Лживое лицо Сэма Бэнкмана-Фрида, FTX и ESG

Источник: AIER.ORG

Автор: Питер С. Эрл (Peter C. Earle)

В июне крах Terra Luna был большим потрясением в криптовалютном секторе. Последующая за этим цепная реакция вывела из бизнеса еще несколько крупных компаний, включая Celsius, Voyager и Three Arrows Capital. Но предположения о том, что худшее уже позади, и что зёрна отделилась от плевел, оказались преждевременными. Заявление о банкротстве FTX нанесло мощнейший ущерб восприятию данного класса активов и привело к падению оценок до рекордных за несколько лет минимумов. 


Сравнения с крахом Lehman Brothers и Enron Corporation были неизбежны, но они недооценивают пропорциональные масштабы катастрофы. Если Lehman был символом влияния плохих инвестиций на финансовый сектор, а Enron был символом внебалансового финансирования новомодных энергетических компаний, то фиаско FTX ставит под угрозу всю криптовалютную систему. На самом деле, ситуация с FTX больше напоминает кризис в MF Global несколько лет назад, в ходе которого подразделение, производившее торговые операции, использовало счета клиентов для удовлетворения своих потребностей в финансировании. Alameda Research, якобы криптотрейдинговая компания, похоже, не занималась торговлей, а делала венчурные инвестиции, предположительно переводя и используя средства клиентов FTX на различные корпоративные цели.

Основатель и генеральный директор FTXAlameda) Сэм Бэнкман-Фрид (Sam Bankman-Fried) (SBF) пережил взлет, сравнимый со взлётом метеорита. Компанию, основанную в 2019 году, недавно оценивали более чем в $30 млрд. SBF был 30-летним миллиардером. Его сравнивали с Биллом Гейтсом (Bill Gates), Джеффом Безосом (Jeff Bezos), Уорреном Баффетом (Warren Buffett) и Джоном Морганом (JPMorgan). Некоторое время FTX была очень популярна: её логотип был наклеен на футболки судейской формы Высшей Бейсбольной лиги и красовался на арене Miami Heat. Том Брэди (Tom Brady), Жизель Бундхен (Gisele Bundchen), Стеф Карри (Steph Curry) и другие знаменитости заключали рекламные и маркетинговые сделки с фирмой. И с иронией, присущей только финансовым рынкам, в рекламном ролике Суперкубка (стоимость: $30 млн.) в январе 2022 года актер Ларри Дэвид (Larry David) прокомментировал слова о том, что FTX – «безопасно и просто», словами «Я так не думаю». Жизнь действительно иногда подражает искусству. Сейчас фирма обанкротилась, активы потеряны и пропали, а SBF, по всей видимости, в данный момент скрывается.

LUNA&FTT (2021 - настоящее время)

(Источник: Bloomberg Finance, LP)

Крах FTX наряду с другими провалами и взломами в этом году заставили некоторых усомниться в том, что «криптовалюта хотя бы частично является тем, чем кажется». Действительно, скромный, образ SBF (неухоженные волосы, непритязательный наряд, непримечательный автомобиль) создает картину бесхитростности. Появление простого (хотя и высокоаналитичного) человека, использующего криптовалюту, чтобы решить проблему изменения мира, без сомнения, было непреодолимым для левого финансового истеблишмента. Подхалимская статья в Sequoia Capital была быстро удалена после появления откровений о FTX, но ее удалось найти в веб-архиве. В распечатанном виде она содержит более 30 страниц.

Правда с данным повествованием никак не стыкуется наличие частного самолета, просторного пентхауса на Багамах и много $ млн., потраченных на покупку влияния в Вашингтоне. Различные источники сообщают, что SBF делал политические взносы по обе стороны прохода, что, безусловно, верно: он дал чуть менее $36 млн. прогрессивным кандидатам и $105 тыс. консерваторам.


В течение 2022 года лоббистские усилия SBF были направлены на политиков, поддерживающих криптовалютную нормативную базу Комиссии по торговле товарными фьючерсами (CFTC). Это вполне логично, поскольку SBF разработал и продвигал план регулирования, благоприятствующий бизнес-модели FTX. Но интенсивное лоббирование, в результате которого SBF стал вторым донором по величине добровольных пожертвований на промежуточных выборах 2022 года, возможно, имело более насущные причины. В выпуске Wall Street Journal от 9 ноября было написано, что с лета FTX находилось под следствием как Комиссии по ценным бумагам и биржам (альтернативный регулятор CFTC), так и Министерства юстиции США.

Принятые им правила, по одним данным, превратили бы FTX и ее дочерние компании в «монополистов». Также был бы нанесён серьезный ущерб огромному массиву децентрализованных финансов (DeFi) и другим подобным фирмам, созданным за последние несколько лет. Уникальность заключается в том, что поступила немедленная реакция тех, кого данное предложение могло бы затронуть. Предложение SBF по регулированию было настолько бессовестным и наглым, что оно ускорило полный крах его империи - финансовый, технологический и политический. Тори Ньюмайер (Tory Newmyer) из Washington Post описала переломный момент:

Многие приверженцы криптовалюты расценили увертюры [SBF] в адрес Вашингтона как предательство главной миссии криптовалют. Данный инцидент создал почву для того, чтобы его самый грозный противник - Чанпенг Чжао (Changpeng Zhao) [CZ], исполнительный директор конкурирующей криптовалютной биржи Binance, - быстро и решительно расправился с ним. В воскресенье [6 ноября] Чжао объявил о продаже своих инвестиций в FTX: $580 млн. Данные деньги были необходимы FTX для поддержания своих долгов. «Мы не выступаем против кого-то», - написал Чжао в Twitter, - «Но мы не будем поддерживать людей, лоббирующих интересы других игроков за спиной».

Ликвидация CZ спровоцировала более масштабный и безумный исход, и, в свою очередь, обнаружилось, что заявки на вывод средств не удовлетворяются. Явная попытка лидера отрасли возвести непреодолимые барьеры для конкурентов с помощью захвата юридических и нормативных ресурсов далеко не беспрецедентна. Но это определенно говорит об изощренности, не соответствующей активно прорекламированному образу «невинного мечтательного ботаника» (см. также Элизабет Холмс (Elizabeth Holmes) из Theranos, Адам Науманн (Adam Naumann) из WeWork и Влад Тенев (Vlad Tenev) из Robinhood).

Практически такая же уловка имеет место в быстро расширяющемся влиянии поставщиков экологических, социальных и управленческих философий (ESG). Существует также прямая связь между SBF и ESG: Фонд FTX. Являясь основным каналом его пожертвований на «эффективный альтруизм», список поддерживаемых целей преподносит мало сюрпризов. Фонд был открыт в феврале 2022 года (примерно в то же время, когда SBF начал строить дорогу в Белтвее) и планировал поддерживать выбранные цели на сумму $100 млн. в год, до $1 млрд. в течение следующих десяти лет. В центре внимания SBF были: изменение климата, защита животных, предотвращение будущих пандемий и др.

Bloomberg Galaxy Crypto Index (2020 - настоящее время)

(Источник: Bloomberg Finance, LP)

Невозможно сочетать «эффективный альтруизм» и тайное использование средств клиентов для покрытия расходов и убытков на личную, рискованную торговую и инвестиционную деятельность. Одним из видов использования средств клиентов, очевидно, было личное пари на $7,3 млн. о том, что Дональд Трамп (Donald Trump) проиграет выборы в 2024 году. Для бизнесмена нет более фундаментального «альтруизма», чем добросовестное отношение к депозитам клиентов. Только после этого речь может идти о спасении китов или сокращении выбросов углекислого газа.

Еще более лицемерно стремление к покупке влияния государственных чиновников. Такая деятельность полностью противоречит основополагающим принципам самого Биткоина. Несмотря на недавние попытки представить развитие криптовалют как компонент крайне левых техно-утопических проектов, Венди МакЭлрой (Wendy McElroy) указывает на безошибочно либертарианскую направленность создателя биткоина Сатоши Накамото (Satoshi Nakamoto):

Сообщения Сатоши на форуме - еще одно свидетельство его политики. Его высказывания направлены против банков и критикуют правительство, признавая при этом привлекательность Биткоина для либертарианцев:

• Против банков. «Банкам нужно доверять хранение наших денег и их перевод в электронный вид, но они выдают их волнами кредитных пузырей, практически ничего не оставляя в резерве».

• Против правительства. «Да, [мы не найдем решения политических проблем в криптографии,] но мы можем выиграть крупное сражение в гонке вооружений и получить новую территорию свободы на несколько лет. Правительства хорошо умеют отрубать головы централизованно контролируемым сетям вроде Napster, но чистые P2P-сети вроде Gnutella и Tor, похоже, продолжают держаться.

• За либертарианство. «[Биткойн] очень привлекателен с либертарианской точки зрения, если мы сможем правильно его объяснить. Хотя я лучше формулирую код, чем слова».

Правительства, в отличие от рынков, не эффективны и не альтруистичны. 

Подавляющее большинство фондов и компаний, занимающихся ESG, так же неверно ориентированы. При свободном использовании таких терминов, как «устойчивый», скрывается широкий спектр инвестиционной деятельности. Некоторые из этих фондов явно противоречат общепринятым общественным представлениям о «зеленом» инвестировании. В период с 2019 по июнь 2022 года около 65 американских фондов были переименованы в «устойчивые» без какого-либо консенсуса относительно значения этого термина. В случае с фондом Blackrock Sustainable Advantage Large Cap Core Fund, в состав активов фонда вошли акции Halliburton и Exxon Mobil. FinancialAdviser цитирует Силлу Браш (Silla Brush) из Bloomberg, описывая, как один из самых неутомимых корпоративных добродетелей ESG лоббирует более широкие и гибкие определения.

Руководители Blackrock … призвали SEC избегать «предписывающих определений» для терминов вроде ESG … [говоря, что это] описывает широкую инвестиционную стратегию, а не конкретный тип инвестиций … В октябрьском письме о широких планах Blackrock юристы фондов сообщили сотрудникам SEC, что слово «устойчивый» в названиях фондов не предполагает, что фонд будет ориентироваться на какой-то конкретный вид инвестиций, отрасль, страну, географический регион или налоговый статус. Недавно переименованный фонд также изменил свою миссию, сообщив инвесторам, что он будет выбирать компании, лучше подходящие для использования «климатических возможностей».

Четвертым по величине холдингом, согласно последним данным, является Chevron Corporation. Среди других акций - Exxon Mobil, Marathon Oil, Valero Energy и Murphy Oil

Но если бессодержательные и оппортунистические определения ESG и устойчивого развития кажутся неясными, будьте уверены, что разница в структуре вознаграждения между ESG/устойчивыми и не ESG/неустойчивыми фондами кристально ясна. В середине 2021 года агентство Bloomberg сообщило, что: 

ETF US Stock Vanguard ESG, стоимостью $4,3 млрд., имеющий корреляцию с S&P 500 - 99,7% с момента его запуска 3 года назад [взимает] комиссию в размере 12 базисных пунктов по сравнению с 3 базисными пунктами для ETF S&P 500 компании Vanguard стоимостью $222 млрд.

Инвесторам рекомендуется подумать о том, как оплата в 4 раза больше обычной платы за управление для фонда, по существу не отличающемуся стандартно-взвешенному индексу, борется с изменением климата, обеспечивает справедливость или способствует инклюзивному управлению. Совсем недавно журнал Harvard Business Review объяснил сокращение платы за управление (следствие быстро растущей конкуренции среди управляющих активами) поспешным принятием «зеленого» и устойчивого развития, поскольку фонды ESG взимают плату в среднем на 40% выше, чем фонды, не относящиеся к ESG.    

S&P 500 vs. S&P 500 ESG indices (2019 – настоящее время)

(Источник: Bloomberg Finance, LP)

Пока ESG предлагает бесчисленное множество других абсурдов, данная выдержка из статьи редакции Wall Street Journal от декабря 2020 года указывает на вопиющую проблему с положением о корпоративном управлении:

Чем больше мы думаем о новых расовых, гендерных и ЛГБТ-мандатах для директоров корпораций, о которых объявила NASDAQ… тем более абсурдными они кажутся. Как компания должна выяснять, является ли кандидат в члены совета директоров геем, если это еще не известно? Неужели она должна нанимать частных детективов, чтобы выяснить это? После того, как этот человек войдет в совет директоров, компания должна будет отразить его или ее сексуальную ориентацию в ежегодном отчете, чтобы прогрессисты могли констатировать выполнение квоты? Мы можем продолжить...

За два месяца до того, как империя SBF рухнула, в вышеупомянутой статье Sequoia Capital говорилось, что он имеет «комплекс спасителя», и он «живет, руководствуясь альтруистическим расчетом». Как это часто бывает, под маской добродетели и благородства скрываются менее идеалистические мотивы: поиск ренты, покупка влияния и экологическая чистка. FTX и ее дочерние компании, под руководством SBF, имели такое же отношение к «построению процветающего будущего», как ESG - к «созданию пригодной для жизни планеты». Как фирма и идеал, соответственно, обе создавали высокие ожидания, но при этом порождали расточительство и убытки.

Как для клиентов FTX, так и для фирм, добровольно страдающих под гнетом соблюдения требований ESG, вероятно, уже слишком поздно. Но еще больше картонных святых обязательно будут помазаны. Не слушайте их слова и не верьте их обещаниям. Следите за тем, что они делают. Наблюдайте внимательно и всегда следуйте за деньгами. Ибо, как писал Генри Луис Менкен (H. L. Mencken): «Стремление спасти человечество - почти всегда ложное прикрытие стремления к управлению им. Власть - это то, к чему на самом деле стремятся все мессии».

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.