На всех парах к очередному дефолту по американскому госдолгу
- дата: 20 ноября 2023 (источник от 27 октября 2023)
Автор: Джеймс Терк (James Turk)
«Как вы стали банкротом?» - Спросил Билл. «Двумя способами,» - Ответил Майк.
«Сначала постепенно, а затем внезапно».
Эрнест Хемингуэй (Ernest Hemingway), И восходит солнце, 1926
Финансовое положение федерального правительства США постепенно ухудшалось на протяжении десятилетий.
Сейчас она стремительно движется к переломному моменту, после которого обещания вновь будут не выполнены.
Каким будет дефолт на этот раз?
Предыдущие Дефолты правительства США
Будет ли это похоже на дефолт 1933 года, когда федеральное правительство отказалось выплачивать долги и остановило дефляционную спираль доллара, вызванную схлопыванием кредитного пузыря 1920-х г., спровоцированного банками? Или федеральное правительство погасит долг ничего не стоящей валютой, формально выполнив обещания? В этом случае повторится ситуация 1780-х годов с первой валютой страны, континенталем.
В своих книгах и статьях я долгие годы доказываю, что стоит ждать второго варианта. Доллар США уже давно на пути к краху. Это путь наименьшего сопротивления для политиков и зависимых от них глав центральных банков. Десятки валют, потерпевших крах только при нашей жизни, не говоря уже о давно забытых и похороненных валютах, подтверждают мою теорию.
До сих пор снижение покупательной способности доллара происходило постепенно, но сейчас оно ускоряется. Тем не менее у политических лидеров еще есть время, чтобы попытаться всё изменить.
Правильнее всего просто отказаться от долга и начать все сначала. Именно так поступили создатели Конституции. Поэтому начинать все сначала сейчас не означает начинать всё с нуля. Нам не нужно заново учиться на собственном опыте тому, что американцы пережили после краха континенталя 250 лет назад. Нам не надо ждать ускорения падения покупательной способности доллара, просто вернувшись к конституционной денежной системе, существовавшей с момента принятия Закона о монетном дворе в 1792 г. до создания ФРС в 1913 г.
На самом деле нам нужно упразднить все вредные законы, отменить поправки к Конституции конца XIX - начала XX века, навязанные американскому обществу так называемыми «прогрессистами» из социалистических радикальных левых, и отвергнуть их фашизм. Но данная статья о неизбежности дефолта и крахе фиатной валюты, а не о политике.
Математика, указывающая на дефолт и гиперинфляцию
Дефолт - это результат неэффективного управления финансами как отдельных лиц, так и компаний или правительств. Дефолты основаны на цифрах, в частности, на денежных поступлениях и расходах и их соотношении с суммой долга. Гиперинфляция - это результат финансирования правительством своих растущих расходов, бюджетного дефицита и долгов фиатной валюты, выпускаемой центральным банком, и/или депозитной валюты, создаваемой банковской системой.
Приведенный ниже график показывает зависимость долга федерального правительства ($33 трлн.) от процентной ставки по нему. До сих пор дефолта удавалось избежать путём манипулирования процентными ставками.
Зависимость долга федерального правительства ($33 трлн.) (синим) от процентной ставки по нему (красным)
Несмотря на резкий рост государственного долга, среднегодовая процентная ставка по нему с 1980-х годов снижалась и оставалась искусственно заниженной после финансового кризиса 2008 года. Только недавно она начала расти с постпандемического минимума (2,07%). В результате из-за искусственно заниженной процентной ставки появилось управляемое бремя процентных расходов при стремительном росте общей суммы долга – неповторимое обстоятельство, создающее предпосылки для гиперинфляции доллара.
В следующей таблице представлен мой двухлетний прогноз финансовых результатов федерального правительства США. Прогнозируемая процентная ставка – это валовая процентная ставка, выплачиваемая государством, деленная на средний годовой долг. Ключевой показатель – это коэффициент неплатежеспособности, представляющий собой отношение валовых процентов к федеральному доходу.
В 1980 году, когда председатель ФРС Пол Волкер (Paul Volcker) повышал процентные ставки для борьбы с инфляцией, процентная ставка по среднему долгу была 8,61%. Коэффициент неплатежеспособности был вполне управляемым (14,5%). Несмотря на то, что вскоре процентные ставки достигли своего пика и начали снижаться, коэффициент неплатежеспособности продолжал расти из-за безответственных расходов правительства, породивший постоянный дефицит бюджета, а федеральный долг рос до конца десятилетия.
В 1991 году данный показатель достиг 27,1%, причем и на доходы, и на расходы федерального бюджета негативно повлияла царившая тогда рецессия. Начались тревожные звонки. Обычно коэффициент неплатежеспособности 30% говорит о переломном моменте, после которого обычно начинается валютный, экономический и банковский кризис. Важно отметить, что данный показатель – это также сигнал перехода инфляции в гиперинфляцию, т.к. расходы и государственный долг растут быстрее доходов, а появляющийся дефицит оплачивается новой валютой, поступающей от соответствующей требованиям банковской системы.
Поэтому перед политиками того времени встала дилемма. Они должны были поменять свой курс и прекратить неконтролируемые расходы или найти решение, как сохранить бесконечный дефицит и заимствования. И они придумали замечательное решение - еще больше исказить рынок.
ФРС манипулировала процентными ставками, заставляя их опускаться ниже рыночного уровня, искусственно снижая стоимость капитала и искажая процесс свободного рынка. Такая вредная политика финансовых репрессий облегчила бремя процентных расходов государства, но нанесла непоправимый ущерб вкладчикам. Вклады – это главное средство, благодаря которому средний класс может накопить средства, чтобы подготовиться к неопределенному будущему.
Была применена плохая тактика, цель которой была в том, чтобы выиграть время и сохранить статус-кво; это не было решением проблемы. Неприятная неизбежность была в сотый раз оставлена на потом.
Но система вот-вот сорвется с обрыва и унесет с собой доллар, т.к. искусственно заниженные процентные ставки стимулировали еще больший объём заимствований, из-за чего долг увеличился ещё больше. Время, выигранное благодаря этой тактике, подходит к концу. Процентные ставки начали неизбежно возвращаться к уровням, отражающим повышенный кредитный и контрагентский риск огромного правительственного долга (уже почти $34 трлн).
Стремительное приближение к критической точке
По мере роста долга увеличивается и бремя процентных расходов по нему. Без сокращения расходов в других сферах деятельности правительства (что маловероятно), растущие процентные ставки увеличивают дефицит и требуют новых заимствований. Такие меры запускают порочную спираль увеличения дефицита, что требует еще большего долга с растущим бременем процентных расходов, оплачиваемых за счет вновь созданной валюты Федеральной резервной системой, работающей в тандеме с банковской системой. В результате девальвации (снижения покупательной способности), появляется инфляция, вызывающая финансовые проблемы, и углубляющая спираль дефицита.
Тревожные звоночки звучат так же, как в начале 1990-х. Постоянный дефицит и повышение процентных ставок увеличивают риск дефолта. Этим можно объяснить потерю кредитного рейтинга AAA у федерального правительства.
Мои прогнозы, представленные в табл. 1, предполагают процентную ставку для федерального правительства в размере 4% на конец года в 2024 г. и 5% на конец 2025 г. Таким образом, мы ожидаем ставки на уровне 3,74% в 2024 г и 4.37% в 2025 г. Я также предполагаю, что рост расходов каждый год будет близок к 5,5%. Такой темп роста наблюдается с 1980 по 2023 г. Это скромные предположения, и прогноз может легко исказиться рецессией или просто низким уровнем экономического роста.
В частности, нужно отметить скачок коэффициента неплатежеспособности на 5 пунктов с 2022 по 2023 год. В прошлом году правительство сократило текущие расходы на $301 млрд. Однако федеральные доходы сократились на $458 млрд., что на $363 млрд. меньше, чем было заложено в бюджет в январе. Такое тревожное снижение годового дохода на -9,4% не только подчеркивает шаткость финансового положения федерального правительства, но и говорит о том, что экономика США катится по наклонной и, возможно, уже вступила в рецессию. Данное наблюдение подтверждается падающим 16 месяцев подряд индексом опережающих экономических индикаторов.
Обычно во время рецессии доходы снижаются, а расходы увеличиваются. Так было во время Великой рецессии. В 2009 г. федеральные доходы упали на -16,6%, а расходы выросли на 17,9%. Если такие масштабы повторятся – резко вырастет коэффициент неплатежеспособности, т.к. долг сегодня в 3 раза больше, чем в 2009 г., а федеральный доход - только в 2 раза.
Независимо от того, началась ли рецессия, долг федерального правительства и бремя процентных расходов ускоряются из-за начавшегося в прошлом году роста процентных ставок. Даже если процентные ставки не будут расти дальше, то, согласно моим прогнозам, приведенным в табл 1, критическая точка в 30% будет достигнута в 2025 г., т.к. погашаемый долг с низкой процентной ставкой будет рефинансирован по более высоким процентным ставкам.
Любое дальнейшее повышение процентных ставок сверх прогнозируемого уровня приведет к тому, что критическая точка будет достигнута еще раньше. Например, критическая точка в 30% будет достигнута в 2024 году, если процентная ставка, выплачиваемая федеральным правительством по долгу на конец года, будет 4,5%, а не 4%, как прогнозируется в табл. 1. Такое относительно небольшое увеличение ставок подчеркивает шаткое положение федерального правительства. Как видно из Таблицы 2, даже небольшое повышение ставок очень чувствительно. Это связано с огромным размером долга по сравнению с возможностью генерировать доходы.
В отличие от 1990-х годов, сейчас у политиков нет альтернативы, за которую они могли бы ухватиться. Снижение процентных ставок до того, как инфляцию удастся взять под контроль, приведет к бегству из доллара, т.к. люди будут искать альтернативы в золоте, серебре и других полезных материальных активах, чтобы защитить свою покупательную способность. Даже если процентные ставки больше не вырастут, переломный момент уже близок просто из-за огромного накопленного долга.
Федеральное правительство на острие ножа, и дефолт грозит в ближайшем будущем. Такой плачевный исход – просто отражение математики, и это неоспоримо. Фактические результаты по доходам, расходам и долгу наряду с приведенными выше прогнозами говорят о бесхозяйственном отношении к финансам в течение последних десятилетий.
Урок, который необходимо усвоить
Необходимо усвоить очень важный урок, хотя правильнее было бы сказать «переосмыслить», т.к. в истории много повторяющихся примеров политической глупости и государственных репрессий. Командная экономика в конечном итоге терпит крах, независимо от продвигающей её политической идеологии.
Мы видели кучу примеров экономического и валютного краха в Советском Союзе, Венесуэле и других странах, пропагандирующих ложные социальные доктрины, отрицающие капитализм и свободный рынок. Их объединяет конечный экономический крах из-за фальсификации процентных ставок и других чудовищных схем финансового подавления.
К сожалению, их репрессии носят не только финансовый характер. Все они подрывают свободу своих граждан. Данный результат неизбежен при политическом контроле над валютой и процентными ставками в условиях командной экономики. Из-за того, что США придерживались в 20-м веке неконституционной денежной системы, страна естественно попала в эту дьявольскую ловушку.
Контроль над эмиссией денег государством
Из-за отказа от ключевых положений Конституции денежный процесс вышел из-под контроля. Золото и серебро – Конституционные деньги - добываются только тогда, когда это выгодно. Создатели Конституции и их преемники в течение последующих веков понимали, что непреодолимые пределы природы и разумный капитализм вместе гармонично контролируют вес добываемого каждый год металла. Тщательно разработав статью I, разделы 8 и 10, ограничивающие федеральную власть чеканкой денег (а не их печатью), они целенаправленно не допускали создания новых денег политиками и центральными банками. Мы переживаем катастрофические последствия отказа от этих важнейших конституционных постулатов, заложенных отцами-основателями, пережившими крах континентальной валюты и извлекшими из этого уроки.
Нет никаких ограничений на создание неконституционного количества долларов. Даже долговой потолок был отброшен. Доллары безрассудно создаются, обеспечивая рост долга федерального правительства. Сговорчивая Федеральная резервная система и банковская система, подстегиваемая огромными, но непосильными прибылями, обеспечивают любое количество бумажной валюты, необходимое для удовлетворения любых финансовых амбиций политиков.
Из истории денежно-кредитной политики мы знаем, что непрерывная кредитная экспансия не может быть устойчивой. Когда она заканчивается, долговая пирамида разрушается, а вместе с ней и лежавшая в основе фиатная валюта.
«Нет никаких способов избежать окончательного краха, вызванного кредитной экспансией. Вопрос лишь в том, наступит кризис раньше в результате добровольного отказа от кредитной экспансии, или позже, в результате полного краха валютной системы.» Людвиг фон Мизес (Ludwig von Mises)
Американские политики должны принять ряд сложных решений, как и избиратели, избравшие их. Необходимо разумное руководство, чтобы вернуть страну к конституционной республике честных денег. В противном случае страна продолжит безрассудно идти к дефолту с непредсказуемыми социальными и политическими последствиями, вытекающими из падения покупательной способности доллара.
Чтобы подготовиться к очередному дефолту, покупайте физическое золото и серебро, а не их бумажные копии. Не забывайте, что в 1933-ем и в 1965-ом году Министерство финансов США уже объявляло дефолт по своим бумажным золотым и серебряным сертификатам.
Комментарии 0
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.