Мир переменных ставок, часть I: глядя в бездну
- дата: 9 июля 2013 (источник от 7 июля 2013)
Процентные ставки снова взмыли вверх на прошлой неделе. В эти выходные многие из нас поработали над статистикой и получили действительно страшные результаты.
Кажется, что за последние несколько лет снижение процентных ставок втянуло большую часть мировой экономики в финансирование с использованием переменных процентных ставок. Поэтому, когда процентные ставки растут, во всем мире происходит перерасчет стоимости обслуживания кредитов, что в лучшем случае означает повышение налогов на физических и юридических лиц, а в худшем угрожает взорвать всю систему.
Самая знакомая и наименее тревожная часть этой истории – ипотечные кредиты с переменной процентной ставкой. По сути, это кредит на покупку жилья по ставке-«дразнилке», со временем приближающейся к существующей ставке 30-летней государственной облигации. Лишь за последний месяц эталонная ставка скакнула с 3.5% до 4.5%, то есть теперь перерасчеты будут производиться на более высоком уровне. Для держателей таких кредитов растущий месячный платеж по ипотеке – это эквивалент сокращения зарплаты или повышения налогов, оставляющий меньше средств в конце месяца на покупку новых машин, отпуск и другие расходы. Поэтому потребительские расходы падают, и, если все остальные факторы остаются неизменными, экономика замедляется. Это очень серьезно для системы, которая, - если использовать для оценки ее состояния реальные цифры (см. Shadowstats.com), уже находится в рецессии.
Еще одна жертва – это долгосрочная облигация. Розничные инвесторы вложили около $1 трлн в облигационные фонды с 2009 по 2012 гг, частично потому что цены на облигации росли уже очень и очень долго, а частично потому что инвесторы были испуганы и финансовые консультанты продавали эти инструменты в качестве тихой гавани.
Это срабатывало в течение какого-то времени. Цены на облигации неслись вверх, а долгосрочные ставки падали, что помогло физическим лицам и пенсионным фондам восстановить капитал, потерянный во время краха 2009 года. Но с начала этого года из американских облигационных фондов было выведено $60 млрд, тогда как облигации резко подешевели, хотя, надо признать, не так резко как золото. График ниже показывает цену на 20-летние американские государственные облигации, подешевевшие почти на 15% с апреля.
Иными словами, «безопасная» часть индивидуальных и институциональных портфелей падает. Это эквивалент снижения доходов, делающего владельцев акций этих фондов беднее и, как следствие, заставляющего их отложить расходы до лучших времен.
Но настоящий системный риск связан с государственными долгами. Один из способов, с помощью которого американское, японское и европейские правительства скрывают последствия постоянно растущих гор долгов, заключается в кредитовании на более короткие сроки, - от нескольких месяцев до года, - когда ставки остаются у нуля и деньги, по сути, оказываются бесплатными. В некоторых случаях краткосрочные ставки упали быстрее роста объема кредитов, понижая стоимость обслуживания кредита даже в период наращивания долгового бремени.
Теперь долгосрочные ставки растут и у правительств есть выбор: или переместить свои приближающиеся к сроку погашения долгосрочные долги в краткосрочную бумагу, что позволит сохранить стоимость обслуживания кредитов на низком уровне, но вынудит ежегодно рефинансировать все больше долгов, или оставить срок погашения неизменным и получить мощный рост доходности. Или заставить свои ЦБ покупать еще больше долгов и списывать проценты по ним, что позволит лжи просуществовать еще какое-то время, но с риском того, что приливная волна вновь созданных наличных вызовет хаос в различных сферах экономики.
Теперь самое важное: хедж-фонды и крупные банки открыли деривативные контракты на свопы по процентным ставкам на сотни триллионов долларов, в рамках которых владельцы ценной бумаги с фиксированной ставкой доходности обменивают этот поток доходности на переменный поток, основанный на какой-либо эталонной процентной ставке. Те, кто делает ставку на переменную составляющую, понесут огромные убытки, если ставки продолжат расти. И многие крупные банки и многие, многие хедж-фонды находятся именно в такой ситуации. Если хотя бы несколько из них надорвутся под тяжестью этих ставок, когда те пойдут в неверном направлении, может рухнуть все здание, как это произошло со свопами по кредитным дефолтам в 2009 году.
Интересный (если это не слишком нейтральный термин) аспект во всем этом заключается в том, что все вышеупомянутые события произойдут одновременно, если ставки продолжат расти. У взявших кредиты с переменными ставками и владельцев облигаций останется меньше денег на расходы, что замедлит экономический рост; стоимость обслуживания государственных долгов образует зубец, тем самым делая заемные средства более дорогими и вызывая угрозу бегства из их уже очевидно умирающих валют; рынки деривативов увидят растущую нестабильность в свопах по процентным ставкам, которая может поставить под угрозу крысиное гнездо, также известное как глобальное банковское сообщество.
И все это из-за того, что процентные ставки возвращаются к исторически нормальным уровням.
Комментарии 14
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.