Неизбежный победитель в нефтяной войне
- дата: 26 марта 2020 (источник от 19 марта 2020)
Автор: Саймон Воткинс (Simon Watkins)
Разумно предположить, что когда наследный принц Мухаммед бин Салман (Mohammed bin Salman) (МбС) просигнализировал, что Саудовская Аравия снова собирается добывать нефть по максимуму, чтобы обвалить цены и развязать полномасштабную нефтяную войну, российский президент Владимир Путин свалился со смеху со своего коня, на котором он катался с голым торсом где-то в Сибири. У российских разведчиков бестолковых людей, безжалостно используемых без их ведома в секретных операциях, принято называть «полезными идиотами», и в данном контексте сложно представить кого-то более полезного для россиян, чем тот, кто придумал последний саудовский «план». Как бы ни разворачивалась нефтяная ценовая война, победит Россия.
Если говорить о нефтяной экономике, то для России в этом году безубыточная цена за баррель нефти марки Brent – $40; для Саудовской Аравии – $84. Россия способна не напрягаясь добывать более 11 млн баррелей нефти в день (мбд). Средний показатель для Саудовской Аравии с 1973 г. по настоящее время – чуть больше 8 мбд. Главный российский нефтедобытчик Роснефть просил президента Путина разрешить добывать и продавать больше нефти после подписания соглашения ОПЕК+ в декабре 2016 г. Крупнейший саудовский нефтедобытчик Aramco при таком сценарии только несет потери. В том числе это затрагивает тех, кто достаточно доверял МбС, чтобы купить акции Aramco во время недавнего первичного публичного предложения. Россия с точки зрения бюджета и валютных резервов может выносить цену на нефть $25 за баррель до 10 лет; Саудовская Аравия – максимум 2 года.
Главная причина, почему Россия может продержаться намного дольше Саудовской Аравии, связана с самим МбС. Подтверждением этого – и озорного чувства юмора россиян – стало то, что министр энергетики РФ Александр Новак на прошлой неделе похвалил сотрудничество группы ОПЕК+ за последние три года, «принесшее России 10 трлн рублей». Вероятно, чтобы еще больше подчеркнуть иронию, министерство финансов РФ добавило, что накопленные благодаря прежним соглашениям ОПЕК+ средства помогут России поддержать рубль и выдержать цену на нефть $25 за баррель в течение 10 лет. Однако вишенкой на торте стали слова Новака: «При необходимости мы можем достичь новых соглашений [с ОПЕК]». На практике это значит, что если понадобится больше времени, чем изначально думала Россия, чтобы Саудовская Аравия обанкротилась, и это начнет отрицательно сказываться на РФ, то Москве достаточно будет щелкнуть пальцами, чтобы Эр-Рияд подписал новое соглашение ОПЕК+ об ограничении добычи.
Кто-то может сказать, что саудовцы не могут обанкротиться. Но, как подчеркивалось выше, саудовцы наверняка обанкротятся, если будут продолжать нефтяную ценовую войну. Как недвусмысленно заявил заместитель министра экономики Саудовской Аравии Мухаммед аль-Тувайджри (Mohammed Al Tuwaijri) в октябре 2016 г., после того как саудовцы в последний раз испробовали ту же «стратегию» в 2014-16 гг.: «Если мы [Саудовская Аравия] не предпримем никаких реформ и если глобальная экономика останется без изменений, то мы обречены на банкротство через 3-4 года». То есть если Саудовская Аравия будет добывать слишком много нефти, чтобы толкать цены вниз, – как она делает сейчас, – то через 3-4 года она станет банкротом. Сейчас этот срок уменьшился в два раза по ряду причин, описанных в моей недавней статье на эту тему.
Но что выиграет Россия от банкротства Саудовской Аравии? В экономическом плане это означает, что Саудовская Аравия объявит дефолт по государственному и корпоративному долгу и не сможет обслуживать свои ключевые отрасли и выполнять условия своих основных контрактов по нефти и газу. Россия выиграет уже от того, что с ней и ее союзниками – в частности, Ираном и Ираком – будет конкурировать меньше саудовской нефти и газа, но есть и другие преимущества. Среди них крах уже и так напряженных отношений Саудовской Аравии с США, длящихся с 1945 г. Тогда, как подробно проанализировано в моей новой книге о глобальных нефтяных рынках, президент США Франклин Рузвельт (Franklin D. Roosevelt) и саудовский король Абдул-Азиз (Abdulaziz) на борту американского военного корабля Quincy на Большом Горьком озере – части Суэцкого канала – подписали соглашение о том, что США будут получать столько нефти, сколько им нужно, пока она есть у Саудовской Аравии, в обмен на американские гарантии безопасности для страны и правящей династии Саудитов.
В последние годы сторонников продолжения этих отношений в США заметно поубавилось. Настроения стали серьезно меняться, когда американской общественности стало известно, что 15 из 19 террористов, угнавших самолеты во время атак 11 сентября 2001 г., были саудовскими гражданами. Масштабы финансирования терроризма саудовскими властями вышли на передний план после того, как 28 сентября 2017 г. Конгресс США отменил вето президента Барака Обамы (Barack Obama) на Закон о судебном преследовании спонсоров терроризма. Тогда родственники жертв терактов 11 сентября получили возможность подать иск к Саудовской Аравии о компенсациях. Вскоре после этой отмены в федеральных судах было зарегистрировано 7 видных исков, обвиняющих саудовские власти в поддержке и финансировании атак 11 сентября, и их ожидается еще больше.
Последующие события отнюдь не смягчили такие отрицательные настроения, учитывая постоянное давление Конгресса США на Саудовскую Аравию из-за участия в войне в Йемене, сближение саудовцев с Россией в сделке ОПЕК+ и заявление в 2017 г. ливанского президента Мишеля Ауна (Michel Aoun) о том, что саудовцы похитили тогдашнего премьер-министра Ливана Саада аль-Харири (Saadal Hariri) и требовали уйти в отставку. Все еще больше усугубило убийство оппозиционного саудовского журналиста Джамаля Хашогги (Jamal Khashoggi) 2 октября 2018 г. в консульстве Саудовской Аравии в Стамбуле, когда, по заключению ЦРУ, приказ лично отдал МбС. Отношение к Саудовской Аравии в последние годы ухудшилось настолько, что на Администрацию президента США оказывалось все большее давление, чтобы наконец утвердить Закон о противодействии картелям по добыче и экспорту нефти. Данный закон – который все еще может быть подписан (что МбС также не принял во внимание) – сделает незаконным искусственное ограничение добычи нефти (и газа) и установление цен, чем занимаются ОПЕК и Саудовская Аравия.
Закон также лишит ОПЕК и ее стран-участниц иммунитета в американских судах. Тогда к Саудовской Аравии можно будет подать иск в соответствии с действующим американским антимонопольным законодательством на общую сумму, по оценке, $1 трлн инвестиций в США. Вследствие этого и других вышеупомянутых обстоятельств МбС оказался неспособным найти международную площадку для продажи акций Aramco. Как подчеркивалось перед первичным публичным предложением в предыдущих статьях на OilPrice.com, акции Aramco сейчас обесцениваются именно по этой причине: потому что компания будет использоваться как инструмент правительственной политики – какой бы непродуманной она ни была, – независимо от соображений акционеров.
Более того, на выходных Aramco опубликовала цифры, показывающие спад на 21% в 2019 г. «из-за снижения цены нефти», – и это еще до запуска МбС новой стратегии по обвалу цен! После объявления о «стратегии» акции торговались на 15% ниже цены предложения. Кроме того, в конце прошлой недели стало известно, что, несмотря на смехотворные заявления королевства о возможности увеличить добычу до уровней, даже близко не достигавшихся ранее, Aramco отклонила как минимум три запроса азиатских нефтеперерабатывающих заводов (по одному из Южной Кореи, Тайваня и Китая) о поставках нефти в апреле в дополнение к долгосрочным договорам.
Таким образом, будет ли Саудовская Аравия вести нефтяную ценовую войну или – что еще лучше – обанкротится, Россия в любом случае выиграет. Долгосрочная цель России – напрямую или косвенно контролировать всех ключевых игроков шиитского полумесяца на Ближнем Востоке, включая Ливан, Сирию, Ирак, Иран и Йемен (через Иран). Все эти страны имеют обширные запасы нефти и газа и/или полезные береговые линии для российских военных и коммерческих нужд (с доступом к Средиземному или Аравийскому морю). Для достижения этой цели главная стратегия международной политики России заключается в создании хаоса и затем проецировании на него своих решений и, следовательно, своей власти. В этом отношении МбС, опять же, очень «полезен» россиянам.
Комментарии 6
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.