Не все свое, не все чужое: почему России важно сочетать технологический суверенитет с участием в мировой экономике. Комментарий Семена Новопрудского

самоизоляция россии

 Семен Новопрудский. Фото: Татьяна Фролова

В России на фоне беспрецедентных санкций набирает оборот «ярмарка идей» под хештегом #всёсвое. При этом необходимость создания эффективной несырьевой национальной экономики, собственных технологий, опора на собственные силы во многих отраслях очевидны. Но и разговоры о смерти глобализации и тотальном замещении всего «недружественного» своим неуместны.

Глобализация всегда в мире шла волнами — с приливами и отливами. Причем каждая следующая волна глобализации после кажущегося отката всегда была мощнее и масштабнее предыдущей.

Из России предлагают сделать технологический остров, признавая при этом, что «сегодня в мире нет ни одной страны, у которой был бы достигнут уровень технологического суверенитета». Причем за образец такого суверенитета почему-то предлагают взять СССР, у которого это тоже не получилось.

В России говорят о конце глобализации, «холодной войне 2.0» и предлагают создать собственную изолированную от мира особую финансовую систему с особым национальным регулированием. Хотя мы уже проходили опыт суверенной финансовой системы с особым регулированием и нарисованным государством курсом рубля в советские времена. И закончился этот опыт грандиозным развалом такой финансовой системы — у миллионов людей безвозвратно сгорели сбережения в «абсолютно надежных государственных банках». А международными стандартами банковского регулирования в сегодняшнем мире пользуются отнюдь не только западные державы.

В России начались разговоры о выходе из Болонской системы и создании новой суверенной системы образования, в том числе с использованием советских образцов. Хотя в разные советские времена образование в СССР было очень разное по сути и качеству. Но главное — за 30 лет с момента распада СССР в мире кардинальным образом изменились сами представления о целях и содержании образования. Не говоря уже о том, что в советской жизни не было цифровых технологий, нормальных компьютеров (советские электронно-вычислительные машины были гигантскими «шкафами» высотой в несколько метров) и онлайн-образования.


При этом российская власть, по крайней мере на словах, против изоляции и самоизоляции России. И это внушает осторожный оптимизм. Происходящее в последние месяцы показывает, что Москву невозможно «вытолкнуть» из жизни международного сообщества, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Нам уж точно не надо помогать выталкивать себя из международной экономики.

По сути, России предстоит решать две взаимодополняющие задачи — создавать или возрождать заново целые отрасли экономики (например, самолетостроение) и искать новое место в международном разделении труда, постепенно (но едва ли в горизонте двух-трех лет, это может занять намного больше времени) утрачивая статус «всемирной бензоколонки».

Когда в России указывают на преимущества китайского пути, нередко забывают, что Китай, едва ли не первым попытавшийся создать полноценный суверенный интернет и декларирующий опору на собственные силы, стал всемирным «сборочным цехом» и главным бенефициаром глобальной торговли. Китайские власти во всех публичных экономических выступлениях неизменно «топят» за развитие международной торговли и совершенно не считают себя «технологическим островом».

Дело даже не в том, что полная экономическая изоляция — слишком дорогое удовольствие и сам этот путь приводит к снижению уровня жизни, в конце концов, жить бедно россиянам не привыкать. Дело в том, что целые сферы человеческой деятельности в принципе невозможно замкнуть в границах отдельных государств. Например, наука, рождающая новые технологии, в том числе прикладная, а не только фундаментальная, давно стала транснациональной. Свободный обмен научной информацией и коллаборации из ученых разных стран — неотъемлемая часть технологического развития человечества. Информация транснациональна, логистика транснациональна, финансовые системы транснациональны, гаджеты транснациональны.

Государство — всего лишь форма организации жизни людей. Форма не может быть единственным содержанием. Если вы насильственно закрываетесь от мира, у вас есть шанс заново, условно, изобрести «колесо», но практически нет шансов изобрести и тем более наладить серийный выпуск «автомобиля».

Не говоря уже о том, что если у вас есть избыток какого-то товара, который вы производите (особенно наглядно это видно на примере продовольствия), элементарный здравый смысл велит продавать его тем, кому не хватает, и покупать на вырученные деньги то, чего не хватает вам.

Ну и, конечно, в желании создать какую-то суперсуверенную экономику России точно не стоит апеллировать к советскому опыту. СССР просуществовал неполных 70 лет, меньше сегодняшней продолжительности жизни среднестатистического россиянина, так и не решив базовые проблемы товарного дефицита и массовой нищеты. Думаю, все мы хотим, чтобы Россия жила намного дольше и намного лучше.

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.