Лоренс Лепард: Золото пойдет выше

Отрывок из отчета компании Лоренса Лепарда (Lawrence Lepard) Equity Management Associates:

Мы считаем, что мы находимся на ранней или средней стадии краха всемирного пузыря государственных долгов. Существующий сегодня «пузырь» охватывает долги и валюты, обеспеченные и поддерживаемые этими долгами.

Подобное случается нечасто и поэтому имеет большое значение. В сущности, никто из ныне живущих не застал краха государственного долга какой-либо крупной страны.

Чтобы найти такой пример, следует обратиться к книгам по истории: последние случаи наблюдались с 1900-х по 1930-е. Поэтому средний инвестор сегодня не готов к подобному. Мы считаем, что наш фонд предлагает реалистичную и недорогую защиту от подобного кризиса. Мы предлагаем страховку от «кредитно-денежного обесценивания».

Исторически такие кризисы случаются, когда госдолг превышает 100% ВВП, как определено в книге Рейнхарт (Reinhart) и Рогоффа (Rogoff) «На этот раз всё иначе: восемь столетий финансового безрассудства» (This Time is Different: Eight Centuries of Financial Folly). В настоящее время балансовый федеральный долг США ($28.1 трлн) составляет 130% ВВП ($21.6 трлн). Внебалансовые обязательства (социальное обеспечение, медицинское страхование) – еще от $100 трлн до $200 трлн, в зависимости от допущений.

Такой уровень долга невозможно было бы обслуживать (не говоря уже о сокращении или погашении), если бы процентные ставки, представляющие собой цену денег, определялись свободным рынком. В данном отношении кредитно-денежные власти по всему миру, фиксируя процентные ставки, расстроили финансовые рынки. История доказывает, что фиксирование цен не работает (см. СССР и цены на зерно). Цена денег – важнейшая цена в капитализме, и вмешиваться в нее – значит искажать все цены. Капитал распределяется неэффективно.

История показывает, что у страны есть лишь три способа, как разрешить ситуацию с чрезмерной задолженностью:

1. Дефолт. Долги обесцениваются на фоне банкротств, что ведет к дефляции.

2. Реструктуризация/переоценка относительно какой-то лучшей формы денег. Перезагрузка (см. Рузвельт (Roosevelt) в 1934 г.).

3. Инфляция валюты и ВВП относительно долга (см. США после Второй мировой войны).

Первый вариант возможен и, пожалуй, давно назрел. Второй вариант тоже может быть выбран. Однако мы считаем, что при текущей политической структуре наиболее вероятный путь для США – это третий вариант (инфляция). Таким образом, мы полагаем, что наше будущее – инфляция. И не просто небольшая инфляция, а огромная инфляция!


Когда экономика перегружена долгом, всё начинает выходить из строя, и правительство обычно вмешивается, чтобы предотвратить естественное дефляционное очищение, которое случилось бы без вмешательства. Правительство вмешалось во время всемирного финансового кризиса в 2008 г. В марте 2020 г., когда экономика затормозила (коронавирус послужил лишь спичкой, дрова были уже готовы), правительство снова вмешалось (в беспрецедентных масштабах), чтобы предотвратить серьезную дефляцию и экономический крах.

Исторически денежная масса еще никогда так не росла (график за последние 60 лет):


Денежный агрегат M1 до переопределения – годовое процентное изменение

С 1960 г. по ноябрь 2020 г. 53.2%, с поправкой на сезонные колебания (ShadowStats, ФРБ)

Годовое процентное изменение

Инфляция очевидна

В нашей последней рассылке мы говорили о балансе между инфляцией и дефляцией. Сейчас мы придерживаемся мнения, что наиболее вероятна высокая инфляция. Мы считаем, что сейчас наблюдается явный пример «ажиотажного бума». Цены на всё резко растут.

Например, медианная цена на жилье в США в январе выросла за год на 10%, а в феврале – на 15.8%. Никогда раньше такого не было, даже во время жилищного пузыря 2007-08 гг. Но самый тревожный вид инфляции – продовольственная. Подобное ведет к революциям.


Глобальные цены на продовольствие растут

Глобальный индекс цен на продовольствие Продовольственной и сельскохозяйственной организации, 2018-2021 гг.

Что касается золота…

Все эти планируемые расходы требуют займов. Кто-то должен покупать облигации, и тенденции на этом фронте выглядят не слишком хорошо. В мире низких ставок покупатель последней инстанции – Федеральная резервная система (ФРС), и она должна и дальше покупать облигации, иначе ставки подскочат. Мы считаем, что ФРС находится в порочном круге и не может из него выйти. Неизвестно только, как скоро это поймут все граждане и финансовые рынки.

Хотя нельзя сказать, что есть прямая связь между американским правительственным дефицитом и ценой золота, интересно отметить корреляцию между ними с 2012 г. (мы знаем, что корреляция не означает причинно-следственную связь).


Золото, $/унция и 12-месячный бюджетный дефицит США, млрд (обратно)

Посл.: 1,734.0

Посл.: -3,554.2

3-й кв.

Источники: Bloomberg, Казначейство США

Ежемесячные бюджетные данные по 28/02/2021. Данные по золоту по 26/02/2021

Из данного графика и из того, что дефицит с каждым годом всё больше, мы делаем вывод, что есть очень высокая вероятность, что цена золота в ближайшие годы вырастет.

аватар

Рубино, Джон

Rubino, John

Ветеран золотой и серебряной аналитики.

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.