Наполеоновская атака на рубль

наполеон рубль

Наша страна была не первой, чьи купюры подверглись массовой подделке на государственном уровне. Еще в 90‑е годы XVIII века англичане подделывали «ассигнаты», бумажные деньги французской революции. Вскоре опыт британцев переняли сами французы – в 1806 году, когда победоносный Наполеон занял Вену, он распорядился тайно изготовить копии с печатных клише австрийских купюр, чтобы затем наладить их фабричную подделку в Париже.

К изготовлению фальшивых рублей император Франции также приступил с государственным размахом. Детали этой операции раскрыл один из участвовавших в ней граверов лишь спустя десятилетия, уже в годы правления Наполеона III. По приказу первого из Наполеонов в недрах Министерства полиции было создано особое подразделение, занявшееся подделкой рублей. На улице Вожирар в доме № 25 с 1810 года размещалась секретная типография с самыми совершенными на то время станками для печати и гравировки. Любопытно, что именно по этому адресу писатель А. Дюма поместит одного из наиболее загадочных персонажей своих книг, мушкетера Арамиса.

Однако реальность дома № 25 была не менее авантюрна: здесь по приказу Наполеона напечатали многие миллионы поддельных рублей. Изготовленные фальшивки бросали на пол и долго ворошили кожаными метлами, чтобы «рубли» выглядели как бывшие в употреблении. Фальшивые купюры почти не отличались от оригинала. Бумагу и водяные знаки воспроизвели идеально, а подписи, выполненные при помощи факсимиле, выглядели даже лучше, чем на настоящих рублях, ведь в России их на все купюры тогда наносили вручную. Однако с искусными фальшивомонетчиками Наполеона злую шутку сыграла кириллица – парижские умельцы, плохо зная русский язык, допустили орфографическую ошибку.


На первых подделках в словах «ходячею монетой» и «государственная ассигнация» отпечатано «холячею» или «госуларственная». Прежде чем спецслужбы Наполеона заметили промах, успели напечатать множество таких купюр. Зато когда ошибку исправили, парижские «рубли» стало крайне сложно невооруженным глазом отличить от настоящих.

В Париже подделали все номиналы, но в основном печатали 25‑рублевые купюры – наиболее ходовые из крупных. Накануне вторжения 1812 года свыше 20 млн фальшивок доставили в Варшаву, и часть успели запустить в оборот через местного банкира Самуила Френкеля, имевшего множество контрагентов и счетов в России. По приказу Наполеона за распространение фальшивых рублей отвечал Бернар Маре, в то время министр иностранных дел Франции.

Во время похода в Россию фальшивые рубли выдавались и наполеоновским солдатам для оплаты личных расходов. Однако, к удивлению Наполеона, на оккупированной территории удалось запустить в рыночный оборот лишь несколько миллионов фальшивок – ведь, в отличие от обывателей Западной Европы, русские не спешили торговать с оккупантами.

Лишь при отступлении французы начали просто раздавать фальшивки массово. Так 100 тыс. поддельных рублей получил купец Петр Находкин, назначенный оккупантами «городским головой» при занятии Москвы. Еще больше фальшивок попало в оборот в 1813–1814 годах, когда русская армия действовала за границей, где обращение и подлинность купюр было невозможно контролировать.

«Наполеоновки», как прозвали в народе такие фальшивые рубли, благодаря высокому качеству изготовления находились в обращении еще долгие годы. Как скрупулезно подсчитали русские банкиры, в 1813–1819 годах обнаружили фальшивок на 5 614 380 руб. В 1820 году при обмене бумажных денег на купюры нового образца идентифицировали «наполеоновок» еще на 6 794 520 руб.

аватар

Волынец, Алексей

Российский историк.

Все статьи автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.