На краю глобального кризиса ликвидности

  глобальный кризис ликвидности

Существует ли более ужасная финансовая катастрофа, чем серьезный экономический кризис (рецессия) в начале 2023 года? К сожалению, ответ «да». И она быстро надвигается.

Надвигается еще большее бедствие - глобальный кризис ликвидности. Прежде чем рассматривать динамику глобального кризиса ликвидности, важно провести различие между кризисом ликвидности и рецессией. Рецессия - неизбежная часть делового цикла в экономике.

Она характеризуется ростом безработицы, снижением темпов роста ВВП, ликвидацией складских запасов, банкротством предприятий, сокращением потребительских расходов, снижением инвестиций, более высокими нормами сбережений (для тех, кто все еще работает), увеличением потерь по кредитам и снижением цен на акции и недвижимость.

Продолжительность и глубина рецессии могут сильно варьировать. И хотя у рецессий есть некоторые общие характеристики, причины их возникновения могут быть самыми различными. Иногда Федеральная резервная система допускает ошибки в денежно-кредитной политике и слишком долго держит процентные ставки на слишком высоком уровне (похоже, это происходит и в настоящее время).

Иногда рецессии могут быть вызваны негативными неожиданными внешними событиями, называемыми экономистами шоками для экономики. Так было после арабского нефтяного эмбарго 1973 года, вызвавшего серьезную рецессию с ноября 1973 года по март 1975 года. Рецессии также могут возникать, когда лопаются пузыри активов, как, например, крах фондового рынка в 1929 году или лопнувший пузырь недвижимости из-за кризиса сбережений и займов в 1990 году.

Какова бы не была причина, ход рецессии в некоторой степени стандартен. В конце концов цены на активы снижаются. Те, у кого есть наличные деньги, скупают акции по выгодным ценам, прекращается ликвидация запасов, и потребители восстанавливают свои дискреционные расходы. Часто данные пробные шаги с помощью фискальной политики приводят к восстановлению и новому росту.

Глобальные финансовые кризисы - совсем другое дело. Они возникают внезапно и неожиданно для большинства участников рынка, хотя всегда существуют предупреждающие знаки для тех, кто знает, куда смотреть. Обычно о них становится известно общественности и регулирующим органам в результате краха крупного учреждения, которым может быть банк, страховой фонд, фонд денежного рынка или любой трейдер.

И несмотря на то, что первый инцидент быстро становится известен, попадая в СМИ, распространение дальнейшей опасности все равно неизбежно. Рынки капитала тесно связаны между собой. Банки предоставляют кредиты страховым фондам. Страховые фонды спекулируют на рынках акций, облигаций, валют и товаров.

Фонды денежного рынка скупают государственные долговые обязательства. Банки предоставляют гарантии по некоторым активам этих фондов. Первичные дилеры (крупные банки) занимаются страхованием государственных долгов, но финансируют эти операции на рынках РЕПО, где приобретенные ценные бумаги передаются в залог за дополнительные денежные средства для покупки большего количества ценных бумаг. Все это приводит к длинным цепочкам повторного залога.


Все взаимосвязано. Вот в чем суть.

Федеральная резервная система напечатала $6 трлн. в качестве части своей денежной базы (М0). Но общая условная стоимость деривативов всех банков мира оценивается в $1 квдрлн. Для тех, кто не знает, $1 квдрлн. равен $1 тыс. трлн. Это означает, что общая стоимость деривативов в 167 раз больше всех денег, напечатанных ФРС.

А денежная масса ФРС сама по себе опирается на небольшой кусочек капитала, составляющий всего $60 млрд. Таким образом, баланс ФРС имеет соотношение заемных средств 100 к 1, а рынок деривативов имеет соотношение 167 к 1 к денежной массе ФРС, что означает, что рынок деривативов имеет соотношение 16 700 к 1 в пересчете на капитал ФРС.

Впечатляет?

Эксперты говорят: ну и что? Такие цифры не новость, а в определенные моменты они были еще более внушительными. То, что финансовая система имеет высокий уровень заемных средств и плотные связи, не указывает на то, что она готова к краху. Это правда. Но ведь система может рухнуть неожиданно в любой момент. Все, что нужно для краха системы, - это любой сбой, моментально приводящий к панике.

Маржинальные требования выставляются на убыточных условиях и требуют немедленной оплаты. Сроки при сделках РЕПО не переносятся. Однодневные депозиты не продлеваются и требуют немедленных выплат. Каждый хочет вернуть свои деньги в срочном порядке. Активы выводятся из обращения для погашения долговых обязательств, вызывая обвал на рынках акций и облигаций. И это все приводит к еще большим потерям и ликвидации банков и трейдеров.

Все внимание внезапно переключается на ФРС в поисках легких денег и на Конгресс США в поисках спасения, гарантий и увеличения расходов. Мы уже наблюдали подобную картину в 1994 году (Финансовый кризис в Мексике), 1998 году (Экономический кризис в России) и 2008 году (кризис американского инвестиционного банка Lehman Brothers).

Обратите внимание, что два из этих трех последних финансовых кризисов не сопровождались рецессией. Не было рецессии в 1994 году и в 1998 году. Только мировой финансовый кризис 2008 года совпал с серьезной рецессией.

Но если они протекают одновременно (как в 2008 году), акции могут легко рухнуть на 50% и более.

Возможно сегодня мы столкнулись именно с этой ситуацией. И она подводит нас к ключевому вопросу:

Если финансовые рынки почти всегда высоко закредитованы, а финансовые кризисы случаются в среднем раз в восемь лет, то по каким же признакам инвесторы могут определить наступление кризиса и то, что ситуация на финансовых рынках становится не совсем привычной?

Одним из самых мощных предупреждающих знаков считается перевернутая кривая доходности. В последний раз этот сигнал наблюдался в 2007 году накануне финансового кризиса 2008 года. Нормальная кривая доходности наклоняется вверх слева направо, отражая более высокие процентные ставки при более длительных сроках погашения. И в этом есть смысл.

Если я одалживаю вам деньги на десять лет, я хочу получить более высокую процентную ставку, чем если бы я одолжил их на два года. Это позволит мне компенсировать дополнительные риски, возникающие при более длительном сроке погашения, такие как инфляция, изменения в политике, дефолт и другие.

Когда кривая доходности инвертирована, это означает, что более длительные сроки погашения имеют более низкие процентные ставки. Такое случается, но это редкость. При этом участники рынка ожидают экономических трудностей в виде рецессии или риска ликвидности. Они хотят зафиксировать долгосрочную доходность, даже если она ниже краткосрочной, поскольку понимают, что в будущем доходность будет еще ниже.

В двух словах, инвесторы предвидят грядущие проблемы.

Среди других негативных признаков - резкое сокращение активов Китая, Японии, Индии и других крупных экономик, выраженных в ценных бумагах Казначейства США. Наивные аналитики считают это сигналом того, что эти страны пытаются «сбросить доллары» и не одобряют роль доллара как ведущей мировой резервной валюты.

В действительности все обстоит с точностью до наоборот. Им катастрофически не хватает долларов, и они продают казначейские облигации, чтобы получить наличные деньги для поддержания собственных банковских систем.

Вот некоторые из многочисленных признаков, указывающих на глобальный кризис ликвидности. Как мы думали раньше, кризисы ликвидности возникают мгновенно, но это не так. На самом деле их развитие занимает год или более, пока они не достигнут критической стадии. Вот тогда они становятся достоянием общественности.

Экономический кризис России с участием управляющей хедж-фондом компании Long-Term Capital Management 1998 года начался еще в июне 1997 года в Таиланде. Кризис банка Lehman Brothers 2008 года начался весной 2007 года с сообщений о потерях по ипотечным кредитам банка HSBC. Предупреждающие знаки всегда появлялись заранее. Большинство экспертов либо не знали, что это за знаки, либо просто не обращали на них внимания.

Вывод: на что я смотрю и что в итоге я вижу - это редкое совпадение тяжелой рецессии и кризиса ликвидности одновременно, как это произошло в 2008 году.

Продолжение следует.

аватар

Рикардс, Джим

Rickards, Jim

Писатель, экономист, юрист, главный управляющий директор по рыночной разведке в Omnis, Inc. www.omnisinc.com. Был главным правительственным переговорщиком в момент спасения хедж-гиганта Long Term Capital Management в 1998 году.

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.