думаю, главная причина в том, что Китай действительно держит свои золотые накопления в тайне. Известно, что у них большие долларовые запасы. Это реальная проблема – ведь они знают, что в США с бюджетом полный хаос, и все хотят избавиться от долларов. У них слишком много долларов в валютных резервах, так что они хотят превратить эти доллары в золото, и не только правительство – они также хотят сподвигнуть население к накоплению золота. Но они не хотят слишком сильно влиять на рынок, поэтому все происходит под покровом тайны. Несколько очевидных индикаторов этого – то, что они не сообщают показателей официального объема импорта. Мы знаем лишь официальные данные об экспорте из Гонконга на материк. Они также реально умалчивают об обновлении своих официальных золотых резервов в Народном банке Китая.

В общем и целом, они хотят, чтобы мы думали, что у них в Китае не так уж много золота, и это очевидно. Согласно моему исследованию, до 2007-2008 годов они довольно честно рассказывали об объемах золота, а после 2008 года они начали немного привирать в определенных показателях, чтобы скрыть спрос. Официальные данные Китайской золотой ассоциации более или менее совпадают с информацией Всемирного совета по золоту, и, если говорить о 2013 годе, объем спроса на золото в Китае составил около 1,100 т. Вот в это они и хотят заставить нас поверить.

SMN: Хорошо, Кус, по поводу всех этих отчетов, демонстрирующих снижение спроса на золото в Китае, можно сказать, что цифры неточные, что они искажены? Каково твое мнение на этот счет?

Кус Янсен: В 2013 году спрос на золото в Китае был колоссальным; и в начале 2014 года он был огромным. Так что, как я только что говорил, по данным Всемирного золотого совета, спрос в 2013 году составил 1,100 т. Я же говорю, что он составил, по меньшей мере, 2,200 т, и это не считая спроса со стороны Народного банка Китая. В настоящий момент спрос падает. За последние шесть недель, если посмотреть на изъятия на Шанхайской бирже золота, которая является моим основным эталоном по китайскому спросу, прямо сейчас я могу отметить снижение спроса, но совсем незначительное, потому что у них был грандиозный, действительно экстремальный старт в начале 2014 года. И с этих экстремальных уровней спрос доходит просто до высоких уровней. Как в начале 2014 года, еженедельные изъятия из хранилищ Шанхайской биржи золота, то есть китайский спрос, достигал около 60 или 70 т, что превышало мировой объем добычи. А сейчас – это 30-40 т. По данным последнего отчета, он упал до 25 т, так что из очень высокого он стал менее высоким.

SMN: Ясно. Итак, ранее в своем блоге ты упоминал, что Китай может опубликовать данные о своих обновленных запасах либо в этом году, либо в следующем. Как только они это сделают, как ты думаешь, Кус, окажет ли это влияние на мировые цены золота?

Кус Янсен: Да, думаю, окажет. Ведь вторая по величине мировая экономика – Китай – обнародует эти данные, и я думаю, все это знают, или, по крайней мере, я предполагаю, что эти показатели составят 4,000 или 5,000 т. И это потому, что я и многие другие аналитики берут в расчет соотношение золота и ВВП; мы рассматриваем не соотношение в общем объеме валютных резервов, а отношение золота к ВВП. С учетом этого, они, вероятно, опубликуют их, когда у них будет достаточно золота. Если смотреть на соотношение золота и ВВП, им нужно быть наравне с Соединенными Штатами, то есть им нужно нарастить официальные резервы до 4,500 т.

Когда они достигнут этих показателей, они объявят об этом. Я не говорю, как сказал Джим Рикардс (Jim Rickards), что они будут обнародовать данные каждые шесть лет. Мне просто кажется, что, когда они дойдут до 4,500 т, они объявят об этом. Думаю, это окажет существенное влияние на цену золота, потому что если вторая по величине экономика в мире говорит: «Мы вкладываем много денег в золотые резервы, и мы намерены продолжать накопления, и это будет краеугольным камнем нашего капитализма», то, конечно, это сильно скажется на цене золота и на мировой кредитно-денежной системе.  

SMN: Спасибо, Кус. Итак, Китай подталкивает население к тому, чтобы покупать золото и инвестировать в него. Чем это выгодно китайскому правительству?

Кус Янсен: В целом этого делается для того, чтобы усилить китайскую экономику. Причины покупки золота у населения те же, что и у Народного банка Китая. А именно – для защиты своих резервов от внутренних и внешних шоков и инфляции, и это краеугольный камень капитализма. И, как вы видите, китайское правительство не только побуждает свое население покупать золото, но также и отговаривает их от покупки акций и недвижимости. Ирония в том, что китайское правительство знает об уязвимости владения резервами, которые может контролировать правительство, так что тем самым оно рекомендует своему населению вкладывать в золото в широком масштабе. Если посмотреть китайские СМИ, то они пускают рекламу по государственному телевидению; они показывают сюжеты в обычных новостных выпусках; они показывают сюжеты о золотых хранилищах, и я бы сказал, что любой китайский гражданин знает о золоте и о важности золота.

SMN: Понятно. Итак, глядя на все это, я хочу сказать, что за последний месяц, или месяцы, если уж на то пошло, в другой программе, которую мы назвали «Итоги недели» («Weekly Wrap-Up»), мы говорим с различными экспертами индустрии, обычно с Эриком Спроттом, Риком Рулом (Rick Rule) и так далее, и в наших с Эриком дискуссиях часто звучит тема манипуляций с золотом. Махинации западных центральных банков с ценой золота – широко распространенное явление. Мы знаем это, потому что мы видели судебные иски, об этом написано множество статей, то есть, они существуют. Итак, с учетом вышесказанного, ты считаешь, что Китай играет свою роль в этих махинациях?

Кус Янсен: Да, я думаю, что да. Я полагаю, что в настоящее время ценой золота манипулируют на западных рынках, но в сотрудничестве, скажем так, Запада и Востока, или Соединенных Штатов и Китая. Отношения Соединенных Штатов и Китая сродни браку. Правда, он превращается в плохой брак, но в данный момент они не могут жить друг без друга. Возможно, в будущем они захотят развестись, но на это нужно время, когда речь идет об экономике. Пару лет назад этот брак заключался в следующем: Китай экспортировал множество товаров в Соединенные штаты, а взамен получал доллары, и на эти доллары Китай покупал американские облигации. Теперь ситуация такова, что с наступлением кризиса США наломали дров со своим бюджетом, и им нужно девальвировать доллары, а у Китая полно этих долларов в валютных резервах. И, если доллар девальвируют, китайские валютные запасы испарятся.

Но у Китая много козырей, и он имеет кое-какую власть над Штатами. Он практически способен контролировать курс доллара США. Так что эти люди, вероятно, каждый день говорят по телефону о золоте, и я думаю, существует соглашение – как это было в апреле 2013 года, когда цена золота на западных рынках была искусственно занижена, что позволило Китаю накапливать золото, что, очевидно, и произошло. Я могу не только показать это в цифрах Шанхайской биржи золота, но я также анализировал данные таможенных служб Великобритании, Швейцарии, Гонконга и так далее. Дело в том, что все это золото с Запада, по большей части из Великобритании, уходит из Британии через Швейцарию. Его переплавляют в килограммовые слитки 0,9999 пробы – из Швейцарии вывозят в Гонконг, а оттуда – в Шанхай.

В данный момент мы видим, что не только власть перемещается с Запада на Восток, что не только доллар рушится, но мы реально можем видеть, что физическое золото движется на Восток. Я думаю, что в настоящее время Запад и Восток совместно манипулируют ценой золота, и я считаю, что это в интересах обоих. Если Китай накопит достаточно золота, в интересах обоих позволить цене золота расти медленно.

SMN: Так вот, Кус, в одной из своих недавних статей ты упоминал, что Китай будет внедрять систему страхования вкладов на случай дефолта финансовых рынков. Скажи, с учетом нынешней ситуации с золотом на Западе, какой ты видишь реакцию западных рынков на этот вышеупомянутый дефолт?

Кус Янсен: Что ж, я думаю, что на Западе мы выбираем (мы – потому что я живу на Западе) опцию реструктуризации долговых обязательств по модели Кипра. Это был первый подобный случай; и после этого многие западные правительства, как ни странно, приняли законы о реструктуризации долгов, хотя когда это произошло, я воспринял это как некий намек на то, что жителям западных стран тоже пора покупать золото. Стремитесь к надежности, заберите свои деньги или подумайте о своем финансовом благополучии, возьмите на себя ответственность, купите немного золота.

Но, конечно, они не могут сказать это вслух по телевизору; но я читаю это как «Будьте готовы, потому что грядет реструктуризация». При этом довольно смешно, насколько народ на Западе уверен в бумажных деньгах, они не покупают золото, или покупают, но совсем не в тех объемах, как это делают китайцы. Но так это происходит на Западе – через реструктуризацию; а сейчас китайское правительство со своей новой системой страхования вкладов, похоже, решило пойти другим путем. И, вероятно, стоит ожидать несколько дефолтов в Китае. Несколько недель или месяц назад мы видели обвал нескольких корпоративных облигаций, и я слышал, правда, не знаю, правда это или нет, но если в Китае внедрят эту новую систему страхования вкладов, тогда они позволят банкам банкротиться, проще говоря. Просто чтобы предупредить людей или просто дать людям знать: «Возьмите на себя ответственность за собственное финансовое благополучие и купите золото».

SMN: Вот так-то. Как ни странно, мой следующий вопрос к тебе был: что бы ты порекомендовал как лучший план действий, чтобы избежать крупных финансовых убытков? Но, в сущности, ты уже сказал – покупать золото.

Кус Янсен: Да, покупать золото. Я больше всего верю в золото, потому что все центральные банки мира владеют золотом, а также китайское правительство. Если посмотреть на китайский рынок золота, то Китай реально скоро будет лидером в этой сфере, потому что, через пару лет или через 10-20 лет, как мне кажется, он станет более влиятельным, чем США. Так что китайцы тут впереди всех. Они выбрали золото в качестве фундаментального элемента своего капитализма, да и все законы в Китае направлены на накопление золота. Все законы выстроены в пользу Шанхайской биржи золота, и все импортируемое золото должно продаваться через Шанхайскую биржу золота, и все добытое золото тоже должно продаваться на Шанхайской бирже золота. Вся структура китайского рынка золота говорит мне, что они, очевидно, выбрали золото, потому что именно оно составляет официальные резервы Народного банка Китая, а не серебро. Они выбрали золото как часть своей будущей денежной системы. Вот почему я больше золотой жук, нежели серебряный; но, само собой разумеется, если золото подорожает, серебро подорожает следом за ним. Но я бы сказал: защитите себя и купите немного золота.

SMN: Прекрасно. Слушай, Кус, я знаю, раньше ты говорил, что ты не прогнозист, так что я очень ценю это. Но, как бы то ни было, глядя в будущее с высоты птичьего полета, ты писал, что китайский спрос на золото в 2014 году был колоссальным, но недавно он снизился, хотя и остался очень активным. Каким, как ты думаешь, будет спрос в Китае в остальной части 2014 года? Как ты считаешь, замедление темпов роста китайской экономики и ее теневая банковская деятельность окажут влияние на спрос на золото?

Кус Янсен: Я не думаю, что замедление экономического роста обязательно означает снижение спроса на золото. Как я только что сказал, если банк банкротится, спрос на золото растет. Я не думаю, что в 2014 году спрос будет так же велик, как и в 2013-м, потому что это был действительно особенный год. И, если посмотреть на актуальные цифры, я не вижу, чтобы те пики, которые мы наблюдали в 2013 году, наблюдались и в 2014-м. Так что спрос будет меньше, чем в прошлом году. В 2013 году спрос составил 2,200 т. Я думаю, негосударственный спрос на физическое золото в Китае в 2014 году составит около 1,800 т.

SMN: Хорошо. Спасибо тебе за прогноз. Что ж, Кус, я хочу поблагодарить тебя за то, что ты был с нами сегодня. Мы очень ценим твои мысли и наработки, и я надеюсь, в будущем мы сможем еще пообщаться.

Кус Янсен: Да, я тоже надеюсь.

G
M
T
Y
Звуковая функция ограничена 200 символами
аватар

Нивенхойз, Ян

Nieuwenhuijs, Jan

Ведущий аналитик рынка драгоценных металлов.

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 1

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Ancors 09.05.2014 в 12:38
Учитывая то, что происходит в мире, стоит прикупить золота, вопрос в возможностях для его покупки.